Этот огромный водоем размером с 32 футбольных поля некогда был излюбленным местом москвичей. Здесь находились лодочные станции и купальни. Устраивались народные гулянья. А многие знатные люди возводили на берегу свои имения. Известно, что владения в этих местах имел и ближайший соратник Петра I Александр Данилович Меншиков. А сам император отмечал близ пруда многие знаковые события, включая взятие Азова.
Речь идет о водоеме, пролегавшем в пойме реки Чечеры. В документах о нем упоминается уже в 1423 году в завещании великого князя московского и владимирского Василия I, который передал своему сыну во владение Красное Село, близ которого и располагался пруд. Изначально он назывался Великим, что немудрено. Размеры, действительно, были внушительны — 23 Га. Но затем его стали все чаще именовать, как и село — Красным или Красносельским.
В середине XVIII в. рядом с прудом, по инициативе итальянского певца и актера Джованни Баттиста Локателли, возвели большой деревянный оперный театр. Однако проработал он всего три года и был закрыт в 1762-м — слишком быстро местные потеряли интерес к таким постановкам.
Красное Село вошло в состав Москвы в 1806-м. Таким образом, пруд на тот момент стал самым большим водоемом Южной столицы. Но совсем скоро он начал медленно исчезать на глазах, не выдержав натиска городской инфраструктуры. Например, в 60-х гг. XIX в. при строительстве Рязанского (Казанского) и Троицкого (Ярославского) вокзалов требовалось осушить часть территории. Тогда, в частности, ручей Ольховец, а позднее и Чечеру, убрали в коллектор.
Московские епархиальные ведомости. — М., 1870. — №41 (11 октября). — С. 5:
«Здесь, где ныне бульвары, находились обширные пруды Государева двора... В XVII и XVIII столетиях многие князья и бояре имели в слободе Напрудной свои загородные дома... С северной стороны, не в далеком расстоянии от храма, где ныне огороды примыкают к Лазаревскому кладбищу и Николаевской железной дороге, был Великий пруд, на котором великие князья и цари наши охотились с соколами и кречетами на мокрую болотную птицу».
Со временем рядом со зданиями вокзалов появился ряд вспомогательных объектов. Такое соседство негативно сказалось не только на размерах некогда Великого водоема, но и на его состоянии — к концу столетия в нем даже пришлось запретить купание и стирку, настолько вода была непригодной.
В 1890-х водоем решили полностью очистить, но осуществили задумку лишь частично, продолжая при этом сливать нечистоты. Санитарное состояние некогда зеркально чистого пруда (как о нем говорят историки прошлого) со временем стало настолько ужасным, что пассажиры поездов жаловались на запах и кучу комаров. А некоторые близ лежащие дома и вовсе опустели.
Развитию железнодорожного хозяйства требовались новые площади. Поэтому в 1901-м подготовили проект по засыпке водоема. Хотя часть пруда все-таки решили оставить и очистить. Но позже от этой идеи отказались, и к 1911 году объект полностью исчез с лица земли и городских карт. Сегодня на этом месте находится «Северное» электродепо Московского метрополитена.