Найти в Дзене
Строительный мир

Зачем засыпали некогда самый большой пруд Москвы, называемый Великим

Этот огромный водоем размером с 32 футбольных поля некогда был излюбленным местом москвичей. Здесь находились лодочные станции и купальни. Устраивались народные гулянья. А многие знатные люди возводили на берегу свои имения. Известно, что владения в этих местах имел и ближайший соратник Петра I Александр Данилович Меншиков. А сам император отмечал близ пруда многие знаковые события, включая взятие Азова.

© public domain (Красное Село и пруд на карте 1825 г. Красным (от слова «красивый») село назвали, благодаря живописной местности и чистому воздуху. Сегодня здесь — Комсомольская площадь)
© public domain (Красное Село и пруд на карте 1825 г. Красным (от слова «красивый») село назвали, благодаря живописной местности и чистому воздуху. Сегодня здесь — Комсомольская площадь)

Речь идет о водоеме, пролегавшем в пойме реки Чечеры. В документах о нем упоминается уже в 1423 году в завещании великого князя московского и владимирского Василия I, который передал своему сыну во владение Красное Село, близ которого и располагался пруд. Изначально он назывался Великим, что немудрено. Размеры, действительно, были внушительны — 23 Га. Но затем его стали все чаще именовать, как и село — Красным или Красносельским.

© public domain (Красный пруд и Красное село, конец XIX в.)
© public domain (Красный пруд и Красное село, конец XIX в.)

В середине XVIII в. рядом с прудом, по инициативе итальянского певца и актера Джованни Баттиста Локателли, возвели большой деревянный оперный театр. Однако проработал он всего три года и был закрыт в 1762-м — слишком быстро местные потеряли интерес к таким постановкам.

© public domain (Площадь пруда составляла 23 Га. Однако к началу XX в. сократилась до 9 Га)
© public domain (Площадь пруда составляла 23 Га. Однако к началу XX в. сократилась до 9 Га)

Красное Село вошло в состав Москвы в 1806-м. Таким образом, пруд на тот момент стал самым большим водоемом Южной столицы. Но совсем скоро он начал медленно исчезать на глазах, не выдержав натиска городской инфраструктуры. Например, в 60-х гг. XIX в. при строительстве Рязанского (Казанского) и Троицкого (Ярославского) вокзалов требовалось осушить часть территории. Тогда, в частности, ручей Ольховец, а позднее и Чечеру, убрали в коллектор.

© public domain (Река Чечера возле локомотивного депо Петербурго-Московской железной дороги, середина XIX в.)
© public domain (Река Чечера возле локомотивного депо Петербурго-Московской железной дороги, середина XIX в.)

Московские епархиальные ведомости. — М., 1870. — №41 (11 октября). — С. 5:

«Здесь, где ныне бульвары, находились обширные пруды Государева двора... В XVII и XVIII столетиях многие князья и бояре имели в слободе Напрудной свои загородные дома... С северной стороны, не в далеком расстоянии от храма, где ныне огороды примыкают к Лазаревскому кладбищу и Николаевской железной дороге, был Великий пруд, на котором великие князья и цари наши охотились с соколами и кречетами на мокрую болотную птицу».
© public domain (Красный пруд на карте, начало XX в.)
© public domain (Красный пруд на карте, начало XX в.)

Со временем рядом со зданиями вокзалов появился ряд вспомогательных объектов. Такое соседство негативно сказалось не только на размерах некогда Великого водоема, но и на его состоянии — к концу столетия в нем даже пришлось запретить купание и стирку, настолько вода была непригодной.

© public domain (Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной дороги. На первом плане – частично засыпанный Красный пруд)
© public domain (Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной дороги. На первом плане – частично засыпанный Красный пруд)

В 1890-х водоем решили полностью очистить, но осуществили задумку лишь частично, продолжая при этом сливать нечистоты. Санитарное состояние некогда зеркально чистого пруда (как о нем говорят историки прошлого) со временем стало настолько ужасным, что пассажиры поездов жаловались на запах и кучу комаров. А некоторые близ лежащие дома и вовсе опустели.

© public domain (Карта после 1910 г., на которой уже не обозначен пруд)
© public domain (Карта после 1910 г., на которой уже не обозначен пруд)

Развитию железнодорожного хозяйства требовались новые площади. Поэтому в 1901-м подготовили проект по засыпке водоема. Хотя часть пруда все-таки решили оставить и очистить. Но позже от этой идеи отказались, и к 1911 году объект полностью исчез с лица земли и городских карт. Сегодня на этом месте находится «Северное» электродепо Московского метрополитена.