Найти в Дзене
С Богом по жизни

Святой Дух и обращение

Почти все, кто считает себя христианами, верят, что при обращении Святой Дух работает либо (1) непосредственно воздействуя на душу погибшего, либо (2) совместно с проповедью и чтением Божьего Слова, либо (3) опосредованно через Слово. Истину нельзя познать через некий эмоциональный опыт, ее можно познать только через явленное Божье Слово. Всякий изучающий Библию должен обратить внимание на слова, сказанные Иисусом Никодиму: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3:5). Большинство протестантов усматривает в этих словах Иисуса учение о том, что рождение свыше происходит благодаря непосредственному воздействию Святого Духа на сердце человека. Иисус не конкретизирует роль Святого Духа в “рождении свыше”, а только лишь говорит о Его причастности к нему. Чтобы понять роль Святого Духа в рождении свыше, необходимо исследовать и другие учения Нового Завета. Большинство религиозных групп признает, что слово “Дух” в Ин. 3:5 - это
Оглавление

Почти все, кто считает себя христианами, верят, что при обращении Святой Дух работает либо (1) непосредственно воздействуя на душу погибшего, либо (2) совместно с проповедью и чтением Божьего Слова, либо (3) опосредованно через Слово. Истину нельзя познать через некий эмоциональный опыт, ее можно познать только через явленное Божье Слово.

КТО РОЖДЕН ОТ ВОДЫ И ДУХА (Ин. 3:5)

Всякий изучающий Библию должен обратить внимание на слова, сказанные Иисусом Никодиму: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3:5). Большинство протестантов усматривает в этих словах Иисуса учение о том, что рождение свыше происходит благодаря непосредственному воздействию Святого Духа на сердце человека.

Иисус не конкретизирует роль Святого Духа в “рождении свыше”, а только лишь говорит о Его причастности к нему. Чтобы понять роль Святого Духа в рождении свыше, необходимо исследовать и другие учения Нового Завета.

Большинство религиозных групп признает, что слово “Дух” в Ин. 3:5 - это Святой Дух, однако заблуждается насчет слова “вода”, давая ему самые различные толкования.

“Вода” толкуется как Слово

Некоторые полагают, что слово “вода” в Ин. 3:5 означает “Слово”. “Некоторые толкователи в слове «вода» наотрез отказываются видеть какую-либо связь с крещением и утверждают, что наш Господь говорил об очищающем действии Слова Божьего [основывая свои доводы на Еф. 5:26]” (А. Дж. Маклеод). Дональд Барнхаус, например, утверждает: “Так, когда в беседе с Никодимом Он говорит о воде, Он имеет в виду Божье Слово. Этот образ дается по причине очистительной силы воды (см. Пс. 118:9; Ин. 15:3; Еф. 5:26)”.

Если Иисус употребляет слово “вода” в переносном смысле, тогда откуда нам известно, что в таком же переносном смысле Он не употребляет слово “Дух”? Почему в этой фразе Иисуса метафорой является только “вода”, а все остальные слова употреблены в их прямом значении? Если другие слова - “Дух”, “войти”, “царствие Божие” - даны в прямом значении, то почему же тогда слово “вода” не означает воду?

Часто цитируемый стих Еф. 5:26 вовсе не говорит, что слово “вода” означает Слово; он только утверждает, что церковь очищается “банею водною, посредством слова”. Предлогом “посредством” переведено греческое ен (происшедшее от слова со значением “в”). Вероятно, этот стих следует понимать так: церковь очищает вода в сопровождении Слова (в Современном Переводе читаем: “...омовением в воде и провозглашением благой вести”). Одно лишь Слово не очищает. Также и вода не может очистить, если Слово не вошло в сердце. Только вода (Mк. 16:16; Деян. 22:16) вместе со Словом (Деян. 11:14; Иак. 1:21) могут привести нас к очищающей крови Иисуса, дающей спасение и возрождение.

