Найти в Дзене

ДВОРЦОВАЯ ИСТОРИЯ ЕКАТЕРИНЫ 2

Оглавление
Малый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы /фото из личного архива/
Малый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы /фото из личного архива/

Предыдущие части:

Часть 3. ОТ ЗИМНЕГО ДВОРЦА К ДВОРЦОВОМУ КОМПЛЕКСУ

О том, как Екатерина пристроила к Зимнему дворцу ещё три корпуса и как появился "Эрмитаж"

Всё началось с конюшен

Екатерина 2 стала хозяйкой нового Зимнего дворца, который строился для другой императрицы. Это всё равно, что получить платье с чужого плеча. Его непременно придётся подгонять по фигуре! А роскошный и огромный дворец, как ни странно, оказался не только не по вкусу, но ещё и маловат! И, едва обустроив себе личные покои, Екатерина начинает расширяться. То же делали её предшественницы на троне. В отличие от них, она не занимается надстройками и перестройками дворца. И хотя практичная немка не любила вычурное барокко, надо отдать ей должное, шедевр Растрелли она не уничтожила, ограничившись лишь отстранением мастера от дел. А свои проблемы, связанные с бытовыми неудобствами или капризами, она решала просто: появлялась новая потребность, возводился новый дворцовый корпус. В итоге в царствование Екатерины 2 вдоль Дворцовой набережной Невы рядом с первым императорским Зимним дворцом один за другим протянулись новые корпуса.

Вид на Дворцовую набережную /фото из личного архива/
Вид на Дворцовую набережную /фото из личного архива/

Возведение первой постройки началось в 1764 году и растянулось на 11 лет. Сегодня это изящное здание рядом с Зимним дворцом известно всем под название Малый Эрмитаж (1764-1775). В переводе с французского слово «le hermitage» означает «место уединения». Однако это оригинальное название появилось не сразу, также как и назначение маленького дворца для отдыха в кругу близких людей. Изначально Екатерина задумала создать рядом с дворцом хозяйственный двор. Дело в том, что хозяйственные и служебные постройки у предыдущего дворца находились за его главным фасадом, во дворе. По замыслу же Растрелли в новом Зимнем дворце фасады окружали внутренний дворик, который совсем не предназначался для последующей застройки. Хозяева и их гости въезжали в него через главные ворота с Дворцовой площади. А вот карету и лошадей поставить после этого было некуда. И Екатерина задумывает строительство рядом с дворцом конюшен, манежа, а также каретных и дровяных сараев, поручив это архитектору Юрию Фельтену (1730-1801). Он работал с Растрелли на строительстве Зимнего дворца, и кому, как ни ему, следовало его достраивать после отстранения наставника от работы!

Фаворитский павильон

Но пока готовился проект, Екатерина решила облагородить саму идею хозяйственных построек созданием над ними открытого Висячего сада, который должен был располагаться на уровне второго этажа Зимнего дворца и тянуться вдоль его восточного фасада. Завершить этот удивительный сад предполагалось Оранжерейным павильоном, который будет обращён на Дворцовую набережную и станет продолжением северного фасада основного здания. В этом павильоне Екатерина задумала устроить Зимний сад.

Работы по созданию Висячего сада растянулись надолго. Это было связано с созданием сложной системы отопления для подогрева сада снизу, которая должна была располагаться в специально устроенном для этого этаже над Конюшнями. За это время началось строительство Южного павильона постройки, обращённого на Миллионную улицу. Он располагался в непосредственной близости от покоев императрицы, и Екатерина решает выпустить, наконец, с антресолей своего возлюбленного, Григория Орлова (1734-1783), и переселить его в новенький павильон. А для того, чтобы фаворит всегда оставался под рукой, между дворцом и павильоном был сооружён переход на уровне второго этажа.

