Сразу скажу, название мне не очень нравится, и сначала я отнеслась к книге с предубеждением, даже опасалась начинать читать. Была уверена, что мне будет не интересно.
Но книга увлекла с первых же страниц и оба (толстенных) тома были прочитаны. Здесь и биография художника (начиная с раннего детства, включая время, проведённое в блокадном Ленинграде), и история России, и памятные встречи, воспоминания.
Книга проиллюстрирована старыми фотографиями:
Процитирую отрывок о детских воспоминаниях:
"Первое моё впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба, лёгкого, ажурного, с ослепительно белой пенистой накипью облаков. Дорога, тонущая в море ромашек, а там, далеко, - загадочный лес, полный пения птиц и летнего зноя. Мне кажется, что с этого момента я начал жить. Как-будто кто-то включил меня и сказал: "Живи!".
Также прекрасные иллюстрации - ранние работы и рисунки (под ранними я подразумеваю работы в стиле реализм, в противопоставление поздним "плакатам", и эти реалистичные работы действительно хороши).
Глазунов учился у художника и педагога Б. В. Иогансона, причём очень хотел попасть именно к нему. Почему - понятно вот из этого отрывка из доклада самого Иогансона (с сокращениями):
"Перед тем, как поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, мне посчастливилось для подготовки к ...экзамену... поступить в частную студию ... художника-педагога Петра Ивановича Келина. Там главным образом я и занимался рисунком головы с живой натуры.
С какими знаниями я мог прийти в студию? Робко, наивно, беспомощно, ..., я углем, чёрточка за чёрточкой, полз по листу бумаги, как муха, желая точно срисовать то, что видел перед собой.
-- О, дорогой мой, так ничего не выйдет, - услышал я голос учителя. - Раскройте широко глаза, смотрите на всю голову сразу. Посмотрите таким взором, как будто вы задумались. Что вы видите?
Я пытался растопырить глаза, кожа на лбу собиралась в складки, уши двигались. Но я должен был признаться, что видел, как и раньше, то же самое: отдельно нодри, глаза, уши...
-- Вы, вероятно, глаза переводите на отдельные части головы? Попробуйте не скользить глазами, а увидеть всё сразу.
-- Пробовал, но тогда я ничего не вижу.
-- Так-таки и ничего?
-- Вижу расплывчатые отдельные пятна.
-- Уже успех, - сказал Пётр Иванович. - Теперь таким же рассеянным взором посмотрите на натуру и сразу же на ваш рисунок.
-- Это очень трудно, - отвечал я.
-- Но всё же попробуйте, добейтесь.
От непривычного усердия разболелась голова, но я добился.
-- Ну, теперь скажите, нарисованное вами производит то же впечатление, что и натура?
Я должен был признаться, что ничего общего. Итак, я получил первый урок профессионального искусства - видеть целое. На первых порах было очень трудно уходить от привычной цепочки прикрепления одного звена к другому, затем к третьему и т.д., и т.д. При таком методе рисования головы натурщика маленькая ошибка в одном звене, затем в другом, в третьем вырастала в общем итоге чуть ли не на сантиметр. Это для рисунка головы ужасно. ... Когда же я приучил себя идти от целого, что было очень трудно, тогда и ошибки уменьшились.Глаз мой постепенно охватывал всё более и более широкое поле видения, причём общее видение становилось всё менее и менее расплывчатым. Глаз приучался видеть и детали, но в строгом подчинении целому. Так совершился профессиональный и одновременно философский переворот. "
(Из этого отрывка понятно, как обучался Иогансон, и так же потом преподавал сам. Этому хотел обучиться и Глазунов.)
Мне очень интересны иллюстрации художника к произведениям Достоевского:
Книга стоит внимания и доступна в электронном виде в сети, можно читать онлайн бесплатно.
Интересного чтения! 😉
😊🎨Приходите в гости в мой телеграм-канал: https://t.me/arteillar
или группу ВКонтакте: https://vk.com/arteillar,где я рассказываю о своём творчестве и немного об искусстве (контент отличается от дзен).