Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Владимир Александрович с супругой Марией Павловной были очень популярны и влиятельны в Санкт-Петербурге. Во дворце устраивали приемы, балы, спектакли. Всегда праздники во Владимирском дворце были ярким событием в культурной жизни столицы.
Во дворце принимали известных и талантливых людей. В особняке пел Ф.И. Шаляпин и играл С.В. Рахманинов.
25 января 1883 года во Владимирском дворце состоялся один из самых известных костюмированных балов в Санкт-Петербурге (спустя 20 лет этот бал повторили в Зимнем дворце).
На него представители семьи Романовых и высшей аристократии явились в костюмах царя и бояр допетровской Руси. Единственным исключением стал император Александр III, который был одет в генеральский конно-артиллерийский мундир.
Для того чтобы костюмы были исторически достоверными великий князь запросил из библиотеки Императорской Академии художеств различные иллюстрированные издания по истории русского костюма. А также пригласил художников: Г.Г. Гагарина, К.Е. Маковского и А.И. Шарлеманя. Они создавали эскизы будущих костюмов.
Всего на бал было приглашено около 300 человек. Ужин проходил в Дубовой столовой дворца, которая была выполнена в традиционном русском стиле.
Вскоре после бала Мария Павловна занялась переустройством дворца. Для этого был приглашен архитектор М.Е. Месмахер.
Месмахер построил галерею, идущую к Танцевальному залу. Это было сделано для того, чтобы можно было попасть в парадные залы, минуя гостиные со стороны Дворцовой набережной. От парадной лестницы шло ответвление в сторону галереи.
Так был создан один из самых узнаваемых интерьеров дворца. Лестница оформлена мраморной скульптурой с дельфином, тритоном и амуром.
На плафоне изображена играющие мальчики-ангелочки.
Одна из гостиных была переоборудована в библиотеку в виде двухъярусной ротонды. В ней разместили книги Александра II, которые достались Владимиру Александровичу по духовному завещанию отца (после его гибели).
На перилах второго яруса располагались бюсты членов семьи великого князя.
Еще один интерьер, который появился благодаря Месмахеру, возник на первом этаже. Это нижний банкетный зал со сводчатым потолком в древнерусском стиле.
Владимир Александрович любил принимать в этой столовой своих самых близких друзей. К ней примыкал знаменитый винный подвал великого князя.
Камин в помещении отделан резьбой и майоликовыми украшениями. Зал украшали гербы, на которых видны инициалы “ВМ”.
Соседнее помещение, с видом на Неву, оформлено в венецианском стиле. В нем находится камин с майоликой. В эту комнату с третьего этажа переехал повзрослевший старший ребенок - великий князь Кирилл Владимирович.
Рядом было помещение служебного назначения для адъютанта. В его оформление использовались деревянные панели в технике маркетри.
Украшением дворца стала Золотая лестница в стилистике Людовика XIV. Она была создана Месмахером для того, чтобы было прямое сообщение между нижней столовой и парадными залами на втором этаже.
Лестница напоминает лестницу в старых замках. На ней можно увидеть монограмму владельцев “ВМ”, которая поддерживается ангелочками.
На межэтажных площадках установлены зеркала и скульптуры. Перила были позолочены, а ступени мраморные.
В самом начале XX века появились новые интерьеры, созданные архитектором А.Прониным. На месте готической столовой появилась новая столовая. Для отделки которой была использована подлинная отделка одной бельгийской церкви XVIII века. Были куплены детали оформления, привезены в Петербург и использовались для оформления комнаты.
Камин был создан заново по эскизам Пронина.
Пронин создал во дворце Зимний сад. До этого его во дворце не было. Вместо балкона в одной из приемных появилась оригинальная конструкция на опорах.
Сверху конструкция была закрыта стеклянным куполом.
В Первую мировую войну Мария Павловна занималась благотворительностью. В парадных залах она разместила мастерскую по пошиву военного обмундирования.
Хозяева покинули дворец в начале 1917-ого года. Уже в мае того же года во дворце расположился Комитет по делам военнопленных российского общества Красного Креста.
В июне 1917-ого года сюда переехал эвакуационный отдел Главного управления Генштаба. 15-16 марта во дворце произошёл пожар, который захватил Венецианскую гостиную на половине Кирилла Владимировича.
После октября 1917 года во Владимирском дворце разместилось правление Союза Международных Торговых Товариществ. С октября 1918 года зданием владел Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года здесь работало издательство "Всемирная литература", созданное Максимом Горьким.
Всё имущество было вывезено, часть отдано в музеи, часть продано иностранцам.
12 января 1920 года весь Владимирский дворец заняла Петроградская Комиссия по улучшению быта учёных. С 31 января дворец стал называться "Дом Учёных". В гофмейстером корпусе устроили общежитие на 20 человек. При нём работали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб.
Директором “Дома Ученых” был назначен купец первой гильдии А.С. Родэ. Когда-то он владел известным рестораном “Вилла Родэ”. А в советскую эпоху принимал активное участие в жизни ученых.
С 1930-ых годов в “Доме Ученых” стали создаваться научные секции и проводились конференции.
Благодаря, ученым были сохранены интерьеры и обстановка дворца.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: