Томас Бёрберри начал свою карьеру учеником по драпировке, а в 21 год решил основать свой бренд. И уже через 2 года, в 1879 году, он изобрёл габардин – дышащую, износостойкую ткань из египетского хлопка, которая защищает от дождя и ветра. Эту ткань используют и по сей день в пошиве тренчей (плащей). Большинству людей бренд известен не своей инновационной для того времени тканью, а своей известной клеткой, которая называется nova check (“клетка нова”). Сейчас по причине высокой стоимости Бёрберри, клетку много подделывают и купить её можно даже на рынке в какой-нибудь глубинке за «недорого».
Интересно, что знаменитая клетка стала украшать тренчи бренда только с 1920-х годов. Клетку, в шотландском стиле с бежевой основой, подчеркнутая черным, красным и белым цветами, стали вшивать в тренчи не сразу. Лет сорок на неё не обращали никакого внимания, пока мода именно на клетку Бёрберри не появилась благодаря звёздам Голливуда.
Пока тренч не завоевал любовь модников и желающих носить марку класса «люкс», его покупали практичные люди, путешественники и те, кто занимался активными видами спорта. В 1893 году норвежский полярный исследователь и лауреат Нобелевской премии мира доктор Фритьоф Нансен стал первым исследователем, использовавшим одежду из габардин Бёрберри в своем путешествии за Полярный круг. Качественную и проверенную верхнюю одежду заказывали и для офицеров Первой Мировой войны. Собственно, отсюда и происходит термин “тренчкоат” - тренч (trench) по-английски означает траншея, а коат (coat) - пальто. До войны эти плащи были известны как “тайлокен” (tielocken), что означает закрытый галстук.
Я нигде не нашла информации , в какой семье родился основатель компании Бёрберри. Предполагаю, что он выходец из небогатых слоёв общества, так как после деревенской школы, уже в подростковом возрасте он пошёл в подмастерье, обучаться мастерству драпировщика. Когда я зашла в Лондоне во флагманский магазин Бёрберри, я спрашивала продавцов-консультантов «Где был первый магазин Бёрберри?», они отвечали, что в Лондоне. Эта же информация написана и на сайте бренда. Но это не так. Видимо, не комильфо люксовому бренду носить имя простолюдина и рассказывать о том, что его первый магазин был в городе, который сейчас входит в списки самых скучных городов Великобритании. Томас рано женился и когда ему было 21 год он с женой открыл свой первый магазин в городе Бейзинсток. Этот город находится недалеко от Лондона, после того, как во времена правления Маргарет Тетчер город застроили дешёвым жильём для рабочего класса, обслуживающего Лондон (посмотреть на современный Бейзинсток можно здесь - lifeinengland.ru), в нём стало приживать около 180000 человек, а тогда, при жизни Томаса Бёрберри Бейзинсток был совсем другим - маленьким, симпатичным, провинциальным городком с населением всего в 4500 человек, большой плюс для Бёрберри было то, что до Лондона было недалеко.
И я не могу ни упомянуть о Винчестере, городе, где я живу. Винчестер, находится неподалёку от Бейзинстока, и именно здесь у него была фабрика по отшиву плащей. Отсюда поставляли военное обмундирование офицерам во время Первой Мировой Войны. Там же был и магазин, сейчас там находится ресторан французской кухни Brasserie Blanc.
Спустя век все уже и позабыли, что в Бейзинстоке и Винчестере находились магазины Бёрберри, да, теперь сложно представить магазины этого люксового бренда на улицах провинциальных городов.
Судя по биографии Томаса Бёрберри, дизайнер был простым человеком, не боялся трудностей и заботился о своём здоровье, видимо, в этом был секрет его долголетия, он умер в 1926 году, в возрасте 90 лет. После смерти Бёрберри компания отошла его детям, которой они управляли до 1955 года, а потом её продали британскому конгломерату Great Universal Stores. Современное управление компании Бёрберри очень тщательно следит за эксклюзивностью марки. В 2018 году был большой скандал, когда вспылили факты о том, что компания производит больше одежды, чем может продать и чтобы марка не обесценивалась и не теряла свою элитарность, руководство решило утилизировать нераспроданные запасы на сумму более 28 миллионов фунтов стерлингов, что эквивалентно 20 000 плащам. Официальные представители Бёрберри говорят, что сжигание одежды - это общеотраслевая практика и один из шагов, которые производители люксовой одежды предпринимают для защиты интеллектуальной собственности бренда и для сохранения эксклюзивности. Многие люди раскритиковали Бёрберри за их решение сжигать одежду стоимостью в миллионы фунтов, обвинив их в снобизме, попытке уберечь свою одежду от попадания в руки бедных людей и пренебрежении к окружающей среде. Что-то мне подсказывает, что сам Томас Бёрберри тоже не поддержал бы политику современного руководства в отношении сжигания одежды. После того, как я узнала, что одежду Бёрберри уничтожают, дабы её не носили не «те люди», покупать что-то новое в их магазинах мне совсем расхотелось, а вот винтажное - с удовольствием. Мне нравятся такие люди, как Томас Бёрберри, который вдохновляет на изобретения чего-то лучшего для людей. У меня, кстати, есть один ретро-тренч от Бёрберри, очень его люблю. Может вы его видели на мне, например, вот в этом видео он фигурирует:
Мистер Бёрберри похоронен на кладбище в Бейзинстоке. Одна из моих подписчиц провела меня к его могиле, чему я ей очень благодарна, так как это вдохновило меня узнать больше, кто такой этот Бёрберри и почему изобретатель известного бренда похоронен в таком непримечательном месте. Уже несколько месяцев я по крупицам собираю информацию о Томасе Бёрберри и теперь картина прояснилась, почему именно Бейзинсток - он жил в этом районе почти всю свою жизнь, с юности и до конца своих дней. Послеоние годы жизни он провёл в деревне Hook (Хук), которая считается одной из живописных деревень в графстве Хэмпшир. Но про это место я расскажу вам как-нибудь в другой раз.
А вы любите дизайн Бёрберри?
Понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал «Жизнь в Англии».
С вами была Марина Ингрид.