Найти в Дзене
ЭкономистЪ

Стоимость поездки на такси достигла максимума за 10 лет. В чем причина роста, когда ждать снижения?

Роскошь, а не средство передвижения. Зато позаботились о всех!
Роскошь, а не средство передвижения. Зато позаботились о всех!

Наши люди в булочную на такси не ездят. Известная фраза из советского кинофильма в скором времени может стать лейтмотивом отношения населения к популярной городской услуге.

У очередного повышения цен на такси в России несколько причин, разбираемся по порядку.

  • Цены на авто

Во-первых, свою лепту в новую нормальность рынка такси внес рост цен на автомобили в России. Действительно, Росстат приводит данные, по которым с начала СВО средняя цена импортной легковушки выросла на 57%, аналогичный показатель роста для отечественного автопрома составил 25%. Жизненный цикл машин, купленных предпринимателями еще в «довоенные» годы подходит к концу, поэтому у многих трудящихся рынка возникает потребность в обновлении рабочей лошадки. Ну а коль скоро цена на средство производства выросла (причем в случае простеньких иномарок рост цены порой доходит до 100%), то и цена услуги, предоставляемой за его счет, выросла.

  • Цены на бензин

За этот год цены на топливо в России выросли примерно на 35%. Бензин составляет значительную часть себестоимости поездки.

  • Закон о такси

В декабре 2022 года Президент России Владимир Путин подписал закон, который в целом регулирует деятельность в сфере такси. С 1 сентября 2023 года начнут действовать основные положения этого закона. Согласно новому закону, водители такси, включая самозанятых, должны будут иметь страховку ОСАГО по тарифам для перевозчиков. Они обязаны будут приобрести специальный страховой полис для такси, стоимость которого будет значительно выше, чем стандартная автостраховка, при том же уровне страхового покрытия. Кроме того, компании, предоставляющие услуги заказа такси, будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если ОСАГО не покрывает этот ущерб.

Все это уже сегодня отражается на ценообразовании и, конечно, на числе граждан, готовых участвовать в рынке такси на новых правилах. Дополнительный рост издержек и снижение предложения на рынке также являются факторами роста цен.

  • Монополизация рынка

Если буквально десять лет назад в городах России действовали сотни и тысячи разнообразных контор, предоставляющих услуги такси, то сейчас рынок развивается в условиях нескольких небольших агрегаторов и одного мега-агрегатора, Яндекс.Такси. Монопольная власть позволяет не только установить цены выше средних, но и произвольно повышать комиссию. Капитализм, счастье, ***.

Стоит ли ждать улучшения ситуации?

В определенной степени ситуация уже улучшилась. Для тех, кто предпочитает высокое качество обслуживания и не придает особого значения росту цены типичной поездки на сотню-другую рублей.

Экономика и законодательство преобразили рынок такси – если раньше это был доступный способ добраться из точки «А» в точку «Б», то сейчас данный вид транспорта все ближе подбирается к роскоши.

Выгода для государства? Упорядочение работы сервисов такси.

Выгода для водителей? Номинально – большая оплата труда, меньшая конкуренция, но и ответственность выше.

Выгода для оставшихся потребителей? Рост безопасности и качества предоставляемых услуг.

Выгода для простых людей? Экономия на спортзале. Иронично, но ходьба пешком признана докторами одним из лучших видов физической нагрузки.

Позаботились обо всех :-)