Найти тему

Комментарии к тесту навыка чтения

В прошлый раз мы провели небольшой тест навыка чтения.

Ниже ключи к этому тесту, которые указаны в скобках. За каждое совпадение вписанного ответа с ключом присуждается 1 балл, далее считается сумма баллов (максимум - 10).

Скоро она зашла в самую чащу (лесa).
Ни одна (птица/птичка) не залетала сюда, ни единый (луч света/лучик/луч/звук) не проникал сквозь (густые) ветви.
Высокие (стволы стояли/деревьев стояли/встали) плотными рядами, точно стены.
Кругом было так (тихо), что Элиза (слышала) свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого (листика), попадавшего ей (под) ноги.
Никогда еще Элиза (не была/не бывала) в такой глуши.

К этому тесту есть пояснение от авторов.

Зона 1 - (0-4 балла)
Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает слово или части слова, коренная основа. Ученик образно, обобщенно воспринимает слова (угадывает), может не видеть падежных окончаний или окончаний, характеризующих время, число. Только тогда, когда он читает очень медленно, то может точно воспринять смысл слова. Однако при медленном чтении ему трудно схватывать смысл предложения, т.к. подробно разбирая слова, он затрудняется с удержанием их в памяти. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз. Самостоятельно такой подросток не читает не только книг, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно это суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно, так как не учитывается смысловая нагрузка окончаний при различных вариантах согласований. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ученику еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам: по слогам и по буквам. При мелком шрифте зрительное выделение элементов оказывается затруднительным. Если ученик не ведет пальцем по тексту, то при мелком шрифте вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в не поддающиеся узнаванию комплексы. Пишет он настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Допускает ошибки при списывании текстов (даже при хорошем произвольном внимании), так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный. Диктанты, изложения и сочинения не может писать совсем.

Зона 2 - (5-7 баллов)
Навык чтения сформирован еще не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения понимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков. Просто построенные тексты на знакомые темы понимаются легко. При медленном чтении ученик может разобрать любые тексты. Однако длинные, стилистически усложненные предложения подросток понимает с большим трудом, поэтому предпочитает их только «просматривать», если они попадаются в процессе чтения (то есть их смысл воспринимается «образно» и весьма приблизительно). Вполне адекватно он может понимать только короткие тексты, так как «согласен» их читать медленно. Для проработки больших объемов он использует свой вариант быстрого чтения. Суть состоит в том, что подросток частично пытается угадывать содержание, используя для этого «подстановку» стандартных речевых оборотов и штампов. Естественно, ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, который не «покрывает» все языковое многообразие литературных и учебных текстов. При быстром чтении он видит именно эти, привычные ему речевые обороты, а не те слова или фразы, которые действительно написаны. Однако несоответствия им не замечаются. Смысл может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений такой ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как ему неинтересно, ведь из-за «фрагментарного» восприятия у подростка не возникает целостного представления о содержании. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что ученик вычитывает в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с ее реальным содержанием. Чаще всего не идентифицируются время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. При неполноценном навыке только короткие рассказы или сказки оказываются доступны для понимания, но для подростка они уже не представляют никакого интереса по содержанию, поэтому он их тоже читать не хочет. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Много ошибок может встречаться в окончаниях там, где надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно контролировать может только словосочетания, отдельные части предложения, но не все целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма подросток может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Зона 3 - (8-9 баллов)
Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого подросток схватывает сразу. Пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Если ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются, и проблемы исчезают. Читать он может много и с удовольствием, если с самого начала ему «не отбили» желание читать. Уровень навыка чтения вполне достаточен, чтобы на его базе сформировалось грамотное письмо. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Зона 4 - (10 баллов)
Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении подросток не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.


Теперь небольшое описание собственной практики использования.

В стандартных тестах в начальной школе ученикам обычно нужно быстро и с выражением прочесть текст, а потом ответить на пару вопросов по нему. Здесь же упор идёт чисто на понимание, что особенно важно для текстовых задач.

Изначально это диагностика для 3-6 классов, но её можно эффективно использовать для 7-11 классов. Для более младших классов её использовать нецелесообразно.

Её можно применять ежегодно (если не говорить правильных ключей после выполнения задания – их ученики могут запомнить). Так можно отследить динамику навыка чтения. Который, кстати, имеет свойство разрушаться.

Для преподавания математики интересны два полярных случая.

Нижняя граница зоны 1, то есть 0-3 балла. При таких результатах никого из учеников не удалось научить чему-то в математике в рамках обычной репетиторской работы. Здесь нужно сначала учить читать и разбирать совсем простые тексты, а уже потом подключать тексты с математическим содержанием. Это долгая и кропотливая работа, и преподаватели математики часто не имеют соответствующих компетенций. Лучше сразу отказаться от работы, перепоручив её на данном этапе профессионалу-словеснику.

Зоны 3-4, то есть 8-10 баллов. Только при таком уровне чтения ученикам можно пробовать давать какие-то материалы (вроде методичек ЗФТШ или глав отдельных пособий) на самостоятельное изучение. Хотя не факт, что школьники будут ими пользоваться. Однако, если у школьника средний навык чтения, то можно сразу сказать, что специализированные тексты он читать точно не будет.
Также нужно понимать, что даже 10 баллов по этой диагностике ничего не гарантируют с точки зрения преподавания математики. Умение читать и понимать условия заданий (и тех же текстовых задач) взращивается отдельно.

Сам текст и ключи к нему довольно однозначны. Плохой знак, если при личной диагностике ученик начинает спорить с результатами, отстаивая какие-то свои неверные ответы. Мы пока в группе очень аккуратно затрагиваем вопросы психологии обучения, но можно сразу сказать, что это довольно опасный признак.
Вообще лучше, когда у ученика чуть хуже результаты по этой диагностике, он готов принять их и начинать работать, чем когда у него средние результаты и он начинает на пустом месте отстаивать свою правоту. Нарушается иерархия преподаватель-ученик, а для продуктивной учёбы это очень вредно.

Ещё следующий тонкий момент. Некоторые коллеги делают ошибку и при первой встрече дают эту диагностику не только ученикам, но и их родителям. Так вот ни в коем случае нельзя этого делать! Даже если родитель хочет сам пройти этот чудо-тест. Если хотите обсудить с родителем низкие результаты их ребёнка, то нужно просто сказать, что есть вот такая диагностика, вот к ней ключи. И что сын или дочь заполнили их на столько баллов. Исключите хотя бы малейшую вероятность потерять лицо родителем, особенно перед собственным ребёнком! Нередки случаи, когда родители решают этот тест хуже, чем их дети.

Если же хочется провести этот тест для взрослых людей, то лучше делать сразу для группы в 10-15 человек. В таком случае частые ошибки вроде «в самую чащу деревьев», «ни одна муха», «ни единый зверь», «эти ветки», «кругом было так глухо», «что Элиза не слышала» при сравнении с правильными ответами других участников вызывают меньше споров.

Хотя порой бывают и совсем комичные случаи.
Однажды, про этот тест краем уха услышал мой коллега-филолог (кандидат наук и вообще уважаемый человек) и захотел его пройти. И набрал 4 из 10 баллов. Потом он долго возмущался, что тест некорректный с научной точки зрения, что в нем используется какой-то неправильный лингвистический подход и прочее, и что преподавателям математики нельзя доверять проверку навыка чтения.

В общем, нужно быть очень аккуратным при использовании этой диагностики на взрослых людях.

Иногда спрашивают про такой же тест навыка чтения на английском. Он тоже существует и создан по аналогии с тестом Л.А.Ясюковой:

Once ________ were some people who had a little mouse in their home.
One day they said, «We'll get a cat. The cat will catch ____________». So they got a cat. __________ was Timothy. Now the truth was that Timothy was afraid _____ mice. But the people didn't _____ that.
They _____ , «Now, Timothy, will you please catch the mouse?» You see, cats _____ mice. So Timothy said, «I'll catch the mouse. But I _____ to play a little. May I play a little?».
So _____ played he was a tiger. He jumped at the people аnd _____ them.

Про его валидность ничего не могу сказать.