Найти в Дзене

История серийных убийц

От каменного века до наших дней

Знали ли вы, что термин серийный убийца начал широко употребляться в медиа и следом всеми подряд только в начале восьмидесятых годов двадцатого века? А что средневековые мифы о волках-оборотнях во многом обязаны серийным преступлениям в Европе? В каком возрасте как правило маньяки начинают свои преступления? Какие события повлияли на рост численности серийных убийц в США?

Питер Вронский написал об этих и других похожих вопросах книгу «Сыны Каина».

Питер Вронский — канадский писатель, режиссер и историк-расследователь. Имеет докторскую степень в области истории уголовного правосудия и шпионажа в области международных отношений. Является автором бестселлеров и режиссёром художественных фильмов. Консультирует ряд подразделений правоохранительных органов по расследованию нераскрытых убийств.

Питер Вронский
Питер Вронский

Многим из нас нравится смотреть триллеры, вызывающие в нас подсознательные страхи. Фильмы этого жанра вызывают интригу, напряжение, ожидание финальной развязки. Кто-то любит детективное кино, где следователи шаг за шагом распутывают нити странных преступлений. На перекрестке этих жанров особняком стоят фильмы про маньяков. Наиболее культовым из них является «Молчание ягнят», снятый по одноименному роману Томаса Харриса, о выдуманном маньяке Ганнибале Лектере. Но сценарии многих подобных фильмов строятся на реальных событиях. "Мёрзлая земля", "Зодиак", "Красивый, плохой, злой" и другие сняты о конкретных злодеях. В книге Питер Вронский исследует историю и природу маньяков начиная с первобытных времен, рассказывает о существующих теориях о появлении серийных убийц, методиках раскрытия преступлений и конечно об историях самих маньяков.

Книга начинается с собственного опыта автора о столкновении с серийными убийцами. В 1979 году, остановившись в недорогом Нью-Йоркском отеле он случайно столкнулся с "Расчленителем с Таймс-сквер" - Ричардом Френсисом Коттингемом, убившем несколько девушек в период с 1968 по 1980 годы. Вот как автор описывает свой опыт:

«Выглядел он… ну, обычно. Как все. Ничем не примечательный белый мужчина лет тридцати. Единственной странностью была болезненная испарина, блестевшая на лбу не смотря на холод. Когда он двинулся прямо на меня, словно совсем не замечая, и ударил по колену и голени тканевой сумкой – большой, твердой и тяжелой, словно набитой шарам для боулинга. Он не сказал ни слова, не извинился и даже не оглянулся. В его внешности не было ничего запоминающегося, и если бы мне пришлось описывать ее для фоторобота, я бы не смог.»

В общем обычный человек, что живет среди нас, только маньяк. Поймет Вронский, что столкнулся в отеле с маньяком, только после того, как Коттингем будет пойман полицией, а его фотография появится в прессе:

«Только спустя время, когда Коттингема арестовали и впервые увидел его фотографию в газетах, все внезапно встало на свои места. Я сразу же узнал его. Тот самый придурок, что заставил меня ждать! Именно тогда шары для боулинга неожиданно обрели совершенно новый смысл.»

Первая часть книги посвящена не только собственному опыту автора (а сталкивался с серийными убийцами он не один раз), но и классификациям, которыми пользуются специалисты для определения разных типов серийных убийц (да, они еще и отличаются друг от друга!), как судебная-медицина рассматривает мотивы совершения преступлений маньяками, какие существуют теории о формировании психических патологий у серийных убийц, о первых серийных преступлениях в эпоху неандертальцев.

Вторая, самая большая часть книги, посвящена истории маньяков в период с начала нашей эры и до самого знаменитого серийного убийцы на планете – Джека Потрошителя. Автор рассматривает преступления правителей, таких как римский император Калигула, прославившийся массовыми убийствами и инцестом.

Отдельные страницы второй части книги посвящены истории роста численности количества злодеев, начиная со средних веков до двадцатого века. На них автор задается интересным вопросом, было ли несколько веков назад серийных убийств меньше, чем в эпоху модерна, или же:

«мы просто не знаем, сколько серийных убийц было на самом деле. Как утверждают многие (и я с ними согласен), просто помыслить о существовании таких монстров было настолько сложно, что самые леденящие душу преступления приписывались всевозможным чудовищам и сверхъестественным силам: оборотням, вампирам или ведьмам.»

О том, как менялось восприятие к вымышленным мифическим персонажам, посвящена отдельная глава в книге.

Несколько глав книги, автор посвящает описанию серийных преступлений, совершенных в период с середины пятнадцатого века в континентальной Европе и Великобритании, а также в Соединенных штатах. "Оборотень из Бредбурга" в Германии, "Демон-портной из Шалона" во Франции, другие маньяки и их преступления. Интересной является глава, в которой Вронский описывает, как происходил переход от восприятия серийных убийц из дьявольских оборотней в психически нездоровых людей, если не у широкой аудитории жителей того времени, то по крайней мере у судей, принимавших решения о виновности подозреваемых в серийных преступлениях.

Конечно же автор не мог пройти мимо маньяка, которому посвящено несколько фильмов, чье имя известно каждому, по крайней мере в западном мире – Джеку Потрошителю. Именно с рассказа о нем начинается третья часть книги, озаглавленная как «Новая эра монстров». В ней автор рассказывает не только о Потрошителе, но и о преступлениях совершенных в двадцатом веке.

В ней автор отмечает глобальный рост численности серийных убийц, в частности, как Германия, оказавшаяся в хаосе после окончания Первой мировой войны, стала самой горячей точкой серийных преступлений на сексуальной почве. Описываемые преступления "Дюссельдорфского душителя" и других маньяков ужасают. Но не только Германия породила серийных злодеев того времени:

«Во время немецкой бомбардировки Лондона в 1942 году, Гордон Фредерик Камминс по прозвищу Потрошитель-невидимка, воспользовавшись отключением электрического освещения при авианалете, убил и расчленил четырех женщин по примеру Джека Потрошителя. Во Франции действовал Анри Дезире Ландрю ("Синяя борода") – с 1915 по 1922 год он убил одиннадцать претенденток на его руку и сердце.

Автор не проходит мимо других континентов, где также совершались серийные преступления. В Африке "прославился" убийца Хадж Мохаммед Месфеви, в Латинской Америке Грегорио Карденас Эрнандес. Но по-настоящему знаменитым феномен серийных убийств стал благодаря злодеям из США, Вронский пишет:

«С 1900 по 1950 год число задокументированных случаев серийных убийств в США медленно, но неуклонно росло.»

Но это были еще цветочки, настоящим пиком или "золотым веком" серийных убийц в Америке стала вторая половина двадцатого века.

«До этого серийные убийства воспринимались как единичные необъяснимо-чудовищные акты помутнения рассудка. Теперь они стали частью чего-то большего, вышли за рамки деяний отдельного преступника. По мере того, как число серийных убийц росло в геометрической прогрессии, увеличивалось и число их жертв, словно происходило какое-то жуткое соревнование, где каждый серийный убийца хотел попасть на первую полосу газет, переплюнув всех других в оригинальности способа убийства и количестве трупов. Серийные убийцы были главной новостью того времени.»

И действительно, мне как человеку, родившемуся в середине восьмидесятых годов, кажется, что количество фильмов, снятых Голливудом о маньяках должно исчисляться сотнями. К тому моменту как у меня дома появился первый видеомагнитофон (помните еще такие?) в видеопрокатах было бесчисленное количество фильмов ужасов и триллеров о серийных убийцах. В каждом из них показывалось как пресса ярко смакует преступления злодеев.

Почему же именно в Штатах второй половины прошлого века феномен серийных убийц стал настолько масштабным? У автора книги есть на это свой взгляд. Он винит отнюдь не Голливуд и его фильмы, не компьютерные игры (как это любят делать политики и "эксперты" на телевидении). Вронский видит корни массового появления маньяков в США в травмирующем опыте, который был получен отцами серийных убийц, участвовавших в военных действиях в середине двадцатого века.

Автор провел настоящее журналистское расследование и довольно неплохо раскрыл тему маньяков и их преступлений. Книга получилась достаточно объемной – почти 670 страниц с учетом источников, а главное насыщена большим количеством подробной информации по не очень-то простой теме.