Найти тему
Роман Попов

Мао Цзедун хотел оттяпать у СССР Дальний Восток и Байкал коварная месть Сталина

Китайская нация всегда была своеобразной, так как даже будучи раздробленной и обедневшей страной середины ХХ века, ее лидеры не сдерживали своих амбиций. Наоборот, они открыто высказывали свои требования, как и подобает сыновьям неба. Еще более удивительна своеобразная история, развернувшаяся в 1949 году между Мао Цзэдуном и Иосифом Сталиным. Если вам интересно, чего хотел Мао и как Сталин наказал китайского лидера за его слова, продолжайте читать.

Иосиф Виссарионович Сталин и Мао Цзэдун на фоне флага Советского Союза. Давайте углубимся в первый визит Мао Цзэдуна в Страну Советов. Многие исследователи и историки считают китайский народ удивительно терпеливым, пережившим многочисленные войны и ассимилировавшим своих захватчиков на протяжении всей истории. Возможно, они черпали вдохновение у своих предков, оттачивавших такие навыки на протяжении трех тысячелетий культурного развития. В качестве альтернативы они прислушались к совету Лао-цзы из его известного трактата «Искусство войны», в котором подчеркивается тщетность мести и мудрость сидеть на берегу реки, наблюдая, как трупы врагов плывут вниз по течению.

-2

Остается неясным, почему китайский лидер не проявил сдержанности и терпения, а вместо этого решил противостоять ситуации во всеоружии. Тем не менее это решение потенциально испортило его отношения со Сталиным. Однако не в этом суть этой истории. В 1949 году, когда И. Сталин купался у власти, упиваясь славой победы над Германией и продвижения страны к прогрессу, китайский лидер Мао Цзэдун отправился в путешествие, чтобы навестить его на поезде.

-3

Во время путешествия, проходя через Байкал, Джедонг воздерживался от того, чтобы ступить на платформу. Он утверждал, что Байкал когда-то был известен как Северо-Китайское море, вдоль берегов которого китайские фермеры пасли скот. Точность этого отчета сомнительна, поскольку он существует только в личных записях одного из сопровождающих политиков. Тем не менее по прибытии в Москву развернулось своеобразное событие.

Китайские лидеры со скромными просьбами. Мао Цзэдун в разные периоды своего правления. Китайскую делегацию встречали сливки советской партии во главе с Молотовым, а Сталин не торопился встречаться с Мао Цзэдуном. Некоторые утверждают, что Иосиф Виссарионович принял правильное решение, не торопясь встречаться с китайским лидером. В конце концов, Мао в то время еще не был главой Коммунистической партии Китая, поэтому встреча на трибуне со Сталиным считалась нарушением протокола.

Однако отсутствие генерального секретаря Мао не беспокоило. Вместо этого он поприветствовал советских официальных лиц и выступил с официальным заявлением, подчеркнув большую дружбу между их народами и лидерами. В конце своего выступления он тонко намекнул, что китайский народ не будет возражать против освоения Дальнего Востока и Байкала. Этот территориальный вопрос долгое время был важной темой в Китае с конца 19 века. Китайцы считали, что Россия захватила эти территории в период уязвимости Китая, и выступали за их возвращение, включая озеро и все обозначенные районы, как заявлялось ранее.

Как мы заметили, Мао обладал импульсивным поведением и даже выдвигал аналогичные территориальные претензии к Монголии. Но как И. Сталин отреагировал на требования Мао Цзэдуна? Когда Генеральный секретарь узнал об этих речах и намеках, он прекрасно понял ситуацию и не хотел встречаться с китайским руководителем. Заседания упорно откладывались под благовидными предлогами. Тем временем Цзэдун проживал в столице и даже писал письма обратно в Китай, жалуясь на то, что его не заметили и, по-видимому, поместили под домашний арест.

Хотя такое обращение можно было счесть простым равнодушием, одна маленькая, но существенная деталь добавляла пикантности. Традиционные китайские удобства не соответствовали потребностям китайской делегации, что побудило их использовать самую простую альтернативу: отверстия в полу для туалетов. Мао Цзэдун, в частности, предпочитал этот метод приседаний. Это обстоятельство сильно раздражало его. В сочетании с полным игнорированием со стороны советского лидера ситуация становилась все более неприятной.

Вероятно, Иосиф Виссарионович даже не считал кульминацию событий. Однако если бы череда неприятностей, выпавших на долю Мао Цзэдуна после его выступлений с трибуны, была простым совпадением, она, несомненно, была бы поразительной. Спасибо, что дочитали до конца. Я ценю ваши лайки и комментарии. Если вы находите историю России интригующей и вам нравятся образовательные материалы, рассмотрите возможность подписки, так как это очень помогает развитию канала.