Южный (Фаворитский) павильон Малого Эрмитажа со стороны Миллионной улицы /фото с сайта Википедии/
Южный (Фаворитский) павильон Малого Эрмитажа со стороны Миллионной улицы /фото с сайта Википедии/

Пока продолжалось строительство Висячего сада и Северного павильона, Екатерина постепенно утратила интерес к Орлову. В 1774 году она уволила его со всех должностей и отослала лечиться за границу. А место в сердце императрицы и во дворце занял новый фаворит Григорий Потёмкин (1739-1791). С тех пор фавориты у императрицы менялись регулярно, неизменным оставалось их размещение в Южном павильоне, который неофициально стали называть Фаворитским. Его обитателям жилось вполне комфортно, но далеко не вольготно! Фаворитам запрещалось покидать Зимний дворец без разрешения императрицы. Чем старше становилась Екатерина, тем моложе были её избранники, тем больше ограничений они имели. Последним обитателем Фаворитского павильона стал 24-летний Платон Зубов. Он поселился в Зимнем дворце в 1791 году, когда императрице было 62 года. Ему вообще запрещалось разговаривать с другими женщинами, кроме пожилой возлюбленной!

Как служебная постройка стала Малым Эрмитажем

Когда стало ясно, что строительство служебных построек, облагороженных Висячим садом, затянется надолго, к работе был подключён француз Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800). Он прибыл в Россию по приглашению Академии Художеств в качестве преподавателя архитектуры, но, имея большой опыт, одновременно начал работать как архитектор. Зарекомендовав себя на строительстве Гостиного двора и костёла святой Екатерины на Невском, он обратил на себя внимание императрицы и был привлечён к строительству новых корпусов императорского дворца. Именно он предложил возвести два павильона, Северный и Южный, расположившись между которыми устроенный на крыше Манежа садик становился Висячим.

Продольный разрез Малого Эрмитажа, Ю.Фельтен, 1767 /фото с сайта Википедии/
Продольный разрез Малого Эрмитажа, Ю.Фельтен, 1767 /фото с сайта Википедии/

Северный Оранжерейный павильон, обращённый к Неве, француз строил по собственному проекту. С южной его стороны был устроен Зимний сад (собственно Оранжерея). Из него можно было попасть в Висячий сад, а со стороны Невы вдоль всего здания размещался просторный зал с пристроенными к нему с двух сторон кабинетами. (Сегодня в этом месте находится знаменитый Павильонный зал с часами «Павлин»).

Висячий сад Малого Эрмитажа /фото с сайта Википедии/
Висячий сад Малого Эрмитажа /фото с сайта Википедии/

Новому павильону быстро нашлось применение. Сюда с антресолей императрица перенесла встречи с друзьями. Чтобы они оставались столь же приватными, как прежде, и можно было обходиться без прислуги, один из залов оборудовали механическим столом. Такие столы давно использовались в летних усадьбах. Гости заказывали блюдо, написав название на грифельной доске, лежавшей у тарелки, затем дёргали за расположенный рядом шнурок, тарелка опускалась и через некоторое время возвращалась с заказом. Такое вот чудо 18 века!

Северный павильон Малого Эрмитажа. Вид с Невы /фото с сайта opeterburge.ru/
Северный павильон Малого Эрмитажа. Вид с Невы /фото с сайта opeterburge.ru/

Вечера в Северном павильоне вскоре стали регулярными и устраивались во дворце по четвергам. Собравшиеся не только ужинали и непринуждённо болтали, они играли в карты и другие популярные игры, танцевали, устраивали любительские спектакли. Хозяйка придумала специальные правила для своих гостей. Здесь не имели значения чины и звания, предписывалось не скучать, веселиться, угощаться и выпивать, но в меру, спорить, не обижая собеседника, а главное правило – держать в секрете всё, что здесь происходило. Екатерина называла такие встречи «малыми эрмитажными (уединёнными значит!) собраниями». Вот тогда у комплекса с двумя павильонами и Висячим садом между ними и появилось название Малый Эрмитаж. Но вскоре слово Эрмитаж получило совсем иное осмысление, став названием всемирно известного музея. И начался он в стенах Малого Эрмитажа после того, как по обеим сторонам Висячего сада возвели одноэтажные галереи, соединившие Южный и Северный павильоны. Сюда с антресолей была перенесена коллекция картин.

