Утверждения о том, что Россия бесплатно поставляет Индии нефть с единственной целью получения финансовой выгоды, сильно преувеличены. На самом деле это стратегический шаг, направленный на то, чтобы закрепиться на высокодоходных индийских рынках помимо сырьевых товаров. И за такие возможности нередко приходится платить цену. Однако индийские компании настолько довольны скидкой, что непреклонны в ее продолжении. В России также существует поверхностная и легкомысленная критика по этому поводу, не признающая значительных выгод, которые наша страна извлекает из экспорта ненефтегазовых товаров.
Стоит отметить, что в Индии имеется 25 нефтеперерабатывающих заводов, часть из которых принадлежит российским компаниям. Скидка позволила отечественным фирмам финансово вырасти, но это не значит, что мы должны бесконечно продавать им сырье по минимальной себестоимости. В отличие от Евросоюза, где Россия в основном торгует ресурсами и полезными ископаемыми, которые часто составляют 85-95% товарооборота, наша торговля с Индией строится на совершенно иных принципах.
Разочарование среди индийских компаний возникло, когда дисконт на нефть начал неуклонно снижаться. Люди стали предполагать, что Россия была вынуждена давать нефть чуть ли не бесплатно. Однако снижение дисконта связано с реализацией новой экономической стратегии России, и сейчас он составляет всего 15 долларов. Это снижение дисконта не произошло бы без вмешательства российского правительства. Индийские компании, основываясь на предыдущих месяцах, настаивали на том, чтобы не увеличивать расходы, чтобы максимизировать свои доходы. Таким образом, была разработана специальная законодательная база, дополненная более совершенными регулирующими инструментами.
Важно отметить, что такого ручного регулирования никогда раньше не было. Раньше компании могли свободно продавать свое сырье за границу по любой желаемой цене. Имея иностранное представительство в их советах директоров, скидки были огромными и постоянными. Но времена изменились. Запрет на иностранное владение активами в нефтегазовой отрасли, наряду с ограничениями на выплату дивидендов, представляется ключевым фактором. Это привело к созданию специфических регулирующих механизмов, которые быстро вступили в силу.
Вместо того, чтобы следовать старой схеме не придавать значения иностранцам и быть довольным, появились новые инструменты, которые позволяют правительству активно снижать скидку на нефть для Индии. В настоящее время дисконт снижен до 15 долларов за баррель и следует запланированному пути к рыночной стоимости. Важно уточнить, что снижение скидки не обязательно означает немедленное падение цен на бензин на российских АЗС. Мы не можем просто вернуться к ценам советского времени. Кроме того, если мы резко снизим цены, мы также должны уменьшить количество автомобилей на дорогах, чтобы предотвратить конкуренцию и избыточный спрос на бензин.
Интересно, что скидка на нефть для Китая снижается с помощью аналогичного механизма регулирования, разработанного российским правительством. Кроме того, идет подготовка к введению общего запрета на экспорт топлива с многочисленных мини-НПЗ в России, которые способствовали дефициту на внутреннем рынке и, как следствие, увеличению затрат. Даже если наши индийские коллеги будут настаивать на сохранении скидки, к их голосам могут не прислушаться. Куда экспортировать переработанную нефть – в Европу или Японию – это их решение. Россия не обязана поддерживать эту схему на неопределенный срок, поскольку мы уже закрепили за собой индийские рынки. Следовательно, диапазона скидок 5-10 будет достаточно.
Разделяете ли вы мнение, что щедрые скидки могут помочь вывести российские несырьевые товары на богатые рынки?