Если нужно что-то купить, а в магазин идти лень — маркетплейсы становятся спасением. А как ситуация обстоит с продавцами: какие для них правила работы на площадках?
В статье рассказываем, почему маркетплейсы стали популярны, как устроена работа на маркетплейсах, а также делаем краткий обзор самых популярных интернет-магазинов в России.
Популярность маркетплейсов
Маркетплейсы становятся все более популярными как среди потребителей, так и среди продавцов. Это связано с рядом преимуществ, которые они предлагают:
- Большой выбор товаров: маркетплейсы обычно объединяют продавцов, что позволяет потребителям выбирать из широкого ассортимента товаров;
- Демократичные цены: конкуренция между продавцами способствует снижению цен. Продавцы стараются предложить более выгодные цены, чтобы привлечь покупателей. Это в свою очередь выгодно потребителям;
- Удобство покупки: маркетплейсы предлагают удобные способы оплаты и доставки товаров. Покупатели могут оформить заказ онлайн и получить товары удобным для них способом;
Эти факторы способствуют увеличению популярности маркетплейсов. Рынок маркетплейсов продолжает расти и развиваться, привлекая все больше покупателей и продавцов.
Кто продает товары на маркетплейсах
На маркетплейсах товары продает широкий круг продавцов. Это могут быть как крупные розничные сети и бренды, так и малые и средние предприятия, а также индивидуальные продавцы.
Основные типы продавцов:
— Розничные компании: этот тип включает крупные розничные сети и бренды, которые имеют собственные магазины, но также используют маркетплейсы для привлечения новых клиентов и расширения бизнеса.
— Малые и средние предприятия: малые и средние компании, которые продают свои товары на маркетплейсах в качестве дополнительного канала продаж. Это может быть небольшой интернет-магазин, ремесленник или производитель товаров.
— Индивидуальные продавцы: отдельные люди, которые продают различные товары на маркетплейсах. Они могут быть как профессиональными продавцами, занимающимися бизнесом на полную ставку, так и независимыми лицами, которые продают товары из своих личных запасов, например, использованные товары или рукотворные изделия.
— Производители и поставщики: некоторые маркетплейсы позволяют производителям и поставщикам продавать свои товары напрямую на платформе. Это может включать производителей различных товаров или даже фермеров, продающих свежие продукты.
Как устроены хранение, логистика и доставка товаров
Маркетплейсы обычно не занимаются хранением товаров, логистикой или доставкой. Эти операции осуществляются самими продавцами. При этом маркетплейс может предоставлять инструменты и функционал для облегчения процесса доставки.
— Продажа со склада маркетплейса или FBO. Продавец упаковывает и маркирует товары, отгружает большую партию товара на склад маркетплейса. Покупатель оформляет заказ, и тогда сотрудники площадки сами собирают его и доставляют клиенту. Если товары задержатся на складе, продавец оплачивает хранение. Схема подойдет для товаров, которые хорошо продаются в больших количествах.
— Продажа со склада продавца или FBS. Товар хранится на складе продавца. После оформления заказа он сам собирает его, упаковывает и маркирует, отгружает на склад маркетплейса. Доставку со склада до покупателя осуществляет маркетплейс. Схема подходит для товаров, которые продаются небольшими партиями.
— Продажа и доставка со склада. Продавец делает все сам: хранение, сборка, упаковка, доставка покупателю. Подходит для дорогих и крупногабаритных товаров.
Конкретные условия хранения, логистики и доставки могут различаться в зависимости от маркетплейса и политики продавцов на этой платформе. Предпочтения и возможности каждого продавца также могут влиять на эти аспекты.
Топ маркетплейсов России
Wildberries
Это универсальный маркетплейс, его приоритетные категории: одежда, обувь, товары для дома.
Главная страница сайта
Что важно знать о Wildberries:
- Комиссия для продавцов: 1–15% от продажи;
- С кем работает: ИП, ООО, самозанятые;
- Доставка покупателю: со склада маркетплейса, со склада продавца;
- Документы для регистрации: ИНН;
- Что нельзя продавать: услуги, товары, запрещенные законодательством РФ;
- Плюсы: много покупателей, широкая сеть доставки, большие объемы продаж;
- Минусы: большие комиссии с продажи, высокая конкуренция.
Ozon
Универсальная площадка, на ней нет уклона в одну категорию. Работает в России с 1998 года.
Главная страница сайта
Что важно знать об Ozon:
- Комиссия для продавцов: 2–15%;
- С кем работает: ИП, ООО, самозанятые;
- Доставка покупателю: FBO, FBS, доставка силами продавца;
- Документы для регистрации: ИНН, ОГРН, паспорт, устав;
- Что нельзя продавать: услуги, товары, запрещённые к обороту через интернет законодательством РФ;
- Плюсы: широкая сеть доставки и хранения, удобный личный кабинет, быстро работает служба поддержки;
- Минусы: высокая конкуренция, ограничения при доставке по FBO — на складе не принимают стройматериалы, душевые кабины.
«Яндекс Маркет»
Маркетплейс быстро растет и набирает обороты. Самая популярная категория товаров — электроника.
Главная страница сайта
Что важно знать о Яндекс Маркете:
- Комиссия для продавцов: 1–15%;
- С кем работает: ИП, ООО, самозанятые;
- Доставка покупателю: со склада продавца, маркетплейса. Есть экспресс-доставка курьером;
- Документы для регистрации: ИНН;
- Что нельзя продавать: услуги, товары, запрещенные к обороту через интернет законодательством РФ;
- Плюсы: площадка быстро развивается, можно оформить экспресс-доставку;
- Минусы: по сравнению, например, с Wildberries, объем продаж меньше.
Научиться работать на маркетплейсах вы сможете на бесплатных курсах от федерального проекта «Содействие занятости»:
Вы научитесь продвигать свой товар, выстраивать ценовую политику, организовывать доставку и прогнозировать свою прибыль.
Вы научитесь работать с маркетплейсами, определять рентабельность товара и использовать инструменты аналитики для управления магазином и продвижения товара.
После окончания программы вы получите документ установленного образца и возможность пройти оплачиваемую стажировку в компаниях-партнерах проекта. Сейчас «Содействие занятости» сотрудничает с крупными компаниями: Литрес, МТС, Яндекс, Кинопоиск, ВТБ, банк «Открытие», Теле2 и другими.
Чтобы вам было легче и комфортнее найти работу после обучения, чувствовать поддержку и получать помощь и ответы на вопросы, обращайтесь в Центр карьеры. Вы научитесь создавать продающее резюме, оформлять портфолио, писать сопроводительные письма.
Как только закончите обучение, вы получите доступ в закрытый канал с 4500+ вакансиями от проверенных работодателей России. Мы связываемся с работодателями по всей России и ищем для вас актуальные вакансии «с опытом» и «без», чтобы вы могли найти работу мечты после обучения. Каждый день канал добавляется больше 10 свежих вакансий.
По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации, которое является бланком строгой отчетности и дает право вести профессиональную деятельность по специальности. Также по запросу вы можете получить электронный сертификат ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет».
Записывайтесь на бесплатное обучение уже сейчас и повысьте свою квалификацию.