Эрмитажи для искусства

Екатерина продолжила традицию приобретения произведений искусств, начатую ещё Петром 1. К тому же, коллекционированием занимались все королевские дворы Европы, и просвещённая императрица хотела им соответствовать. Она покупала картины по своему вкусу, по случаю и без особых целей, и обычно не торговалась. А потом убирала их на антресоли во дворце, надеясь со временем найти им место. Но после вступления на престол у государыни было столько дел, что руки до коллекции никак не доходили!

Вечерняя Дворцовая набережная /фото из личного архива/
Вечерняя Дворцовая набережная /фото из личного архива/

А в 1764 году, как раз в год начала возведения Малого Эрмитажа, Екатерина 2 приобретает разом более 200 живописных работ. Картины были приобретены у немецкого купца Эрнста Гоцовского. Коллекция предназначалась для прусского короля Фридриха 2, но у немецкого монарха возникли финансовые трудности, и он смог взять лишь несколько картин. Узнав об этом, русская императрица не торговалась, всё оставшееся взяла оптом. А вот размещать в огромном Зимнем дворце сразу не стала, сложила на антресоли вместе с другими приобретёнными ранее мировыми шедеврами. Вот почему, наверное, так популярна версия, что после приобретения большого количества картин Екатерина задумывает для их размещения строительство отдельного здания под названием Малый Эрмитаж. Однако галереи для размещения полотен возводились на завершающем этапе строительства. А когда Малый Эрмитаж был готов, картин оказалось так много, что их пришлось развешивать в несколько ярусов. И стало ясно, что одним Эрмитажем не обойтись!

От Малого к Большому

Строительство Малого Эрмитажа, который со стороны Невы соединили с главным зданием Зимнего дворца переходом на уровне второго этажа, ещё не завершилось, когда в 1771 году рядом уже началась новая стройка. Проектирование нового дворцового корпуса и руководство строительством вновь доверено проверенному архитектору Юрию Фельтену. Назначение здания – размещение императорской коллекции живописи, пополнение которой планировалось регулярно. Строительство вновь растянулось на долгие годы и завершилось в 1887 году. Как и в случае с Малым Эрмитажем, на начальном этапе приходилось разбирать старые постройки, сохранявшиеся в этом месте ещё с петровских времён.

Малый Эрмитаж Фельтен начинал строить, ещё практически не имея опыта работы в классическом стиле, и его лаконичные фасады, хоть и имеют классические мотивы, всё же, остаются созвучны барочному стилю Зимнего дворца Растрелли. Но к началу строительства очередного Эрмитажа Фельтен уже хорошо изучил вкусы Екатерины 2, и новый дворцовый корпус стал ярким представителем раннего классицизма. Строгость и лаконичность фасадов нового здания контрастирует с пышностью Зимнего дворца, но при этом подчеркивает его представительность и выразительность, оставляя главным дворцом всего комплекса. По сравнению с размерами Малого Эрмитажа этот дворец казался огромным, за что и получил название Большой Эрмитаж (1771-1787).

Большой Эрмитаж /фото с сайта Википедии/
Большой Эрмитаж /фото с сайта Википедии/

Зимний дворец состоит из четырёх замкнутых корпусов. Малый Эрмитаж протянулся от Северного к Южному павильону между Дворцовой набережной и Миллионной улицей. В отличие от них Большой Эрмитаж первоначально имел лишь один корпус по Дворцовой набережной. С запада он был связан переходом с Малым Эрмитажем, на который открывался вид с востока, со стороны Зимней канавки. Но ещё при Екатерине 2 этот вид был закрыт. Джакомо Кваренги в 1883-1893 годах пристроил к Большому Эрмитажу корпус, протянувшийся вдоль Зимней канавки, в котором разместились Лоджии Рафаэля – близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи Папского дворца в Ватикане. Позже, при Николае 1 вдоль Миллионной улицы появится ещё один Эрмитаж для открытия первого публичного музея на основе императорской коллекции. Его назовут Новым Эрмитажем (1842-1851). Он закроет вид на Большой Эрмитаж со стороны Миллионной улицы, который получит второе название – Старый Эрмитаж. Но это уже будет Дворцовая история Николая 1.

Вид на Зимнюю канавку со стороны Миллионной улицы. Слева  корпус с Лоджиями Рафаэля, справа - западный корпус Эрмитажного театра /фото из личного архива/
Вид на Зимнюю канавку со стороны Миллионной улицы. Слева корпус с Лоджиями Рафаэля, справа - западный корпус Эрмитажного театра /фото из личного архива/

Эрмитажный театр

Пока один за другим возводились Эрмитажи, Екатерина взрослела. Это в молодости можно было держать милого в антресолях и там же веселиться с друзьями. Теперь во всём нужен комфорт. Да и в Зимнем дворце, где живёт большая семья её сына, уже становится тесно! Поэтому Екатерина не останавливается в расширении дворцового пространства. Теперь она задумала создать свой собственный театр. Придворный театр был ещё при дворце Елизаветы Петровны. Планировался он и в новом Зимнем дворце по проекту Растрелли, однако со временем перестал использоваться. Популярными стали спектакли, которые устраивались в Малом Эрмитаже. Когда камерные спектакли выросли до полномасштабных постановок, настало время «разгружать» Малый Эрмитаж, и Екатерина задумывается о постройке нового здания театра. В продолжение Эрмитажной темы, он получает название Эрмитажный (1783-1789).

Строительство поручается непревзойдённому мастеру классицизма в России Джакомо Кваренги. Именно тогда и рождается план пристройки к Большому Эрмитажу галерей Рафаэля, которые вместе с Эрмитажным театром составили единый ансамбль. Технологии строительства – прежние. Старые постройки сносятся. На их фундаменте начинается строительство. Так под снос и пошёл расположенный в этом месте старый петровский Зимний дворец.

Зрительный зал Эрмитажного театра /фото с сайта balet-spb.ru/
Зрительный зал Эрмитажного театра /фото с сайта balet-spb.ru/

Небольшой зрительный зал театра был выполнен в виде амфитеатра, стены облицованы искусственным мрамором. Всего шесть скамей, расположенных полукругом вокруг сцены, предназначались для зрителей и делали его камерным. Он был для избранных. Но, тем не менее, сыграл немалую роль в становлении русского театрального искусства. После его постройки спектакли стали идти регулярно. При Екатерине здесь ставились лучшие европейские пьесы, а также творения русских авторов, только начинающих создавать отечественную драматургию. Сюда приглашали артистов из всех театральных трупп города. Их на тот момент было 5: русская, французская, итальянская, немецкая и балетная. Сама императрица, вдохновлённая своим детищем, написала множество пьес. По свидетельству современников и оценке специалистов, они были довольно слабыми, скучными и не представляли художественной ценности, но придворным приходилось смотреть их с пылающими от восторга глазами.

Строительство огромного дворцового комплекса для пребывания императорской семьи в Санкт-Петербурге, задуманного Екатериной 2, фактически продолжалось на протяжении всего её царствования. В результате к 19 веку вереница связанных между собой дворцовых зданий протянулась вдоль Дворцовой набережной: Зимний дворец, Малый и Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Зимняя резиденция российских монархов в Санкт-Петербурге была готова стать домом для сильно выросшей к 19 веку императорской семьи.

Не оставила Екатерина 2 без внимания и летние резиденции.

Продолжение здесь:

Узнать истории дворцов, предшествующих появлению последнего Зимнего дворца можно в моём канале в подборке "Дворцы Романовых".

А начало здесь:

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!