Ярославский огнеборец Алексей Дудников и его супруга Анна — люди, не побоявшиеся ответственности. Шестой год они воспитывают двойняшек, которых забрали в семью из дома малютки. «Спасатель» попросил чету рассказать о самом волнительном периоде в их жизни
Когда дети — отрада
За 34 года службы начальник СПСЧ ГУ МЧС России по Ярославской области Алексей Дудников сталкивался с разными ЧС. Каждый вызов был по-своему сложен, но тяжелее остальных, признался пожарный, он переживал случаи, связанные с детьми. И это не удивительно, ведь сам Алексей — отец четверых сыновей. Судьба неоднократно испытывала его на стойкость духа во время службы и однажды поставила перед непростым выбором в личной жизни.
— Родственница моей супруги умерла сразу же после родов, и ее новорожденные дети оказались в доме малютки, — вспоминает Алексей. — Встал вопрос о том, чтобы забрать их в семью. Безусловно, это был волнительный период в жизни: я ожидал в скором времени стать дедушкой, ведь у нас с женой на тот момент уже были два взрослых сына — Александр и Георгий. А получилось так, что вновь стал папой.
Его супруга Анна говорит, что это был самый сложный шаг в ее жизни. И она до сих пор вспоминает с трепетом, что именно Алексей помог его сделать.
— Я была очень близка с сестрой Марией, — говорит она. — Несмотря на расстояние — она проживала в Калининграде — мы всегда были на связи. Помню, как она делилась со мной радостью ожидания двойняшек. И вдруг такое горе. Ее родители по состоянию здоровья не могли стать опекунами, поэтому детишек определили в местный дом малютки. Я плакала, не решаясь предложить мужу усыновить их. Вместе с тем меня не покидало ощущение, что это теперь мои дети. Благо, Леша понял, что меня мучает и сказал, что малышей нужно забрать в семью.
Такое взаимопонимание неудивительно. Ведь Алексей и Анна уже 24 года вместе. История их встречи весьма романтична: она работала водителем троллейбуса, на котором регулярно ездил Алексей. Тогда молодой пожарный даже представить не мог, насколько судьбоносным окажется этот союз сразу для нескольких людей.
Супругам пришлось пройти нелегкий процесс усыновления: школу приемных родителей, медицинские осмотры. Женщина боялась, что малышей отдадут другим людям. Но МЧС не бросает своих в беде. Так, например, удалось договориться в школе приемных родителей, чтобы Анна посещала ее не раз в неделю, а три раза. Да и морально семью Дудниковых коллектив ведомства хорошо поддержал.
Наконец, всевозможные испытания остались позади: спустя четыре месяца Анна со старшим сыном полетела в Калининград за детьми — уже своими детьми. Однако двойняшек матери отдали не сразу: около недели женщина знакомилась с ребятами, гуляя с колясочкой. А в это время Алексей обустраивал дом для малюток и с нетерпением ждал встречи. В аэропорту, увидев семью в полном составе, огнеборец не смог сдержать слез. В настоящее время Алексей уже не представляет свою жизнь без ребятишек:
— Дети для меня — отрада. Прихожу уставший домой, смотрю на этих двух бойцов, которые то за ногу хотят укусить, то за ухо потянуть, и все становится на свои места. Если в доме все хорошо — значит и на душе хорошо. Конечно, совмещать роль занятого на службе руководителя с ролью многодетного отца нелегко, но благодаря жене я справляюсь.
О гармонии, царящей в семье, говорит и Анна:
— Родственники переживали, сможем ли мы принять малышей как родители. Сейчас это полноценно наши родные дети. Они встречают папу с работы в ожидании вкусненького. Маму временами могут не послушать, а вот папа для них — авторитет. Сказанное им — сомнению не подлежит.
Мамы две, но папа — один!
Сейчас мальчишкам по пять с половиной лет, и ребята уже вовсю пользуются тем, что двойняшки. В садике, например, если один нахулиганил, может уверенно перекинуть все на брата. Когда они знакомятся с людьми, сразу заявляют: «Мы – одинаковые». Посторонние не могут отличить Даню от Геры, а для мамы они — совершенно разные как внешне, так и по характеру. Даня, например, вдумчив и рассудителен, а Гера предпочитает сначала сделать, а потом подумать.
Главный принцип в воспитании детей для Алексея — честность, без которой, по его мнению, невозможны доверительные отношения.
— Сказал им, что уехал на работу, а они сразу поняли, что отправился по другим делам — потому что на работу папа ходит в форме, — смеется пожарный.
В будущем они с супругой не собираются скрывать от детей историю их появления в семье. Более того, уже сейчас малыши знают, что мамы у них две — одна на небе, а другая рядом, но папа — всегда один!
Скоро ребята пойдут в школу, и родители надеются, что они поступят в кадетский класс МЧС. Кстати, старший сын Алексея и Анны — Александр — тоже пожарный. Он выбрал нелегкий, но благородный путь отца, и родители им безмерно гордятся.
— Почти все мои мужчины — в погонах: отец — военный, муж — пожарный, — говорит Анна. — Поэтому я поддержала выбор старшего сына стать огнеборцем. Второй сын Георгий тоже хотел служить в МЧС, но не прошел по здоровью. Надеюсь, что и младшие свяжут жизнь с чрезвычайным ведомством. Это стабильная работа, что сейчас очень важно.
Поступок семьи Дудниковых — выбор людей с большим сердцем. Не каждый способен на такой шаг. Людям, оказавшимся в похожей ситуации с усыновлением, огнеборец советует тщательно все обдумать:
— Сначала надо понять, готовы ли вы психологически. За малышами нужен постоянный уход. Это ведь непростая задача, когда ребенок, например, еще не может объяснить, что у него болит, а ты не можешь понять, как ему помочь. Он не спит, плачет, и ты переживаешь. Чувствуешь, что уже эмоционально вымотан, выходишь на балкон, делаешь глубокий выдох и продолжаешь заниматься ребенком. Второй совет — оценить свои финансовые возможности. Картошкой малышей не накормишь. В общем, в подобных ситуациях надо принимать взвешенное решение.
Подготовлено по материалам газеты "Спасатель МЧС России" №30, 2023 г.