Почти все, кто считает себя христианами, верят, что при обращении Святой Дух работает либо (1) непосредственно воздействуя на душу погибшего, либо (2) совместно с проповедью и чтением Божьего Слова, либо (3) опосредованно через Слово. Истину нельзя познать через некий эмоциональный опыт, ее можно познать только через явленное Божье Слово.
КТО РОЖДЕН ОТ ВОДЫ И ДУХА (Ин. 3:5)
Всякий изучающий Библию должен обратить внимание на слова, сказанные Иисусом Никодиму: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3:5). Большинство протестантов усматривает в этих словах Иисуса учение о том, что рождение свыше происходит благодаря непосредственному воздействию Святого Духа на сердце человека.
Иисус не конкретизирует роль Святого Духа в “рождении свыше”, а только лишь говорит о Его причастности к нему. Чтобы понять роль Святого Духа в рождении свыше, необходимо исследовать и другие учения Нового Завета.
Большинство религиозных групп признает, что слово “Дух” в Ин. 3:5 - это Святой Дух, однако заблуждается насчет слова “вода”, давая ему самые различные толкования.
“Вода” толкуется как Слово
Некоторые полагают, что слово “вода” в Ин. 3:5 означает “Слово”. “Некоторые толкователи в слове «вода» наотрез отказываются видеть какую-либо связь с крещением и утверждают, что наш Господь говорил об очищающем действии Слова Божьего [основывая свои доводы на Еф. 5:26]” (А. Дж. Маклеод). Дональд Барнхаус, например, утверждает: “Так, когда в беседе с Никодимом Он говорит о воде, Он имеет в виду Божье Слово. Этот образ дается по причине очистительной силы воды (см. Пс. 118:9; Ин. 15:3; Еф. 5:26)”.
Если Иисус употребляет слово “вода” в переносном смысле, тогда откуда нам известно, что в таком же переносном смысле Он не употребляет слово “Дух”? Почему в этой фразе Иисуса метафорой является только “вода”, а все остальные слова употреблены в их прямом значении? Если другие слова - “Дух”, “войти”, “царствие Божие” - даны в прямом значении, то почему же тогда слово “вода” не означает воду?
Часто цитируемый стих Еф. 5:26 вовсе не говорит, что слово “вода” означает Слово; он только утверждает, что церковь очищается “банею водною, посредством слова”. Предлогом “посредством” переведено греческое ен (происшедшее от слова со значением “в”). Вероятно, этот стих следует понимать так: церковь очищает вода в сопровождении Слова (в Современном Переводе читаем: “...омовением в воде и провозглашением благой вести”). Одно лишь Слово не очищает. Также и вода не может очистить, если Слово не вошло в сердце. Только вода (Mк. 16:16; Деян. 22:16) вместе со Словом (Деян. 11:14; Иак. 1:21) могут привести нас к очищающей крови Иисуса, дающей спасение и возрождение.
“Вода” толкуется как Дух
Другие пытаются доказать, что слово “вода” представляет собой “Дух”. Они полагают, что греческое слово кай должно переводиться не в его первом значении “и”, а во втором - “точно, именно”. Тогда отрывок звучал бы так: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды, а именно от Духа, не может войти в Царствие Божие”. При переводе и толковании всегда следует брать первое значение слова, если только контекст не требует второго его значения. В данном контексте ничто не указывает на то, что вместо союза “и” нужно использовать “именно”. Такая попытка придать слову “вода” значение “Дух” была предпринята с единственной целью избежать вывода о том, что вода означает крещение.
Еще одна точка зрения строится на Ин. 7:38, 39: “Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него...” В этом контексте Иисус явно использует слово “вода” иносказательно. Однако переносное значение слова “вода” в этом отрывке не является доказательством того, что в Ин. 3:5 оно также употребляется в переносном смысле. В Ин. 7 Иисус говорит не о рождении свыше, а о даре Святого Духа, который дается тем, кто “верует” и повиновался Богу (Деян. 5:32).
“Вода” толкуется как физическое рождение
Утверждающие, что Иисус говорит о физическом рождении, считают, что слово “вода” означает околоплодные воды, изливающиеся во время рождения. Они строят свое утверждение на словах Иисуса в Ин. 3:6: “Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух”. Роберт Харви Стракан пишет: “Вода может также символизировать факт физического рождения. ...Более поздняя иудейская мысль рассматривает «воду» как творческий элемент чрева”.
Подобный вывод неверен потому, что Иисус говорил не о двух разных рождениях, а только об одном - о рождении, в котором участвует и вода, и Дух. Фредерик Дейл Брюнер так комментирует этот стих:
«Иоанн не ставит второй раз предлог “от” (греч. экс) перед словом “Дух”, что бы он сделал, если бы говорил о двух разных событиях. Один предлог экс говорит о единственном случае. Затем единственное число окончательно устанавливается употреблением субъективированного страдательного причастия прошедшего времени геннете, буквально означающего “однажды рожденный” от воды и Духа».
