Одна из глав в книге Роберта Шрамма «Детский аутизм и АВА» называется — «Вдохните жизнь в процесс обучения».
Это очень точно передает смысл того, как надо развивать детей с особенностями, чтоб не выгорать самим и не превращать жизнь ребенка в один сплошной экзамен.
В своей книге Шрамм рассказывается о трех типах обучения, которые могут повлиять на эффективность развивающей работы с ребенком в спектре. В зависимости от возраста и уровня освоенных навыков, только один из видов обучения будет ведущим, а остальные — дополнительными.
🔵 Первый тип — это ОБУЧЕНИЕ В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ (NET). Как можно понять из названия, речь идет об обучении ребенка в естественных условиях, в обычной среде обитания (дома, на прогулке, в кафе) и когда он сам проявляет заинтересованность.
Обучение в естественной среде предполагает наличие у обучающегося мотивации и интереса.
🔸 Например, если ребенок хочет пойти на прогулку, то обучение надеванию ботинок будет происходить в естественной среде при наличии мотивации ребенка, побыстрее одеться и выйти гулять.
Звучит все просто, но чтоб реализовать этот метод обучения, необходимо хорошо его спланировать.
🔵 Второй тип — МЕТОД ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ITT). В этом случае, для обучения специально создаются условия, в которых будет приобретаться навык и, при этом, не учитывается заинтересованность ребенка в его освоении.
🔸 Например, если вы хотите научить ребёнка держать в руках ручку или пользоваться ножницами, вы организуете процесс обучения за рабочим столом, в специально отведенное время, даже если ребенок не имеет особого желания осваивать этот навык.
Метод интенсивного обучения важен для формирования терпимости к границам и требованиям, которые предъявляются детям к школе.
Заинтересованность ребенка не является обязательным условием в методе интенсивного обучения, но это не исключает необходимости в создании побуждающих условий в виде подкреплений и подсказок.
🔵 Третий тип — СПОНТАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (OMT). Оно происходит спонтанно или экспромтом и может использоваться в любой ситуации и в любое время, как только ребенок проявил заинтересованность.
🔸 Например, если ребенок увидел рыжего котенка во время прогулки и потянулся к нему, можно воспользоваться этим и отработать указательный жест или проговорить слово «Кошка» или выучить новый цвет: «Рыжая кошка».
Спонтанное обучение очень похоже на естественное, так как основывается на естественном интересе ребёнка. Однако, при естественном обучении у вас определены цели, продуманы и спланированы задачи. Вы можете сознательно убрать из доступа ребенка определенные предметы, в которых он заинтересован, чтоб стимулировать его формулировать просьбу.
При спонтанном же обучении, вы используете случайные и незапланированные моменты, когда малыш проявляет интерес к чему-либо.
☝ Важно понимать, что все три типа обучения отличаются не столько средой, в которой происходит обучение, сколько целями и возможностями ребенка.
Обучение происходит постоянно и в самых разных ситуациях. Стоит об этом помнить, чтоб не сводить развивающие занятия к изнурительному сидению за столом. 💁♀ Лучше следовать за интересами ребенка, миксовать разные типы обучения, опираться на его способности и, по максимуму, использовать возможности среды.
Это обеспечит вам стабильное психоэмоциональное состояние, повысит эффективность ваших занятий с ребенком, уменьшит его сопротивление к процессу обучения и ускорит генерализацию навыков.
Вооружайтесь знаниями, используйте их в работе с детьми и тогда вы будете одерживать одну маленькую победу над проблемами аутизма за другой маленькой победой, не выгорая и не переутомляя ребенка.
✔ Проект «Развитие и поддержка инклюзивных подходов к организации обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включая РАС, в Дальневосточном федеральном округе» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#СоциальныеПроектыИПАП #ИПАП #аутизмОбучение #прикладнойанализповедения #ПАП #АВАтерапия #АВАобучение #ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов