Найти в Дзене
Т-34

Товарищи по оружию. Советский ветеран о встрече на Эльбе

В корреспондентском пункте в Ростове-на-Дону раздался звонок, и в телефонной трубке послышался взволнованный мужской голос:

— Это говорит тот самый офицер, которого вот уже сорок лет помнит участник встречи на Эльбе Джордж Мека из Чикаго. Я теперь в запасе, работаю. Фамилия? Янченко...

... И вот мы сидим с Владимиром Тимофеевичем в его просторном кабинете: Янченко работает начальником управления материально-технического снабжения Северо-Кавказского района Госснаба СССР. На столе — газета с публикацией «Пишу тебе из сорок пятого...».

— Прочитал воспоминания американского ветерана, — говорит Владимир Тимофеевич, — и все вновь словно прошло перед глазами... Эльбу мы форсировали без особых осложнений. Было это примерно напротив города Ванденбурга. Заняли оборону по дамбе. Я получил приказ взять три пулемета и «оседлать» шоссейную дорогу. Позже нам сообщили, что именно по этой дороге ожидается продвижение наших союзников из армии под командованием генерала Патона, в составе которой была и 76-я пехотная дивизия, где служил Джордж Мека.

Весна, земля прогрелась. Победа уже близка. Вдруг слышу, сообщает наблюдатель: «Товарищ лейтенант, идут три крытых машины. Вижу крупнокалиберный пулемет. Опознавательных знаков нет...» Отдаю команду: затаиться и подпустить ближе — вдруг фашисты. На какое-то мгновение, когда между нами оставалось метров пятьдесят, я перекинул взгляд на третий автомобиль, и на сердце отлегло: боя не будет. На крыле трепетал американский флаг.

Я поднялся и пошел навстречу союзникам. Машины резко остановились. Это были солдаты из разведки армии генерала Патона. Мы стали обниматься, в воздух полетели пилотки. Я никак не мог понять, что хочет от меня капрал в маскировочном комбинезоне. Он показывал на красную звездочку, что была у меня на пилотке, и прижимал руку к своей груди. На помощь пришел поляк, который был в составе американской разведки и знал немного по-русски. А в общем-то в те минуты мы обходились без переводчиков. Я сказал, что не могу отдать красную звездочку. Я — военный и это — символ нашей формы. Тогда Джордж буквально разорвал комбинезон, снял с груди награду «Шарп шутер» — «Меткий стрелок» и протянул ее мне. Я все еще колебался: неудобно остаться без звездочки. Тогда капрал рванул с себя пояс, на котором у него висел большущий пистолет и бросил его к моим ногам со словами: «Я разоружаюсь... Зачем быть военными?! Пусть будет мир...».

Так переводил поляк, но жесты представителя союзников были красноречивей слов. Красную звезду капрал сразу же прикрутил к лацкану. Тогда же я подарил Джорджу и значок «Ворошиловский стрелок».

... Сын сапожника Владимир Янченко родился и вырос на Дону. В 1943 году, когда ему еще не было и восемнадцати лет, ушел на фронт. Служил в 527-м полку 118-й Краснознаменной ордена Кутузова Мелитопольской стрелковой дивизии. Был рядовым стрелком, автоматчиком, разведчиком, минометчиком, командовал пулеметным взводом. Дважды был ранен и контужен, но снова возвращался в строй и дрался с фашистами до великого дня Победы. Первую боевую медаль получил за бои под Мелитополем, ордена Славы был удостоен за форсирование Вислы.

После Победы Владимир Тимофеевич вернулся в родные края, окончил судомеханический техникум, Николаевский кораблестроительный институт. Потом ему доверили руководить коллективом «Красного гидропресса»: он стал директором.

К боевым наградам прибавились ордена Ленина, Октябрьской Революции и «Знак Почета»...

— Мы накануне великого праздника 40-летия Победы над фашизмом, победы, которая принесла мир и свободу народам, — говорит в заключение нашей беседы В. Т. Янченко. — В преддверии этого праздника я хотел бы, чтобы мои слова дошли до Чикаго и всех честных людей США: «Мы помним встречу на Эльбе. Мы помним, что Советский Союз во второй мировой войне потерял двадцать миллионов своих сыновей и дочерей. Такова наша цена за мир.

Многие американские семьи также потеряли своих близких. И не наша вина в том, что в мире вновь неспокойно. Угроза миру сейчас исходит из-за океана. Нашу страну называют «империей зла» и угрожают ей ядерным, нейтронным, а теперь и космическим оружием.

Я и мои соотечественники сделаем все, что в наших силах, чтобы не допустить ядерного пожара, который станет непоправимой трагедией для всего человечества. Пусть же не повторится война!».

Г. ГУБАНОВ (1985)

☆ ☆ ☆

Начало: