В феврале 1903 года прошел самый известный костюмированный бал в Российской империи. Чем же запомнился современникам тот вечер и почему именно этот бал вошел в историю?
Александра Федоровна и Николай II решили устроить бал в традиционных русских костюмах. Удивительно, что этот бал никто не ждал, история его организации соткана из множества случайностей. Идея проведения, по словам свидетелей, возникла в январе 1903 года, когда распорядок бального сезона уже был составлен. Все началось за завтраком в Зимнем дворце, на котором присутствовала императорская чета. За этим завтраком Павел Жуковский (историк искусств) позволил себе сказать:
"Император Петр Великий был враг России и уничтожил все русское, как-то бороды, костюмы и т.д. Этим мнением был обижен барон (Прим. Владимир Борисович Фредерикс) и стал за завтраком защищать нововведения Петра I, говоря, что если бы мы теперь все были одеты в русские костюмы, то походили бы на китайцев, посольства которых, приезжая в своих национальных костюмах, возбуждают в Европе смех. Жуковский же доказывал Государю и Императрице, что национальные русские костюмы много художественнее наших фраков и шитых придворных мундиров. Императрица и пожелала видеть эти костюмы национальные на балу во дворце". (Из дневника Владимира Аркадьевича Теляковского).
Императрице напомнили о бале, который был проведен на 20 лет ранее - 15 января 1883 году во Владимирском дворце. Тогда все приглашенные должны были одеться в русский костюм 17 века. Этот бал состоялся накануне коронации Александра III. На бал он пришел в современном (для его эпохи) генеральском конно-артилерейском мундире, которая, как и вся военная форма того времени приобрела более традиционные русские черты. После восшествия на престол в 1881 году Александр III ввел в военную форму кафтаны, шаровары и круглые мерлушковые шапки. Бал был увековечен не только памятными сувенирами, но и фотографами, которые в дальнейшем выпустили альбом. Так Александра Федоровна сказала, что хочет повторить тот бал.
Вторая половина 19 века ознаменовалась бурным ростом интереса к собственной истории и традициям, а так же поиску новых собственных путей развития русского искусства, опирающегося на русскую старину. Большое значения для развития тяги к русскому сыграло воцарение на престоле Александра III. Он делал ставку на национальных особенностях и национальной гордости России. Император с подозрением относился к западноевропейскому влиянию, так как считал себя лидером особенной нации, которая должна искать собственные ценности и идеалы оглядываюсь не на западную Европу, а на собственную историю до начала реформ Петра Великого. При Александре III популярность "русского стиля" достигает своего апогея, несмотря на то, что мода на него началась еще в начале 19 века и процветал и при Александре II.
Из-за плотного графика балов при дворе, бал-маскарад решено было устроить 11 февраля, когда в Эрмитажном театре показывали сборный спектакль. Сложно сказать, как императрица представляла себе подготовку балу за один неполный месяц. Публика была недовольна, настоящий русский костюм дорого, а времени на его подготовку было чудовищно мало. На бал было приглашено порядка 400 гостей, костюмы которых были уникальны и создавались вместе с историками, чтобы точно передать дух той эпохи. В течение нескольких недель двор был занят подготовкой к этому маскараду. Изнурительные примерки чередовались с уроками танцев.
Костюмы для императора и императрицы помогает разрабатывать директор Эрмитажа И.А. Всеволожским. Николаю II подготовили "малый наряд" - костюм, восстановленный по портретам Алексея Михайловича. Шили его в мастерских императорского театра по эскизам художника Е.П.Пономарева. Несколько портных создали почти историческую копию царского наряда. В костюме было множество подлинных деталей, которые были привезены из Московской оружейной палаты. В дополнение к костюму был взят подлинный золотой жезл Алексея Михайловича. Сейчас костюм хранится в Москве. Костюм для Александры Федоровне также сшили в мастерских императорского театра и прототипом ее образа стала царица Мария Ильинична в "большом наряде". Костюм сохранился и находится в Эрмитаже, однако с него спороты все подлинные украшения.
Вся эстетика бала обращалась к временам эстетики допетровской Руси и этот выбор был не случайным. Для Николая II золотой и идеальной считалась эпоха Алексея Михайловича, которого считают самым просвещенным из старых русских правителей и самое важное - он был исконно русским. Удивительный факт, что Алексей Михайлович был первым царем, у которого были роботы. У его трона в Коломенском дворце стояли механические фигуры львов, которые рыкали и вращали глазами поражая современников. Его правление называли направленным на будущее и восхищались его политическими качествами.
Накануне 11 февраля стало понятно, что вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и Великий князь Михаил Александрович не смогут присутствовать из-за болезни. Что бы не огорчать их было решено через день повторить костюмированный праздник в концертном зале Зимнего дворца. На второй вечер были также приглашены послы с их женами.
Вечером 11 февраля 1903 года гости стали съезжаться в Зимний дворец, предвкушая что-то невиданное. Прибывшие собирались в Эрмитажем павильоне, из Романовской галереи в Большой зал мимо них прошествовало царское семейство.
На балу выступал Федор Шаляпин с ариями из оперы Мусоргского «Бориса Годунова», которые напоминали о смутном времени, но никто не проводил аналогий с нарастающим бунтом народа. Также, было организовано балетное выступление «Баядерка» (3 акт) с Анной Павловой и Тамарой Карсавиной. Была показана пьеса "Благотворительница" с Марией Савиной. Балет имел невероятный успех, император аплодировал даже во время выступления.
После спектаклей был накрыт праздничный ужин с шампанским, мадерой, ропшинскими горелками по-русски и прочим. Впечатление от было было сказочным.
А после началась "русская пляска". Среди мужчин выделялся высокий стройный в боярском гостем Великий Князь Алексей Александрович. Через день состоялся второй вечер костюмированного бала. Обе версии бала оказались настолько удачными и успешными, что 14-ого февраля праздник переместился во дворец графа Шереметьева.
В 1904 году был выпущен фотоальбом «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Александра Федоровна хотела увековечить маскарадные костюмы и пригласила лучших фотографов империи. Съемки, по записям очевидцев, проводили в течение месяца после бала. Средства от продажи альбома пошли на благотворительные цели. По некоторым сведениям, во время бала был представлен кинематографический аппарат, но к сожалению, пленку с записью так и не удалось найти.
Немецкая фабрика "Дундорф" выпустила колоду игральных карт "Русский стиль", где валеты, дамы и короли представлены в русских народных костюмах. Срисовывали ее с костюмов участников бала 1903 года. А вот прототипом пикового короля стал Иван Грозный.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Как проходили рыцарский турнир на Дворцовой площади? Что такое "карусель" в 18 веке?
Александровская колонна. История появления.
Самая необычная партия в шахматы в Санкт-Петербурге. "Живые" шахматы на Дворцовой площади
Петровские ассамблеи. Как они проходили и откуда пошло выражение "выпить штрафную"?
Тиара из мультфильма "Анастасия". Как появилась "Владимирская тиара" и где она сейчас?