Отчаянная борьба за право сотрудников работать вне офиса продолжается, и стороны выдвигают все новые аргументы в защиту своих позиций. На стороне работодателей играют новые исследования, согласно которым полностью дистанционная работа снижает производительность труда. Адепты «удаленки» взялись за экологию.
До сих пор в спорах о рабочих графиках вопросы воздействия на окружающую среду оставались в тени. Они игнорировались даже в таких компаниях, как Amazon, Google и JPMorgan Chase, которые публично заботятся об устойчивости, указала в беседе с Insider основатель More Than Now Джеймс Элфер.
Между тем, вопрос о том, может ли политика обязательного возвращения в офис усугубить климатический кризис, далеко не праздный, считает издание. С одной стороны, это означает более активное использование личного и общественного транспорта, на который приходится около 15% выбросов парниковых газов, нагревающих планету. С другой, следует учитывать и такие факторы, как количество энергии, которую люди используют дома, их дополнительные поездки и другие особенности поведения.
Экологическая цена проезда
В США транспортный сектор выбрасывает больше всего парниковых газов по сравнению с любой другой отраслью, и в значительной степени ответственны за это пассажирские транспортные средства: в 2021 году они произвели эквивалент 374 миллионов метрических тонн углекислого газа. Три четверти из 154 миллионов американцев, которые ездят на работу, передвигаются на личной машине. Согласно данным переписи населения США за 2021 год, в среднем они проводят в дороге почти час каждый день.
Аналогичные тенденции наблюдаются и в Великобритании, где на автомобили и такси приходится половина выбросов транспортного сектора и около 68% процентов людей добираются до работы и обратно на машине, в среднем тратя на это тот же час в день.
Очевидно, что отказ от поездок на работу поможет сохранить воздух чище. Полностью удаленная компания без офисов производить меньше всего выбросов в пересчете на одного сотрудника в год — менее одной метрической тонны эквивалента углекислого газа, рассказал изданию Тай Колман, соучредитель компании Optera, которая ведет учет выбросов углерода. Это включает использование энергии для питания компьютеров, освещения и поддержания комфортной температуры дома.
По оценкам компании, сотрудники, которые работают удаленно три дня в неделю, выбрасывают около 1,4 метрических тонны в год. При полной занятости в офисе показатель увеличивается до 1,7 метрических тонны. Но если подавляющее большинство сотрудников ездит на работу на общественном транспорте, гибридный график может сильнее воздействовать на окружающую среду.
Международное энергетическое агентство в 2020 году обнаружило, что у людей, которые проезжают на машине более 4 миль в день, выбросы уменьшатся, если они будут работать из дома. В целом всего один день удаленной работы в неделю сократит выбросы на 24 миллиона метрических тонн в год. Примерно столько же производит район Большого Лондона каждый год. МЭА заявило, что это «заметное снижение», но незначительное в контексте количества выбросов, которое должно сократиться для достижения глобальных климатических целей.
Меньше гигиены — больше свежего воздуха
Начало пандемии в 2020 году предоставило реальную возможность исследовать, что происходит, когда миллионы людей перестают ездить в офисы и работают из дома. Ральф Мартин, адъюнкт-профессор бизнес-школы Имперского колледжа в Лондоне, сделал именно это.
Его команда собрала данные интеллектуальных счетчиков 1164 домохозяйств Великобритании и опросила 452 из них о том, как изменился их распорядок дня в течение июля и августа 2020 года. Большинство людей сообщили, что проехали менее 20 миль и путешествовали на машине. В среднем они работали из дома три дня в неделю и ездили на работу два дня.
Оказалось, что даже когда люди сидели дома, заряжая ноутбуки и совершая видеозвонки, общий объем выбросов в домашних хозяйствах снизился на 33%, при этом потребление электроэнергии выросло на 6%, в то время как потребление газа снизилось на 9,5%.
Эксперт предлагает два объяснения. Первое: спрос был более распределенным в течение дня. В мире до COVID выбросы домохозяйств были сконцентрированы ранним утром и вечером, что вынуждало подключать к сети наиболее «грязные» нефтяные и газовые электростанции, чтобы обеспечить этот резкий скачок потребления, поэтому общий объем выбросов энергосистемы увеличивался.
Второе объяснение выглядит чуть более странным: поскольку люди не ходили в офис и не проводили время с коллегами, они, вероятно, меньше заботились о гигиене. «Возможно также, что люди не так часто принимали душ, а это меньше энергии для нагрева воды» — уточнил Мартин.
Есть вопросы
Большинство экспертов все же считают, что возвращение тотальной удаленки не является панацеей в борьбе с климатическими изменениями. Если человек добирается до работы менее 4 миль или полагается на общественный транспорт, удаленная работа может фактически увеличить его выбросы из-за дополнительной энергии, используемой дома, говорится в отчете МЭА.
Еще один важный фактор — время года. Зимой потребление энергии, как правило, выше, поскольку люди включают отопление, хотя в США оно на самом деле выше летом из-за повсеместной усиленной работы кондиционеров.
Влияние человека на окружающею среду зависит также от его поведения: как много еды он выбрасывает, как часто используют свои гаджеты или ездит куда-то на выходные. Измерить эти параметры и изменить бытовые привычки людей так, чтобы работа из дома действительно сокращала выбросы, задача весьма сложная, если вообще выполнимая.
Но пока ученые и эксперты пытаются найти идеальное сочетание работы на дому и в офисе, чтобы помочь планете, руководители большинства компаний предпочитают вообще обходить эту тему молчанием.
Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»