Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Мода 1955 года - работницам села. Часть 1

Как ни прекрасен был московский ГУМ 1954 года, на который мы любовались совсем недавно, а реальность была не столько изобильна. Трудно жило село, все ещё испытывающее дефицит снабжения, переживающее период восстановления, связанное трудоднями. И все же женщинам очень хотелось быть красивыми, нежными, легкими и нарядными.

Вот для таких девушек предназначалась мода журнала "Крестьянка":

Телятница Нина Мерзляк со своим питомцем. Колхоз имени Октябрьской революции сумской области. Фото А. Шишкина. "Крестьянка", 1955, №3
Телятница Нина Мерзляк со своим питомцем. Колхоз имени Октябрьской революции сумской области. Фото А. Шишкина. "Крестьянка", 1955, №3

Каждая статья о моде непременно сопровождается хоть одним комментарием на тему "Ну, в жизни было все не так". Давайте посмотрим сегодня то, что предлагает женский журнал в сравнении с фотографиями реальных женщин села...

Хороши семена! Фото А. Шишкина. "Крестьянка", 1955, №1
Хороши семена! Фото А. Шишкина. "Крестьянка", 1955, №1

Журнал "Крестьянка" предлагает повседневные платья - ничего вычурного, скромные и аккуратные платья пригодятся и сельской учительнице, и доярке, отправляющейся в кино, и бухгалтеру правления, и сельскому фельдшеру, и агроному.

А чтобы было интереснее, наряду с рекомендованной модой мы посмотрим и фотографии женщин в повседневном и праздничном со страниц тех же журналов.

"Крестьянка", 1955, №1
"Крестьянка", 1955, №1

"Простое скромное платье к лицу" часто упоминается как образец вкуса - что-то в этом роде на Валентине Липатовой (справа), которая, приехав в отпуск, рассказывает молодежи г.Орла об освоении целинных земель:

"Крестьянка", 1955, №2
"Крестьянка", 1955, №2

Второй номер за 1954 год предлагает платья в том же ключе - воротничок под горлышко, пуговки, подчеркнута талия, почти все платья снабжены удобными карманами. Юбка ещё умеренной ширины или прямая - но скоро всё изменится.

"Крестьянка", 1955 №2
"Крестьянка", 1955 №2

Здесь же мы видим удобный комбинезон с отстегивающимися бретелями, с карманами, спрятанными в боковых швах. Брюки внизу застегиваются на две пуговицы - так гораздо удобнее надевать сапоги, или, застегнутые поверх ботинок, брюки обеспечивают плотное прилегание и не допускают пыль и песок. Блуза из той же ткани, что и комбинезон, с подкроенной ластовицей рукавов для большей свободы движений.

Почти в таких же комбинезонах девушки из сельскохозяйственного кооператива Северной Чехии - журнал часто пишет о жизни села в социалистических странах:

Северная Чехия. В одногодичных сельскохозяйственных школах девушки обучаются уходу за скотом. "Крестьянка", 1955, №3.
Северная Чехия. В одногодичных сельскохозяйственных школах девушки обучаются уходу за скотом. "Крестьянка", 1955, №3.

А на этой фотографии советские свинарки идут на работу.

Свинарки. "Крестьянка", 1955, №2
Свинарки. "Крестьянка", 1955, №2

Моды №3 - и мамам, и детям: сарафан из хлопчатобумажной ткани для дочки, курточка из плотной вельветовой ткани с карманами на молнии - для сына, платье из кашемира с глубокой встречной складкой на юбке, в глубине которой таится много мелких складочек, можно сшить и взрослой дочери "на выход".

"Крестьянка", 1955, №3
"Крестьянка", 1955, №3

Если посмотреть на фотографии в журнале, то мы видим на реальных женщинах, в общем-то, те же силуэты - да, девушки принарядились для фотографии, но одежда скромная и сдержанная:

"Крестьянка", 1955, №4
"Крестьянка", 1955, №4

А здесь действительно торжественное мероприятие - собирают подписи за мир, против атомной войны. Но мы обратим внимание на другое - как аккуратно, на пробор, причесаны девушки - принята "гладкая головка", перманент - на концах волос. Посмотрим на маленькие аккуратные воротнички. Журналы в основном предлагают платья с рукавом в 3/4, но у женщин более практичный полный рукав, в меру просторный, с узким манжетом:

"Крестьянка", 1955, №4
"Крестьянка", 1955, №4

И вот май! В №5 модели Общесоюзного дома мод - и мы видим совершенно иной силуэт! На смену фасону, деликатно облегающему фигуру, приходит тот самый эталонный силуэт, который ассоциируется с пятидесятыми - облегающий лиф, покатые плечи, узкая талия и широкая вольная юбка!

"Крестьянка", 1955, №5
"Крестьянка", 1955, №5

Но пока на фотографиях все те же скромные платья, кажется, мало изменившиеся с послевоенных лет:

Участницы ВСХВ в 1955 году. Фото Евгении Оцуп. "Крестьянка", 1954, №5
Участницы ВСХВ в 1955 году. Фото Евгении Оцуп. "Крестьянка", 1954, №5

Да и рабочая одежда в поле всё тот же ватник:

Колхозница Е.Педанова засыпает зерно в зерносеялку. "Крестьянка", 1955, №5
Колхозница Е.Педанова засыпает зерно в зерносеялку. "Крестьянка", 1955, №5

И на тракторах - тоже в тех же ватниках - вот Маша Зеленова работает на ремонте тракторов, а ниже - Маша в выходном костюме и с патефоном - за ударную работу от ЦК ВЛКСМ:

"Крестьянка", 1955 №3
"Крестьянка", 1955 №3

Новая покатая линия плеча хорошо видна на рисунках в номере 6:

"Крестьянка", 1955, №6
"Крестьянка", 1955, №6

Кстати, если присмотреться к сарафанчику с блузкой - ничего не напоминает? Конечно, это похоже на один из новогодних нарядов Леночки Крыловой! Да-да, у Леночки платье пофасонистей, но силуэт тот самый - разве что юбка пошире!

"Карнавальная ночь", 1956г.
"Карнавальная ночь", 1956г.

Да, между городом и деревней, столицей и провинцией был колоссальный разрыв, проявлявшийся в уровне жизни - и, неизбежно, в повседневной моде...

Продолжение следует!

Искренне ваша, Умная Эльза.

Здесь - статья о рассказе Е. Носова "Шуба" конца 50-х. Мать и дочь отправляются в город, чтобы купить дочери хорошее пальто...