Этот день можно назвать историческим. Поскольку это был первый случай после войны 1982 года, когда аргентинский военный борт появился над Фолклендскими (Мальвинскими) островами.
История рассказана командиром 234-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании Арчи Лиггатом. Это произошло в один из октябрьских дней 1990 года, когда Арчи, тогда лейтенант, летал на Фантоме (McDonnell Douglas F-4 Phantom II) с авиабазы Маунт-Плезант на Фолклендских (Мальвинских, арг.) островах.
В тот день Лиггат был на дежурстве в составе группе быстрого реагирования.Им сообщили, что правительство Аргентины уведомило авиабазу, что в районе дрейфующего шельфового ледника Уилкинса будет находиться несколько их самолетов. Это были борта с учеными, которые наблюдали за перемещением ледяной глыбы. Одним из них был самолет-заправщик Геркулес (Lockheed C-130 Hercules) ВВС Аргентины. С ним и связана эта история.
Поскольку Геркулес имеет достаточно ограниченный радиус действия и чтобы не облетать архипелаг, аргентинцы запросили разрешение на полет над Фолклендскими островами. После переговоров правительство Соединенного Королевства согласилось на пролет. Но при условии, что при пересечении воздушных границ самолет будут сопровождать истребители Фантом Королевских ВВС. Чтобы справиться с языковым барьером, на базу Маунт-Плезант пригласили переводчика.
Все шло по плану.
В обозначенное время два Фантома сблизились с Геркулесом. Арчи шел слева, со стороны командира Геркулеса. Второй британский истребитель аккуратно маневрировал вокруг АС-130, пока штурман снимал его на фотоаппарат. Экипажи не вступали в радиоконтакт, хотя и имели место несколько вежливых кивков головой. При крейсерской скорости Геркулеса менее 300 узлов полет был достаточно продолжительным.
"Мне стало совсем скучно и внезапно меня осенила идея, которую я обсудил со своим штурманом. И ему она понравилась.". Вспоминает Арчи.
Аргентинский "Геркулес" был точно таким же, как и американский заправщик KC-130. Арчи сравнял свой самолет с его, чтобы его экипаж его видел, и включил выпуск заправочного зонда, который находился перед кабиной Фантома. Эта процедура обозначало одно: "Мне бы немного топлива. Пожалуйста!".
Командир "Геркулеса" видел это. Как собственно и пассажиры, которые собрались у иллюминаторов. Аргентинской летчик улыбнулся и показал поднятый большой палец. Получив одобрение, Арчи занял стандартную позицию позади левого крыла в ожидании дозаправки. К удивлению британцев, через пару минут "Геркулес" слегка накренился и начал подавать заправочный шланг. Арчи пошел на сближение. Но в этот же момент капитан "Геркулеса" видимо решил, что шутка зашла слишком далеко. Шланг дернулся, остановился и был быстро смотан обратно.
Арчи снова поравнялся с кабиной, снял кислородную маску и, нахмурившись, посмотрел на капитана. В боковых иллюминаторах все также виднелись лица пассажиров. Одни улыбались, другие качали головами из стороны в сторону, грозили пальцами, словно непослушному ребенку.
"Капитан Геркулеса поднял чашку кофе, что я истолковал как "без обид". Я убрал свой заправочный зонд и вернулся на исходную позицию, как бы говоря: "Хорошо. Договорились!" вспоминает Арчи.
В течение следующего часа самолеты шли запланированным курсом. Пройдя над авиабазой Маунт-Плезант, группа направилась к восточной границе. Оказавшись там, Арчи выполнил согласованный на международном уровне сигнал "движение разрешено". После чего приветственно помахал рукой и резко взял влево и ушел на базу.
Вернувшись на аэродром, летчики были допрошены офицерами разведки. Как обычно, заполнили несколько форм, подписали пару документов. Все как обычно. В суете напряженной жизни Арчи уже стал забывать о произошедшем в тот день. Он вспомнит о нем спустя 2 года.
В рамках нормализации отношений между странами (Великобританией и Аргентиной) в 1990-годы организовывались встречи на всех уровнях. В том числе и военными. Осенью 1992 года на авиабазе Валлей в Англии состоялась встреча аргентинской делегации с британскими летчиками. На это мероприятие был приглашен и Арчи Лиггат. Тогда он уже командовал эскадрильей.
Для аргентинского военно-воздушного атташе, полковника по званию, был организован банкет в офицерской столовой. Гостя сопровождала группа старших офицеров Королевских ВВС. Полковник оказался приветливым человеком и свободно разговаривал со всеми присутствующими, в том числе и с Лиггатом. Во время их разговора аргентинец внезапно замолчал и уставился на значок Арчи, который свидетельствовал о 1000 часах налета на Фантоме.
"Вы когда-нибудь были на Мальвинских островах?" - спросил полковник.
"Да сэр. Несколько раз", - ответил Арчи. "Хотя мы и называли острова иначе.".
Полковник нервно осмотрел комнату. При этом некоторые из старших офицеров неодобрительно нахмурились.
"Несколько раз?"
"Да. Я летал там на Фантомах", - ответил я.
"Интересно. Вообще-то, я сам летал там. Это было около трех лет назад. Я летал на борту C-130, и у нас было разрешение на пролет над Мальвинскими островами. Нас должна сопровождала пара Фантомов. Летчик одного из них сообщил мне, что нуждается в дозаправке.".
Полковник рассмеялся и продолжил. "Все это было немного забавно. Но это, так сказать, сломало лед между нами. Мой командир был готов подыграть, но до определенного момента.".
Арчи подозвал одного из курсантов и отправил его за летным журналом. Поспешно пролистав его, он нашел нужную страницу со вставленной в нее фотографией. Лиггат достал её и показал ее полковнику. Это был снимок дозаправщика.
"Это вы?" - спросил полковник.
"Да сэр. В тот день я был на дежурстве. Это мне нужна была дозаправка!".
Полковник похлопал его по плечу и заключил в медвежьи объятия. Потом покопался в кармане и вытащил маленький кожаный мешочек, в котором лежала медаль Аргентинской авиационной академии. Без лишних слов он приколол её к летному костюму Арчи. Отступил назад и отдал честь.
При этих словах в комнате снова поднялся гул разговоров, в то время как бедный Арчи, пытаясь оправиться от минутного головокружения, вызванного такой экстравагантностью. Когда полковник и его окружение собрались уходить, он подошел к Арчи пожать ему руку и сказал: "Прощай мой друг. Пожалуйста, посетите как-нибудь аргентинскую авиационную академию.".
"Спасибо сэр. Это было бы...". Но Арчи не успел договорить. Полковник просто кивнул, развернулся и направился к выходу.
Придя в себя и поразмыслив, он пришел к выводу, что полковник знал кто он такой. Если нет, то зачем вообще носить с собой медаль? Позже он скажет, что все это не больше чем политика!