Хомер Кент мл. и другие ученые сходятся на том, что “в греческом языке... использованы два существительных без артиклей, соединенные союзом кай (“и”) и управляемые одним предлогом, что показывает, что они не являются совершенно отдельными друг от друга, а, напротив, суть аспекты одного понятия”.
Иисус не говорил об одном рождении от воды и другом - от Духа. Он говорил об одном рождении - от “воды и Духа”.
“Вода” толкуется просто как знак
Есть такие, кто полагает, что “вода” крещения для Иисуса была не более чем знаком. По их мнению, в Его словах к Никодиму ничто не указывает на необходимость крещения для того, чтобы спастись, или попасть на небеса. Уильям Хендриксен пишет: “Поэтому очевиден следующий смысл: быть крещеным водой недостаточно. Этот знак несомненно важен, и важен как печать. Но знак должен сопровождаться чем-то значимым: очищающим воздействием Святого Духа”.
Проблема с этим выводом состоит в том, что Иисус утверждал, что войти в царство Божие можно, лишь родившись от “воды и Духа”, а не только от Духа. Независимо от того, подразумевал или не подразумевал Иисус под словом “вода” знак и печать, Он сказал, что для того, чтобы войти в царство, необходимо рождение с участием воды. Поэтому те, кто не был рожден как от Духа, так и от воды, не вошли в царство Божье. Царство Божье и царство небесное - не два разных, а одно и то же царство (Мф. 4:17; Mк. 1:14, 15). Это то царство, о приближении которого возвещали Иоанн (Мф. 3:2), Иисус (Mк. 1:15), апостолы (Мф. 10:5, 7) и семьдесят учеников (Лк. 10:9, 11). Это царство Иисуса, в которое попадают христиане, вводятся в него из мира (Кол. 1:13). Иисус теперь властвует на небе и на земле (Мф. 28:18; Еф. 1:19-23), и земной частью Его царства является церковь (Мф. 16:18, 19). Иисус постоянно говорил о Своем царстве (Мф. 5:3, 10, 19; 6:10, 33; 7:21; 13:19, 24, 31, 44, 45, 47). Это царство обязано своим существованием “доброму семени” (Мф. 13:37), Слову (Лк. 8:11), которое Иисус посеял в мире и дал вдохновенным авторам через Святого Духа.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (1 Пет. 1:23)
Если возрождение, или рождение свыше, происходит при крещении “водой”, то каким образом Святой Дух участвует в этом рождении? Человек физически рождается в мир, выходя из материнского тела. Эта жизнь возможна благодаря семени отца. Семя является носителем жизни.
То же самое можно сказать и о духовном рождении: “...Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век” (1 Пет. 1:23). Источником жизни в рождении свыше является семя, которое есть Божье Слово. Иисус говорил: “Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Ин. 6:63). Дух дает жизнь посредством Слова, которое производит возрождение. Слово, как и семя, несет в себе жизнь, а явлено оно было через посредство Духа. Как семя нуждается в воде, чтобы дать новую жизнь, так и Бог требует, чтобы духовное возрождение человека произошло с помощью воды.
Мы оживаем как духовные растения в царстве Божьем с помощью семени царства (Мф. 13:19-23). Семя, которое дает нам духовную жизнь, это Божье Слово (Лк. 8:11). Без Духа не было бы Слова; без Слова не было бы ни жизни, ни рождения; без жизни или рождения никто не мог бы стать членом царства.
В Новом Завете нет ни одного примера, ни одного стиха, где бы говорилось, что возрождение происходит благодаря прямому воздействию Духа. Дух произвел семя, животворящее Слово.
В Иерусалиме (Деян. 2:5) в день Пятидесятницы впервые было проповедано прощение грехов во имя Иисуса (Лк. 24:47). После сошествия Духа на апостолов (Деян. 2:4) собралось множество народа (Деян. 2:6). Петр призвал их “внимать” (выслушать) его “словам” (Деян. 2:14, 22). “Слыша это, они умилились сердцем” (Деян. 2:37). “Итак охотно принявшие слово его крестились” (Деян. 2:41). Здесь мы видим пример и разъяснение того, как люди рождаются свыше. Как и обещал Иисус (Ин. 14:16, 17; 16:13), Петр исполнился Духа (Деян. 2:4) и Духом был наставлен на истину.
Слова Петра тронули иудеев, заставив их поверить в Иисуса (Деян. 2:37; см. Ин. 17:20; Деян. 17:11, 12; Рим. 10:17) как в Мессию и побудили их креститься (Деян. 2:36-38, 41). Так они родились от воды и Духа. Затем они получили “дар Святого Духа” (Деян. 2:38), который дается только “сынам” (Гал. 4:6).
