В начале девяностых в Москве взошла на криминальном небосводе новая звезда. Этой звездой был молодой вор в законе Сергей Липчанский, которого воровская общественность нарекла Сибиряком. По своему потенциалу Сибиряк должен был стать одним из виднейших воровских авторитетов на постсоветском пространстве, но как скоро взошла звезда Липчанского, столь скоро она и погасла...
Сергей Липчанский родился в 1968 году в городе Братске Иркутской области. Рос Серёжа в многодетной семье, Липчанский был пятым ребенком. Семью всю тащила на себе одна мать. Отец Серёжи в какой-то момент просто ушёл из семьи. Так что обстановка в которой воспитывался пацан была, мягко говоря, не самая благополучная.
Оставшись без родительского догляда, Серёжу воспитала улица. Именно по её законам вскоре станет жить Липчанский, который впоследствии зарекомендует себя бесстрашным уличным бойцом и лидером своего района. Ни дом, ни тем более школа были Липчанскому уже не интересны и вкусив вольницы, он уже не собирался что-то менять в своей жизни.
Про Липчанского с лёгкостью можно сказать - трудный подросток, про таких как он обычно говорят, что по ним тюрьма плачет. С тринадцати лет Серёжа состоял на учёте в детской комнате милиции. В пятнадцатилетнем возрасте Липчанский попался на краже, но советский суд, самый гуманный суд в мире из-за малолетства и трудного положения семьи выписал два года юному уголовнику, правда с отсрочкой.
В 1985 году умерла Серёжина мама. В том же году Липчанского задержали правоохранительные органы в городе Братске по подозрению в краже. В 1985 году суд города Братска выписал Липчанскому уже реальный срок - 3 года с отбыванием в исправительно-трудовой колонии.
Пребывание в местах лишения свободы дополнило не хватающих штрихов к его мироощущению. Из юного хулигана в стенах колонии Сергей перевоплотился в уголовника, живущего по воровским понятиям. Из колонии Липчанского освободили по УДО в 1987 году. На свободу вышел уже не пацан, наводивший шороху у себя на районе, а заматерелый преступный элемент, который теперь кроме как жизни по воровским понятиям абсолютно не мыслил.
Мыслил Липчанский теперь так же более глобально. Он быстро смекнул, что тырить мелочь по карманам — это не есть актуально. Благо на дворе стояла горбачёвская “Перестройка” и частный бизнес возвращался в страну Советов. В Братске Липчанский, имея уже определенный авторитет, примыкает к местной группировке, которая занималась рэкетом. Вскоре поднаторев на ниве рэкета, Липчанский, пользуясь своим авторитетом и лидерскими качествами, создает свою собственную группировку в Братске.
Только одним Братском Липчанский уже не ограничивался. Его группировка удачно вписалась в криминальный мир Иркутска, где так же обложила данью местных коммерсантов. Так же влияние группировки Липчанского распространялось и на ряд финансовых объектов Хабаровска, Владивостока, Читы и Красноярска.
В 1989 году Липчанский, почувствовав определенную силу и поддержку в воровских кругах, решил выдвигаться в столицу нашей Родины. В Москве Липчанский, привычно, занялся рэкетом, так же его бригада занималась грабежом квартир зажиточных москвичей. На чём собственно Липчанский и сотоварищи сколотили неплохой капитал в белокаменной. Несмотря на то, что у Липчанского, которого в воровских кругах Москвы нарекли Сибиряком, налаживался воровской ход в столице, в Братске и Иркутске от его имени продолжали действовать несколько группировок терроризирующих забайкальских коммерсантов.
Однако взлёт молодого, да дерзкого вора бесцеремонно прервали правоохранительные органы. Сибиряка задержали в Москве сразу по четырём статьям, основной из которых была стандартная для тех времен - за вымогательство.
Однако каких-то конкретных обвинений Липчанскому выдвинуть не удалось и следствие забуксовало. Липчанский всё это время находился в СИЗО Бутырка. В том же 1989 году с Липчанским чалились в Бутырке авторитет Леонид Завадский (Бубновый батя) и Валерий Длугач (Глобус), так же авторитетный представитель воровского сообщества.
В Бутырке Сибиряк чувствовал себя достаточно вольготно. Сидел он в отдельной камере в которой имелись телевизор и даже компьютер. Баланду естественно Липчанский не хавал, он предпочитал питаться блюдами из ресторанов. В Бутырке Сибиряк имел авторитет, как среди арестантов, так и среди надзирателей, которых он не забывал греть деньгами. За что имел возможность свободного передвижения по СИЗО.
