Найти в Дзене
Info_24

Осенью лекарства станут для нас недоступными?

Вы, наверное, слышали, что с 1 сентября 2023 года вступают в силу новые правила продажи лекарств по рецептам. Теперь при покупке лекарства по рецепту аптека должна будет передавать в систему маркировки данные о рецепте и пробивать отдельный чек по каждому рецепту.

Таким образом мы рискуем лишиться доступа к рецептурным лекарствам, за оборотом которых с 1 сентября будет осуществляться административный мониторинг с обновленной системой учета препаратов.

Делается это отчасти потому, что согласно проведенным исследованиям, почти половина мужчин и каждая шестая женщина, столкнувшись с проблемой со здоровьем, идут не к доктору, а в аптеку. Как отмечает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов: «для первичного пациента – это путь либо к смерти, либо к хронизации процесса. И когда мы говорим об ответственном самолечении, мы в первую очередь ведем разговор о тех 30% пациентов, которые впервые приходят в аптеку и пытаются самостоятельно себя излечивать. Это безусловно не приемлемо»

И к каким же проблемам это приведет?

«Будет турбуленция и, возможно, серьезная. Потому что не все регионы готовы. По маркировке программы есть, но везде ли они хорошо работают – не знаю. То, что это было введено не одномоментно, а постепенно, создало возможность обкатать эту технологию и сейчас мы ее как бы имеем. Но сделать одновременно, чтобы все врачи грамотно все стали выписывать, как один, правильно рецепты – не верю. Будет ли спокойно пациентское сообщество и отдельные пациенты реагировать, что плохо выписали рецепт и пришлось еще раз сходить, а потом еще раз сходить – тоже не верю», – подчеркивает Ян Власов.

По его мнению, проблема существует даже на уровне врачей с правильной выпиской рецептов. «Снижение качества сегодняшнего выпускника (медвуза) отражает ситуацию с неправильной выпиской рецептов… Это существенная недоработка, потому что делает пациенту препарат недоступным. Врач не просто не выписывает рецепт, а выписывает его недостаточно грамотно, и рецепт не может быть зарегистрирован», – пояснил он.

Сегодня лишь 10% от всех рецептурных препаратов в стране (эту цифру постоянно называют на профильных конференциях) отпускается действительно по рецепту. Остальные продаются по бумажкам, назначениям или просто за красивые глаза. «Как быть хроническим пациентам, которые, например, постоянно принимают препараты для снижения давления, которые являются рецептурными? Это может привести к тому, что люди будут устраивать перерывы в лечении, что в случае артериальной гипертонии, да любого хронического заболевания, может привести к хроническим последствиям. Стоит ли говорить, что попасть к врачу в оперативном порядке сегодня чрезвычайно сложно. Да и сами медицинские учреждения, разумеется, не готовы к новой нагрузке — они и так не справляются с потоком пациентов», — рассказывает правозащитник Илья Воробьев.

В Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» отмечают, что к ним уже поступают обращения от аптечных организаций, которые связаны со вступлением в силу с 1 сентября нового постановления правительства РФ №468 (как раз в нем говорится о необходимости при продаже рецептурных лекарственных препаратов предоставлять в систему мониторинга реквизиты рецепта). Однако в ассоциации указывают, что в стране продолжают действовать другие правила, предусматривающие иной порядок передачи сведений в систему мониторинга, который согласован со всеми ведомствами. Эксперты опасаются, что чисто технически при таком раскладе новые правила исполнять будет невозможно, что создаст еще одну проблему для аптечников. «СоюзФарма» направила обращение в несколько профильных министерств с просьбой дать им исчерпывающие разъяснения, как применять новое постановление на практике. «Требуется ли переделывать текущую интеграцию и осуществлять перенастройку, обновление программного обеспечения, кассовых аппаратов? Действительно ли внесение сведений в систему МДЛП обязательно для всех утвержденных форм рецептов? Является ли заполнение реквизитов рецепта в чеке обязательным для всех препаратов рецептурного отпуска? Что делать, если форма рецепта в соответствии с законодательством РФ не предусматривает наличие номера и серии? Например: на рецептурных бланках формы №107-1/у номер и серия рецепта отсутствуют, есть только дата рецепта. Различается ли порядок и (или) формат передачи сведений в систему МДЛП реквизитов бумажных и электронных рецептов?» — вопрошают в профильной ассоциации.

Конечно, пациентам все эти тонкости мало интересны. Однако они коснутся их самым непосредственным образом. Некоторые сотрудники аптек на условиях анонимности рассказывают, что требование о внесении данных рецепта в систему МДЛП повлечет за собой жесточайший контроль за отпуском рецептурных лекарств. А это, в свою очередь, очень серьезно отразится на доступности препаратов для огромной армии пациентов, возможно, даже вызовет коллапс. «Вот пример: у человека гипертонический криз, родственники вызывают ему «скорую», а она не может быстро приехать, и врач советует по телефону немедленно дать пациенту моксонидин или каптоприл. Родственники больного бегут в аптеку, а их отправляют в поликлинику за рецептом. А в поликлинике талонов к участковому на ближайшие дни нет. И что делать?»

Аптечники говорят, что наступит ужас и для них, и для пациентов, а уж если рецепты будут выписаны неправильно (что случается частенько), начнется настоящий кавардак. Законодательные изменения некоторые представители отрасли называют поспешными, способными усложнить жизнь миллионам граждан. «У нас нет доступной медпомощи, и в таких условиях вводить такие инновации просто безумие», — сказал «МК» представитель фармотрасли анонимно.