Когда говорят о методе П.П.Чистякова, в том числе о «широком» взгляде на натуру, от которого зависит восприятие цвета и тона, многие вспоминают о другом способе обобщить видимое – глядя на натуру, щуриться.
Потому что возникает ощущение – раз суть в том, что натура должна быть «расплывчатой», без конкретики, это практически одно и то же.
И щуриться может каждый и сразу, тогда как широкий взгляд нужно осваивать какое-то время, вводить его в привычку, то есть прилагать усилия.
А на самом деле некоторая разница всё-таки есть, но её сложно сформулировать, объяснить.
Помог отрывок из книги И.Глазунова «Россия распятая», где он вспоминал о начале своего творческого пути, о том, почему он хотел обучаться именно у художника и педагога Б.В.Иогансона, и приводил отрывок из лекции художника. Вот этот отрывок:
"Перед тем, как поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, мне посчастливилось для подготовки к ...экзамену... поступить в частную студию ... художника-педагога Петра Ивановича Келина. Там главным образом я и занимался рисунком головы с живой натуры.
С какими знаниями я мог прийти в студию? Робко, наивно, беспомощно, ..., я углем, чёрточка за чёрточкой, полз по листу бумаги, как муха, желая точно срисовать то, что видел перед собой.
-- О, дорогой мой, так ничего не выйдет, - услышал я голос учителя. - Раскройте широко глаза, смотрите на всю голову сразу. Посмотрите таким взором, как будто вы задумались. Что вы видите?
Я пытался растопырить глаза, кожа на лбу собиралась в складки, уши двигались. Но я должен был признаться, что видел, как и раньше, то же самое: отдельно нодри, глаза, уши...
-- Вы, вероятно, глаза переводите на отдельные части головы? Попробуйте не скользить глазами, а увидеть всё сразу.
-- Пробовал, но тогда я ничего не вижу.
-- Так-таки и ничего?
-- Вижу расплывчатые отдельные пятна.
-- Уже успех, - сказал Пётр Иванович. - Теперь таким же рассеянным взором посмотрите на натуру и сразу же на ваш рисунок.
-- Это очень трудно, - отвечал я.
-- Но всё же попробуйте, добейтесь.
От непривычного усердия разболелась голова, но я добился.
-- Ну, теперь скажите, нарисованное вами производит то же впечатление, что и натура?
Я должен был признаться, что ничего общего. Итак, я получил первый урок профессионального искусства - видеть целое. На первых порах было очень трудно уходить от привычной цепочки прикрепления одного звена к другому, затем к третьему и т.д., и т.д. При таком методе рисования головы натурщика маленькая ошибка в одном звене, затем в другом, в третьем вырастала в общем итоге чуть ли не на сантиметр. Это для рисунка головы ужасно. ... Когда же я приучил себя идти от целого, что было очень трудно, тогда и ошибки уменьшились. Глаз мой постепенно охватывал всё более и более широкое поле видения, причём общее видение становилось всё менее и менее расплывчатым. Глаз приучался видеть и детали, но в строгом подчинении целому. Так совершился профессиональный и одновременно философский переворот. "
Сами не догадались?
Когда человек учится смотреть «широко», не сфокусировано, это взгляд постепенно развивается! То есть приходит новое понимание натуры, более глубокий анализ тона, цвета. А то, что человек видит с прищуром, таким и останется. (Хотя, конечно, если выбирать между взглядом в упор на детали или прищуром, уж лучше прищур, ведь при этом всё видится цельнее как минимум.)
И, как я обычно говорю дамам, которые берут у меня уроки – при широком взгляде не наделаем морщин! 😄
Таким образом, разница, безусловно, есть, и смотреть широко выгоднее с точки зрения развития обучающегося как художника. А уж как смотреть, конечно, каждый решает для себя сам.
P.S. Основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, поделюсь профессиональными секретами живописи и рисунка. Буду рада подписчикам, которым интересно моё творчество, а также уроки живописи онлайн.
Буду также рада новым подписчикам в телеграм-канале: https://t.me/arteillar
Моя группа ВКонтакте здесь: https://vk.com/arteillar