Застройка Английской набережной началась в 1710 году. Тогда рядом с Адмиралтейством свой дом построил А.Д. Меншиков. Спустя 4 года вышел указ Петра I о застройке всей набережной от Адмиралтейства до Галерной верфи. Участки здесь стали выделять состоятельным гражданам. А внешний вид домов был определен законодательно.
Дома должны были строиться сплошным фасадом - без разрывов, по красной линии. Со стороны Невы они должны были иметь только парадные подъезды. Хозяйственные дворы и въездные арки нужно было размещать со стороны параллельно идущей Галерной улицы.
Застройка по такому типу завершилась к концу 1730-ых годов. Многие дома на набережной принадлежали или сдавались англичанам. Так, за ней закрепилось название “Английская”. Дома британских купцов освобождались от постоя.
В XVIII веке на набережной расположились: английский театр, английский клуб, английский магазин, посольство Великобритании и англиканская церковь.
Но уже в XIX веке англичан вытеснила русская знать. Иметь жилье на Английской набережной считалось очень престижно. Здесь любила совершать променады светская публика.
Первый каменный дом на участке 44 по Английской набережной был построен в начале 1740-ых годов для князя М.В. Голицына. Это было типичное двухэтажное здание. Оно мало выделялось из окружающих его построек.
При следующем владельце - А.М. Голицыне в 1770-ых годах особняк был перестроен архитектором Валлен-Деламотом. В доме появился третий этаж.
Вскоре после перестройки А.М. Голицын переехал в Москву, а дом продал. Какое-то время зданием владели английские купцы: Фаркварсан, затем Фома Варра. В 1796 году в доме Варры жил король Швеции Густав IV. Он приехал в Петербург чтобы свататься к старшей внучке Екатерины II.
В 1802 году дом приобретает граф Н.П. Румянцев. Сын фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского, Николай Петрович был выдающимся государственным деятелем, покровителем наук и дипломатом. Графа при дворе называли “глаза и уши Екатерины II”. При Александре I Румянцев получил чин государственного канцлера.
В 1814 году, после отставки, Румянцев посвятил себя коллекционированию предметов русской культуры. Его библиотека насчитывала 28500 книг, из них около 13 тысяч книг были на иностранном языке. Многие летописи были найдены графом или его помощниками в ужасном состоянии в монастырях.
По самым скромным подсчетам, на приобретение рукописей и организацию научных экспедиций, Румянцев потратил около двух миллионов рублей.
Понимая ценность своей коллекции, граф задумал отдать ее в пользу государства вместе с особняком. Жены и детей у графа не было, его соратником стал Сергей Петрович Румянцев (его брат).
В 1824 году для перестройки особняка под музей Румянцев пригласил молодого архитектора В.А. Глинку. Он создал нарядный фасад особняка. При нем появился двенадцатиколонный портик. На фронтоне здания разместили надпись: “От государственного канцлера Румянцева на благое просвещение”.
В тимпане был помещен барельеф, работы скульптора Ивана Мартоса “Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины”.
К сожалению, не сохранилось изображений помещений особняка того времени. Известно, что жилые покои графа располагались в трех комнатах на втором этаже.
Граф умер в 1826 году. Открытие первого частного публичного музея в России легло на плечи его брата Сергея Петровича. В 1831 году двери особняка распахнулись для бесплатного посещения всеми желающими без сословных ограничений. Император повелел назвать музей “Румянцевским”.
На втором и частично на третьем этажах располагалась библиотека, которая состояла из русских и славянских рукописей, старых церковных книг и гражданской печати, иностранных изданий.
Большой зал в поперечном корпусе внутри двора занимал минералогический кабинет. Он насчитывал 14 тысяч экспонатов.
В музее были представлены коллекции монет и медалей, собрание одежды и вещей островитян (их привозили из кругосветных путешествий, которые организовывал Н.П. Румянцев).
В музее работали известные историки и, лингвисты, ученые, археологи. Старшим библиотекарем и хранителем музея был назначен А.Х. Востоков.
В музее проводились публичные лекции, чтения и концерты. С 1830-ого года в здании, вместе с музеем, располагалось Общество поощрения художеств. Оно занималось поиском новых талантов, организацией выставок, поддержкой неимущих художников. Также благодаря обществу собирали деньги для организации зарубежных поездок талантливых художников.
Общество выкупало крепостных художников у помещиков. В 1837 году в особняке Румянцева решался вопрос о свободе Тараса Шевченко. За его выкуп помещик запросил огромную сумму - 2500 тысячи рублей.
В одном из залов музея была размещена галерея с портретами родственников Румянцева. В 1818 году Сергей Петрович заказал портрет своего старшего брата знаменитому английскому художнику Джорджу Доу. На тот момент он работал над портретами для военной галереи 1812 года в Зимнем дворце.
В 1838 году умер Сергей Петрович Румянцев и на содержание музея стало не хватать средств. Это пагубно сказалось на состояние здания и содержании коллекций. Предвидя подобное еще Н.П. Румянцев приказал перестроить дворовые корпуса со стороны Галерной улицы под доходные дома. Деньги со сдачи квартир должны были идти на содержание музея.
В 1845 году управление Румянцевским музеем было передано Императорской публичной библиотеке. Вся прибыль с домов шла библиотеке, а здание музея продолжало приходить в упадок.
В 1861 году, несмотря на сопротивление общественности, было принято решение о переводе музея в Москву. Для его размещения был предоставлен Пашков дом (напротив Кремля). Решение аргументировали тем, что в Петербурге на тот момент было уже множество просветительных учреждений.
В 1863 году освободившийся особняк приобрел А.В. Старчевский - журналист, писатель и переводчик. При нем была произведена частичная перестройка внутренних помещений. Для этой работы был приглашен А.И. Цим.
Архитектор надстроил корпуса особняка со стороны Галерной улицы (доходный дом) третьим. Цим поменял лепной декор, выделил окна второго этажа наличниками в необарочном духе.
В 1868 году Старчевский продал особняк. У него несколько раз менялись владельцы. В 1882 году особняк на Английской набережной переходит в собственность родственников императорской фамилии - семьи герцогов Лейхтенбергских.
Владельцами стали Евгений Лейхтенбергских с супругой Зинаидой Богарне. Они заказали полную перестройку здания у А.А. Степанова.
Про интерьеры особняка читайте в следующей статье.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: