Найти в Дзене
Книжный класс

Главная тайна саги о Штирлице

Вначале было слово – замечательный роман. Где был главный герой – человек всех лучших качеств, действующий в таких обстоятельствах и в окружении таких сильных мира сего, на которых ни один писатель тогда еще не «замахивался». Роман произвел сенсацию, но…

Юлиан Семенов
Юлиан Семенов

Но то, что сделала экранизация, не поддается определению. Сенсация, фурор, апофеоз – все мало. Полстолетия прошло, а фильм продолжает восхищать до преклонения и волновать до слез, влюблять в себя уже внуков и правнуков тех, кто в первых кадрах впервые увидел, как в весеннем лесу некий импозантный господин в штатском прогуливает чудаковатую бабушку в щегольских белых сапожках…

кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"
кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Полстолетия мы им вдохновляемся, цитируем, смотрим снова и снова – и никак не можем разгадать: в чем секрет? Почему мы его так обожаем? В чем тайна и загадка? Всего лишь в том, что большинство людей предпочитает смотреть на экран, а не читать? Но нет: разочарования от экранизаций случаются едва ли не чаще, чем очарования. Тогда в чем же? В таланте актеров, мастерстве режиссера и всей команды? Опять нет: эти качества бесспорны, только не чудотворны сами по себе. Но минуточку, минуточку: кажется, вот оно наконец! Ключевое слово – чудо. Его тысячи раз говорили, но как будто кое-что не договаривали. Конечно, фильм – чудо, ведь главный герой – святой.

кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"
кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Так уж вышло, так уж получилось... Не бог, не царь и не супергерой, хотя и спаситель мира в одиночку, а именно святой. Вряд ли создатели фильма к этому стремились, работая над картиной по заказу КГБ СССР. Просто творили живой пример кристальной нравственной чистоты, высокого служения, безмерного самопожертвования в неотвратимости исполнения предначертанного пути. Пути в одиночестве, в скрытности, в единоборстве, в молчании: крестного пути. Только эти долгие взгляды – только они изредка выдавали скрытую под внешним ледяным спокойствием страсть и муку. И еще околдовывал закадровый текст – бесплотный голос «бога», всезнающего, всевидящего, как будто глаголящего свыше. Да, и еще, конечно, музыка, которая была то гимн, то молитва: «Я прошу, хоть ненадолго, грусть моя, ты покинь меня». Моление о чаше – разве не так? «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси…»

кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"
кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Это был наш человек - советский и святой одновременно. Поэтому нельзя было не полюбить его каждым сердцем в отдельности и всем народом вместе - одного такого сильного и за всех нас страдающего человека. Который все превозмог, всех (кого надо) и себя самого спас и привел нас к очищающему катарсису. Фашистская черная смерть, где твое жало? Двурушники-американцы, где ваша победа?

кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"
кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Если кому-то покажется ерундой ореол святости – да ради Бога! Пусть будет по-другому. «У каждого мгновенья свой резон, свои колокола, своя отметина». Пусть у каждого будет свой Максим Максимович, Юстас, полковник Исаев, штандартенфюрер Отто фон Штирлиц. Главное, что он есть и что он с нами навсегда.

-7

Материалы по теме:

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.