Найти тему
Kalacheva School

Композиция: от статики к динамике

Оглавление

Продолжаем разговор о композиции в художественном произведении. На этот раз разбираемся, какие виды композиции встречаются чаще всего >>>

Работа Вероники Калачёвой
Работа Вероники Калачёвой

Осторожно: композиция закрывается!

  • Статичная композиция

Такая композиция создаёт ощущение, что объекты на рисунке неподвижны и уравновешены. Для максимального эффекта статичности все изображаемые объекты располагаются перпендикулярно линии горизонта, строго по вертикальным осям. Этот вид композиции часто используется в классических натюрмортах.

  • Динамичная композиция

При использовании данного вида композиционного решения у зрителя остаётся впечатление движения и внутренней динамики в изображаемом пространстве. Ощущение динамики дают диагонали или движение можно задать, например, с помощью ритма – повторяющихся линий, штрихов, цветовых пятен – про ритм в композиции поговорим позже, об этом есть даже отдельный курс Вероники Калачёвой. В качестве частотного приёма можно использовать свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы зрительское воображение могло само продолжить это движение.

Работа Вероники Калачёвой из курса «Композиция силы»
Работа Вероники Калачёвой из курса «Композиция силы»

  • Симметричная композиция

Название говорит само за себя: в данном случае рисунок строится зеркально относительно вертикальной оси симметрии, проходящей посередине листа. Соответственно, композиционный центр располагается на этой оси. Симметричное изображение чаще всего статично.

  • Асимметричная композиция

Это более интересный (поэтому и гораздо более сложный) вид композиции, когда части рисунка по разные стороны от вертикальной оси симметрии отличаются друг от друга. Уравновесить такую композицию можно, например, разместив с одной стороны какой-то крупный объект, а с другой – несколько более мелких.

Работа Вероники Калачёвой из курса «Композиция силы. Вторая ступень»
Работа Вероники Калачёвой из курса «Композиция силы. Вторая ступень»

  • Замкнутая композиция

Такое композиционное решение характеризуется наличием границ изображения. Она замкнута и не предполагает продолжения вне этих границ. Для замкнутой композиции характерны устремленные к центру листа основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учётом симметрии. Ещё один признак замкнутой композиции: чёткий внешний контур, нарастание сложности, детализации к центру.

  • Открытая композиция

При такой композиции изображение как будто бы упирается в края листа, и зритель может мысленно продолжить его за границами рисунка. Так же элементом композиции может быть, например, большое открытое пространство: глазам смотрящего как бы есть куда двигаться. Так передаётся ощущение пространства, размаха.

(прим. ред: Эта статья продолжение разговора про композицию. Начало публикаций в статье «Композиция: закон и порядок» вот тут).

Пример работы Вероники Калачёвой из курса «Композиция силы. Третья ступень»
Пример работы Вероники Калачёвой из курса «Композиция силы. Третья ступень»

В обширной программе Kalacheva School есть уже три курса, посвященных композиции. Художник Вероника Калачёва предлагает смотреть на композицию шире, чем это принято описывать в учебниках по рисунку и живописи:

Композиция силы >>
Композиция силы. Вторая ступень >>
Композиция силы. Третья ступень >>

#композиция #теориярисунка #рисование #законырисунка #творчество