То же самое прослеживается и в словах Павла к колоссянам. Он сказал, что до крещения человек мертв во грехах. Однако благодаря вере в силу Бога, воскресившего Иисуса из мертвых, человек, погребающийся с Иисусом в крещении, точно так же вместе с Ним и оживает. Верующий понимает, что та же сила, которая воскресила Иисуса, может изменить и его жизнь, возродив его, мертвого во грехе, к новой жизни в Иисусе (Кол. 2:12, 13).
«Божья могучая сила, однажды явленная в воскресении Христа, - вот во что твердо верят христиане. Это можно объяснить следующим образом: они приняли факт воскресения Христа. Это была блестящая демонстрация Божьей силы, и, уповая на эту силу, они познали духовное воскресение в союзе с Христом» [Герберт Карсон].
Вера в подобную силу Бога приходит от Слова (Рим. 10:17).
Таким образом, возрождение становится возможным благодаря вере, которую производит сила Слова, возвещенного Духом. Вера выражается в акте крещения, которое не только соединяет принимающего крещение с Иисусом в Его погребении и воскресении, но и демонстрирует всем его веру в силу Бога. Та самая сила, которая воскресила Иисуса, изменит и его жизнь, пробудив к новой духовной жизни. Вот почему в процессе возрождения вода и Дух неразделимы.
НОВАЯ ТВАРЬ (2 Кор. 5:17)
Во Христе человек заново рождается, становясь новой тварью (новым созданием) (2 Кор. 5:17). Пребывание “во Христе” является результатом крещения (Рим. 6:3; Гал. 3:27), которое происходит, когда человек повинуется истине (1 Пет. 1:22). Повиновение приходит от слышания этой истины, которая есть благовестие о нашем спасении (Еф. 1:13), или Слово Божье (Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23).
Г. Лео Боле пишет:
«Новый Завет не учит, что Святой Дух непосредственно воздействует на сердце грешника... В Новом Завете нет ни одной строчки о том, чтобы кто-то был обращен в веру до того, как услышал истину, уверовал во Христа, покаялся в грехах и крестился во Христа».
Образец спасения был дан Петром в день Пятидесятницы. Его слова (Деян. 2:14, 22, 40) тронули сердца тех, кто их услышал (Деян. 2:37), а результатом принятия ими истины было крещение (Деян. 2:41).
Дальнейшие крещения, описанные в Деяниях, проходили по этому образцу. Проповедовалось Божье Слово. Люди слышали и принимали Слово (Деян. 2:41; 4:4; 8:12, 14; 11:1; 17:11, 12). Принявшие Слово (уверовавшие) крестились (Деян. 2:41; 8:12, 35-39; 16:14, 15, 33; 18:8; 19:5).
То, как люди отвечали на благовестие, обобщено Павлом в Еф. 1:13: “В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом”. Обратите внимание, что люди получали печать Святого Духа после того, как услышали благую весть и уверовали. Дух не вкладывал веру в их сердца. Они уверовали потому, что услышали евангелие (см. также Ин. 17:20; Деян. 17:11; Рим. 10:17) и приняли его как Слово Божье (1 Фес. 2:13). Это Божье Слово было в них “живо и действенно” (Евр. 4:12). Уверовавшие запечатывались Духом после того, как принимали Слово и крестились (Деян. 2:38; Еф. 1:13).
Итак, мы видим, что действие Святого Духа направлено на то, чтобы спасти нас через обновление и возрождение. В Тит. 3:5 говорится: “Он [Бог наш Спаситель] спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом”. Дух передал истину (Ин. 16:13) - Божье могущественное Слово (Ин. 17:17; Евр. 4:12), евангелие, Божью силу ко спасению (Рим. 1:16). Откликающиеся на послание Духа рождаются свыше (Ин. 3:5), обновляясь и возрождаясь путем омовения, которое происходит при крещении (Деян. 22:16).
Фредерик Дейл Брюнер верно заметил по поводу Тит. 3:4-8: «Все спасение - от начала и до конца - видится как одно великое деяние. Спасение происходит по милости Бога Спасителя и наступает в завершающем акте крещенского омовения-возрождения-и-обновления в Святом Духе».
Таким образом, действие Святого Духа в рождении свыше достигает кульминационной точки и завершается, когда грешник на возвещенное Духом Слово откликается крещением (Деян. 2:41).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для нашего спасения необходимо действие Святого Духа, Который несет нам животворящее семя, Божье Слово. В Библии нет ни одного примера, когда бы Дух воздействовал на сердце грешника и обратил его без участия Слова. Слово Божье - это действующая сила Духа, посредством которой сердце грешника “умиляется” и обращается к Богу. Спасение приходит от Бога, Христа и Святого Духа - причем каждый выполняет Свою роль. Мы получаем спасение лишь тогда, когда наша вера, идущая от Слова, побуждает нас наладить разорванные отношения с Богом. Мы оставляем греховную жизнь и обращаемся к новой жизни в крещении, веруя в кровь Иисуса и в Божью силу воскресить нас. Мы можем ходить в обновленной жизни благодаря все той же силе, которой Он воскресил Иисуса из мертвых.