Липчанский, воровской общественностью был назначен смотрящим за Бутыркой, с обязанностями смотрящего Сибиряк справлялся на отлично. Его неукоснительно слушались, как арестанты, так и персонал изолятора. Воровская общественность оценила успехи юного авторитета и в 1993 году там же в Бутырке Липчанский был коронован в законники. В некоторых источниках указано, что короновал Липчанского сам Глобус.
Обвинение так и не смогло доказать виновность Липчанского ни по одному из предъявленных следствием эпизоду. В итоге вор в законе Сибиряк в 1994 году покидает стены Бутырки. Естественно, что из СИЗО Липчанский вышел восходящей звездой преступного мира. Воровское сообщества сразу отдаёт Сибиряку под кураторство Кунцевскую ОПГ, которая к 1994 году значительно подрастеряла своё могущество на западе Москвы, и на момент выхода Сибиряка из СИЗО представляла собой достаточно локальную группировку. Тем не менее с приходом Сибиряка в Кунцево он тут же пытается восстановить утерянные прежде позиции и во многом Липчанскому это удается.
В том же 1994 году Сибиряк решает организовать воровскую сходку в весьма экстравагантном месте - в камере Бутырки. У Липчанского остались прекрасные связи с персоналом СИЗО и поэтому ему без труда удалось организовать в одной из камер роскошную поляну и провести на территорию изолятора воров. Целью сходки была гостиница “Палас”, которую контролировали грузинские воры, в том числе Шакро Какачия (Шакро старый), который собственно в тот момент и находился в Бутырке. Липчанский имел интерес к этой гостинице вот и решил таким неординарным образом перетереть с Шакро. Однако нормально посидеть пацанам не дали. Сходку завернули силовики, как только воры уселись за богато накрытый стол.
Липчанскому смогли предъявить только хранение оружия, при нём был обнаружен пистолет, который вскоре экспертиза признала не рабочим, что вполне естественно, зачем вору в законе ходить с боевым пистолетом?! Однако, суть да дело, отправили Сибиряка в другое московское СИЗО Матросская тишина. Здесь вора в законе встретили прохладно, кормили не из ресторанов, посадили в переполненную камеру в которой смотрящий попутал берега и не высказавший уважения к молодому вору в законе начал на него наезжать. Впрочем, вскоре смотрящего по камере жестоко наказали, а с надзирателями Липчанский и здесь сумел найти общий язык.
Вскоре в Матросскую тишину был доставлен главный строитель финансовых пирамид в молодой Российской Федерации Сергей Мавроди. Человек, который обещал, что каждый кто купит ваучеры МММ моментально из халявщика превратиться в партнёра был Липчанским поставлен на большие бабки. Вскоре Сибиряка перевели в Лефортово, откуда вскорости и выпустили, так как в его действиях не было обнаружено состава преступления.
Несмотря на достаточно молодой возраст, Сибиряк имел большой вес в воровской среде, да и среди бандитов новой формации. Зачастую к Липчанскому обращались за помощью в разрашении конфликтов. За всё время пока Сибиряк стоял у руля Кунцевской группировки ни одной кроваваой разборки с их стороны не последовало. Липчанский был сторонником мирного разрешения конфликтов. Среди близких товарищей по опасному бизнесу у Сибиряка можно выделить авторитетов Леонида Завадского, Сергея Мамсурова (Мансур) и Олега Коротаева.
Сибиряк активно наращивал криминальные связи и захватывал новые территории и финансовые структуры. Однако камнем преткновения стала всё та же гостиница, “Палас” которую грузинские воры никак не хотели отдавать Сибиряку. Из-за чего собственно и произошёл конфликт с авторитетным вором в законе Шакро старым. Что возможно и приблизило гибель Липчанского.
Впрочем, что случилось с Сергеем Липчанским достоверно неизвестно до сих пор. 6 августа 1996 года Сергей Липчанский вышел из дома, в котором он проживал в городе Балашиха и просто исчез. Больше его с тех пор никто не видел - ни живым, ни мёртвым. Бытует три версии, что могло произойти с Сибиряком и куда он мог пропасть.
Первая - это то, что его банально завалили по заказу Шакро старого из-за гостиницы, а от трупа избавились. Сам Шакро будет застрелен в Берлине спустя несколько дней после исчезновения Сибиряка. Вторая версия которой придерживаются многие в криминальном сообществе. Липчанского уличили в крысятничестве из общака. Сибиряка облили бензином и бросили на автомобильные покрышки, затем подожгли и закрыли гараж. Третья версия, что Липчанский жив-здоров и проживает где-то заграницей. Есть свидетели, которые якобы встречали Сибиряка после 2000 года.
Так или иначе судьба вора в законе Сибиряка доподлинно неизвестна. На кладбище в Балашихе есть могила Сергея Липчанского, где установлена лишь могильная плита. Липчанскому было 27 лет, в местах лишения свободы Сибиряк провёл более 7 лет.