Найти в Дзене
VarТехник

НАТО показало беспилотный танк будущего. Что он может и чем лучше современных?

Оглавление

В последних военных кампаниях, танки переживают не лучший момент в своей истории. Обилие противотанковых средств, их сравнительная доступность и возможность применения по самым слабым местам боевых машин вызывают сложности в реальном применении. Из-за этого, многие эксперты считают, что современной армии требуется беспилотный танк. И ведь не скажешь, что это не реализуемо… В мире есть малые беспилотные легкобронированные машины, а НАТО в своё время представило целый танк. Но в чём их проблема и почему классические ОБТ надолго останутся в строю?

Беспилотные танки

Образцы беспилотной бронетехники существуют довольно давно… Даже Россия может похвастать своей разработкой – «Уран-9». Он вооружён 30 мм автоматической пушкой и ПТРК, обладает продвинутой многоканальной оптикой с возможностью наблюдения в видимом и тепловизионном спектре. Радиус действия достигает нескольких километров.

Плюсы подобной технике в малых размерах и весе. Как правило, их броня сильно слабее типичных танков, так как потеря железа не так болезненна, как потеря личного состава. Но с этим связаны и другие трудности, о которых ниже…

Беспилотный танк для ВС РФ "Уран-9"
Беспилотный танк для ВС РФ "Уран-9"

Если мы говорим о наиболее нашумевшем проекте НАТО, то его возможности значительно шире. На выставке IDEX 2021, эстонская компания Milrem Robotics представила прототип беспилотного танка будущего – Type-X.

Что такое Type-X?

Эстонская разработка представляет собой легкобронированное шасси для установки различных боевых модулей, оснащённых пулемётами, автоматическими пушками, ТПК для противотанковых ракет, полу автоматическими орудиями с калибром более 30 мм и зенитными комплексами. Что самое интересное, отечественный «Уран-9» и эстонский Type-X имеют одинаковую заявленную массу – 12 тонн. Однако, западная разработка имеет возможности по увеличению массы. Эту возможность обеспечивает корпус и его ходовая часть. Правда огневые возможности «Урана» даже в базовом варианте сильно выше – 30 мм пушка вместо 25 мм, наличие 4 контейнеров вместо 2, которыми оснастили Type-X.

Беспилотный танк эстонской разработки Type-X
Беспилотный танк эстонской разработки Type-X

В теории, любой беспилотный танк может быть сильно больше имеющихся прототипов, его можно вооружить пушками тяжёлого калибра, автоматами заряжания и композитной дифференцированной бронёй и при всех ранее указанных особенностях, его массо-габаритные характеристики будут сильно меньше существующих ОБТ. Правда есть две сложности…

Во-первых, пушки крупного калибра потребуют сложных автоматов заряжания. Сейчас все ведущие страны, сохранившие танкостроение, имеют наработки различных АЗ, которые можно поделить на конвейерные и карусельные. Их надёжность в актуальных ОБТ не вызывает вопросов, но в случае отсутствия экипажа надо адаптировать автомат заряжания под новые условия работы и обеспечить беспрецедентную надёжность. В противном случае, беспилотный танк может выйти из строя не получив ни единого попадания по броне.

-4

Во-вторых, требуется больше электронных компонентов, которые увеличат стоимость боевой машины. Сейчас даже создание унифицированного необитаемого боевого отделения для основных боевых танков вызывает сложности, а сделать полностью необитаемый танк с достаточно "толстой" бронёй и тяжёлым орудием пока нетривиальная задача.

Глобальные проблемы

Проблема любой беспилотной техники – каналы связи. В любом случае их надо обеспечивать и защищать, и никто не гарантирует, что средства РЭБ противника не смогут глушить частотные диапазоны, критически важные для работы беспилотного танка. В этом случае, потенциальный противник получает новейшую разработку целой и невредимой. Дальнейшее изучение позволит уточнить частотные диапазоны для управления боевой машиной и вылазка солдат с техникой не будет обязательной… Операторы РЭБ сами перехватят управления и приведут машину в своё расположение или нейтральную зону, где беспилотный танк смогут передать для изучения или применения.

-5

Добавлю усложнение механизмов и компьютеризацию танка, которые затруднят обслуживание и потребует новых специалистов в ремонтных подразделениях, наличия компьютерного оборудования для внесения поправок в программное обеспечение, прошивки. Частое изменение последней может частично решить ранее указанные вопросы… Так же, во все необходимые узлы и агрегаты надо получать доступ для ремонта. Если с МТО вопрос закрывается автоматически, то блоки управления и орудийные механизмы, доступ к ним и алгоритмы сборки\разборки надо разрабатывать заново.

Должна быть возможность ручного управления… Например, для логистики. Кто-то возмутится – зачем тогда создавался беспилотный танк??? Для ведения боя в беспилотном режиме! В мирное время или на этапе транспортировки, человек обязан иметь возможность хотя бы вести танк самостоятельно. Хотя бы как способ дублирования управления на случай выхода из строя блока управления или механизмов, отвечающих за передачу команд и их исполнение.

-6

Итог

Беспилотные танки действительно могут стать машинами будущего. Однако, есть проблемы с их дистанционными каналами связи. Их могут подавлять или перехватывать средства РЭБ потенциально противника, из-за чего «дорогущая игрушка» с засекреченными технологиями и данными может попасть к врагу. Для подобных танков надо модернизировать ремонтную базу, придумывать новую компоновку для банального обслуживания. И самое последние – имеющиеся образцы не предусматривают возможности ручного управления, которое очень необходимо на этапе логистики или в мирное время.

А как быть с актуальными ОБТ? Они останутся на службе многих стран мира, а в развитых, могут служить параллельно с частично или полностью необитаемыми аналогами. Ни одна страна не будет ради футуризма ослаблять свою армию и обороноспособность! К тому же, классический ОБТ будет стоить сильно меньше в сравнении с частично и полностью необитаемыми собратьями. Добавим фактор бедных стран, которые не смогут себе позволить ОБТ с необитаемыми боевыми модулями или полностью беспилотные боевые машины в силу нехватки финансовой возможности и специалистов.

-7

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.