“Вода” толкуется как Дух

Другие пытаются доказать, что слово “вода” представляет собой “Дух”. Они полагают, что греческое слово кай должно переводиться не в его первом значении “и”, а во втором - “точно, именно”. Тогда отрывок звучал бы так: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды, а именно от Духа, не может войти в Царствие Божие”. При переводе и толковании всегда следует брать первое значение слова, если только контекст не требует второго его значения. В данном контексте ничто не указывает на то, что вместо союза “и” нужно использовать “именно”. Такая попытка придать слову “вода” значение “Дух” была предпринята с единственной целью избежать вывода о том, что вода означает крещение.

Еще одна точка зрения строится на Ин. 7:38, 39: “Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него...” В этом контексте Иисус явно использует слово “вода” иносказательно. Однако переносное значение слова “вода” в этом отрывке не является доказательством того, что в Ин. 3:5 оно также употребляется в переносном смысле. В Ин. 7 Иисус говорит не о рождении свыше, а о даре Святого Духа, который дается тем, кто “верует” и повиновался Богу (Деян. 5:32).

“Вода” толкуется как физическое рождение

Утверждающие, что Иисус говорит о физическом рождении, считают, что слово “вода” означает околоплодные воды, изливающиеся во время рождения. Они строят свое утверждение на словах Иисуса в Ин. 3:6: “Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух”. Роберт Харви Стракан пишет: “Вода может также символизировать факт физического рождения. ...Более поздняя иудейская мысль рассматривает «воду» как творческий элемент чрева”.

Подобный вывод неверен потому, что Иисус говорил не о двух разных рождениях, а только об одном - о рождении, в котором участвует и вода, и Дух. Фредерик Дейл Брюнер так комментирует этот стих:

«Иоанн не ставит второй раз предлог “от” (греч. экс) перед словом “Дух”, что бы он сделал, если бы говорил о двух разных событиях. Один предлог экс говорит о единственном случае. Затем единственное число окончательно устанавливается употреблением субъективированного страдательного причастия прошедшего времени геннете, буквально означающего “однажды рожденный” от воды и Духа».

Хомер Кент мл. и другие ученые сходятся на том, что “в греческом языке... использованы два существительных без артиклей, соединенные союзом кай (“и”) и управляемые одним предлогом, что показывает, что они не являются совершенно отдельными друг от друга, а, напротив, суть аспекты одного понятия”.

Иисус не говорил об одном рождении от воды и другом - от Духа. Он говорил об одном рождении - от “воды и Духа”.

“Вода” толкуется просто как знак

Есть такие, кто полагает, что “вода” крещения для Иисуса была не более чем знаком. По их мнению, в Его словах к Никодиму ничто не указывает на необходимость крещения для того, чтобы спастись, или попасть на небеса. Уильям Хендриксен пишет: “Поэтому очевиден следующий смысл: быть крещеным водой недостаточно. Этот знак несомненно важен, и важен как печать. Но знак должен сопровождаться чем-то значимым: очищающим воздействием Святого Духа”.

Проблема с этим выводом состоит в том, что Иисус утверждал, что войти в царство Божие можно, лишь родившись от “воды и Духа”, а не только от Духа. Независимо от того, подразумевал или не подразумевал Иисус под словом “вода” знак и печать, Он сказал, что для того, чтобы войти в царство, необходимо рождение с участием воды. Поэтому те, кто не был рожден как от Духа, так и от воды, не вошли в царство Божье. Царство Божье и царство небесное - не два разных, а одно и то же царство (Мф. 4:17; Mк. 1:14, 15). Это то царство, о приближении которого возвещали Иоанн (Мф. 3:2), Иисус (Mк. 1:15), апостолы (Мф. 10:5, 7) и семьдесят учеников (Лк. 10:9, 11). Это царство Иисуса, в которое попадают христиане, вводятся в него из мира (Кол. 1:13). Иисус теперь властвует на небе и на земле (Мф. 28:18; Еф. 1:19-23), и земной частью Его царства является церковь (Мф. 16:18, 19). Иисус постоянно говорил о Своем царстве (Мф. 5:3, 10, 19; 6:10, 33; 7:21; 13:19, 24, 31, 44, 45, 47). Это царство обязано своим существованием “доброму семени” (Мф. 13:37), Слову (Лк. 8:11), которое Иисус посеял в мире и дал вдохновенным авторам через Святого Духа.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (1 Пет. 1:23)

Если возрождение, или рождение свыше, происходит при крещении “водой”, то каким образом Святой Дух участвует в этом рождении? Человек физически рождается в мир, выходя из материнского тела. Эта жизнь возможна благодаря семени отца. Семя является носителем жизни.

То же самое можно сказать и о духовном рождении: “...Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век” (1 Пет. 1:23). Источником жизни в рождении свыше является семя, которое есть Божье Слово. Иисус говорил: “Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Ин. 6:63). Дух дает жизнь посредством Слова, которое производит возрождение. Слово, как и семя, несет в себе жизнь, а явлено оно было через посредство Духа. Как семя нуждается в воде, чтобы дать новую жизнь, так и Бог требует, чтобы духовное возрождение человека произошло с помощью воды.

Мы оживаем как духовные растения в царстве Божьем с помощью семени царства (Мф. 13:19-23). Семя, которое дает нам духовную жизнь, это Божье Слово (Лк. 8:11). Без Духа не было бы Слова; без Слова не было бы ни жизни, ни рождения; без жизни или рождения никто не мог бы стать членом царства.

В Новом Завете нет ни одного примера, ни одного стиха, где бы говорилось, что возрождение происходит благодаря прямому воздействию Духа. Дух произвел семя, животворящее Слово.

В Иерусалиме (Деян. 2:5) в день Пятидесятницы впервые было проповедано прощение грехов во имя Иисуса (Лк. 24:47). После сошествия Духа на апостолов (Деян. 2:4) собралось множество народа (Деян. 2:6). Петр призвал их “внимать” (выслушать) его “словам” (Деян. 2:14, 22). “Слыша это, они умилились сердцем” (Деян. 2:37). “Итак охотно принявшие слово его крестились” (Деян. 2:41). Здесь мы видим пример и разъяснение того, как люди рождаются свыше. Как и обещал Иисус (Ин. 14:16, 17; 16:13), Петр исполнился Духа (Деян. 2:4) и Духом был наставлен на истину.

Слова Петра тронули иудеев, заставив их поверить в Иисуса (Деян. 2:37; см. Ин. 17:20; Деян. 17:11, 12; Рим. 10:17) как в Мессию и побудили их креститься (Деян. 2:36-38, 41). Так они родились от воды и Духа. Затем они получили “дар Святого Духа” (Деян. 2:38), который дается только “сынам” (Гал. 4:6).

То же самое прослеживается и в словах Павла к колоссянам. Он сказал, что до крещения человек мертв во грехах. Однако благодаря вере в силу Бога, воскресившего Иисуса из мертвых, человек, погребающийся с Иисусом в крещении, точно так же вместе с Ним и оживает. Верующий понимает, что та же сила, которая воскресила Иисуса, может изменить и его жизнь, возродив его, мертвого во грехе, к новой жизни в Иисусе (Кол. 2:12, 13).

«Божья могучая сила, однажды явленная в воскресении Христа, - вот во что твердо верят христиане. Это можно объяснить следующим образом: они приняли факт воскресения Христа. Это была блестящая демонстрация Божьей силы, и, уповая на эту силу, они познали духовное воскресение в союзе с Христом» [Герберт Карсон].

Вера в подобную силу Бога приходит от Слова (Рим. 10:17).

Таким образом, возрождение становится возможным благодаря вере, которую производит сила Слова, возвещенного Духом. Вера выражается в акте крещения, которое не только соединяет принимающего крещение с Иисусом в Его погребении и воскресении, но и демонстрирует всем его веру в силу Бога. Та самая сила, которая воскресила Иисуса, изменит и его жизнь, пробудив к новой духовной жизни. Вот почему в процессе возрождения вода и Дух неразделимы.

НОВАЯ ТВАРЬ (2 Кор. 5:17)

Во Христе человек заново рождается, становясь новой тварью (новым созданием) (2 Кор. 5:17). Пребывание “во Христе” является результатом крещения (Рим. 6:3; Гал. 3:27), которое происходит, когда человек повинуется истине (1 Пет. 1:22). Повиновение приходит от слышания этой истины, которая есть благовестие о нашем спасении (Еф. 1:13), или Слово Божье (Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23).

Г. Лео Боле пишет:

«Новый Завет не учит, что Святой Дух непосредственно воздействует на сердце грешника... В Новом Завете нет ни одной строчки о том, чтобы кто-то был обращен в веру до того, как услышал истину, уверовал во Христа, покаялся в грехах и крестился во Христа».

Образец спасения был дан Петром в день Пятидесятницы. Его слова (Деян. 2:14, 22, 40) тронули сердца тех, кто их услышал (Деян. 2:37), а результатом принятия ими истины было крещение (Деян. 2:41).

Дальнейшие крещения, описанные в Деяниях, проходили по этому образцу. Проповедовалось Божье Слово. Люди слышали и принимали Слово (Деян. 2:41; 4:4; 8:12, 14; 11:1; 17:11, 12). Принявшие Слово (уверовавшие) крестились (Деян. 2:41; 8:12, 35-39; 16:14, 15, 33; 18:8; 19:5).

То, как люди отвечали на благовестие, обобщено Павлом в Еф. 1:13: “В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом”. Обратите внимание, что люди получали печать Святого Духа после того, как услышали благую весть и уверовали. Дух не вкладывал веру в их сердца. Они уверовали потому, что услышали евангелие (см. также Ин. 17:20; Деян. 17:11; Рим. 10:17) и приняли его как Слово Божье (1 Фес. 2:13). Это Божье Слово было в них “живо и действенно” (Евр. 4:12). Уверовавшие запечатывались Духом после того, как принимали Слово и крестились (Деян. 2:38; Еф. 1:13).

Итак, мы видим, что действие Святого Духа направлено на то, чтобы спасти нас через обновление и возрождение. В Тит. 3:5 говорится: “Он [Бог наш Спаситель] спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом”. Дух передал истину (Ин. 16:13) - Божье могущественное Слово (Ин. 17:17; Евр. 4:12), евангелие, Божью силу ко спасению (Рим. 1:16). Откликающиеся на послание Духа рождаются свыше (Ин. 3:5), обновляясь и возрождаясь путем омовения, которое происходит при крещении (Деян. 22:16).

Фредерик Дейл Брюнер верно заметил по поводу Тит. 3:4-8: «Все спасение - от начала и до конца - видится как одно великое деяние. Спасение происходит по милости Бога Спасителя и наступает в завершающем акте крещенского омовения-возрождения-и-обновления в Святом Духе».

Таким образом, действие Святого Духа в рождении свыше достигает кульминационной точки и завершается, когда грешник на возвещенное Духом Слово откликается крещением (Деян. 2:41).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для нашего спасения необходимо действие Святого Духа, Который несет нам животворящее семя, Божье Слово. В Библии нет ни одного примера, когда бы Дух воздействовал на сердце грешника и обратил его без участия Слова. Слово Божье - это действующая сила Духа, посредством которой сердце грешника “умиляется” и обращается к Богу. Спасение приходит от Бога, Христа и Святого Духа - причем каждый выполняет Свою роль. Мы получаем спасение лишь тогда, когда наша вера, идущая от Слова, побуждает нас наладить разорванные отношения с Богом. Мы оставляем греховную жизнь и обращаемся к новой жизни в крещении, веруя в кровь Иисуса и в Божью силу воскресить нас. Мы можем ходить в обновленной жизни благодаря все той же силе, которой Он воскресил Иисуса из мертвых.

Совесть | С Богом по жизни | Дзен