Первоначально на месте Владимирского дворца находился Запасной дворец, который принадлежал гофиндендантской конторе. Это ведомство отвечало за строительные и хозяйственные вопросы императорского двора.
Здание было построено в начале XIX века для генерал-интенданта Александра I князя Волконского. В 1807 году Волконский продал дворец со всей обстановкой французскому послу Арману-Огюсту-Луи де Коленкуру для размещения посольства.
Посольство располагалось в особняке на Дворцовой набережной до 1839 года. После в здании разместились комнаты для гостей императора. Тогда здание получило название Запасной дворец. В дворовых флигелях размещалась Рота Дворцовых гренадер.
В 1862 году участок был выделен для строительства дворцов великим князьям Александру и Владимиру - сыновьям императора Александра II.
Но спустя три года умирает наследник престола - старший сын Александра II Николай Александрович. Наследником становится Александр Александрович. Он переезжает в Аничков дворец, который предназначался наследнику престола. Таким образом, участок был полностью передан Владимиру Александровичу.
Проектом дворца занимался архитектор Александр Резанов. Он частично использовал старый фундамент и стены построек, которые находились на участке. Строительные работы длились почти шесть лет с 1867 по 1873 годы. В результате Дворцовую набережную украсил дворец, напоминающий итальянский палаццо эпохи Ренессанса.
Снаружи здание кажется трехэтажным, в них располагались жилые и парадные комнаты владельца. Но в здании есть еще массивный цокольный этаж, в котором располагались служебные помещения и комнаты прислуги. А также пятый этаж с маленькими окнами, там находились служебные помещения и домовая церковь.
Окончание работ по строительству дворца было приурочено к бракосочетанию его владельца Владимира Александровича с герцогиней Мекленбург-Шверинской (Марией Павловной). Свадьба состоялась 16 августа 1874 года в церкви Зимнего дворца. После чего молодожены въехали в свою новую резиденцию.
Фасад дворца украшают родовые гербы владельцев, а также гербы царств и княжеств, входивших в малый титул императора. На балконе восседают чугунные грифоны - эмблема с родового герба Романовых.
Грифонов также можно увидеть и в оформлении торшеров парадного входа. Также на торшере присутствует саламандра - символ храбрости и мужественности.
На одной из деталей портика сохранилась подпись архитектора.
Владимирский дворец состоит из нескольких корпусов. На Дворцовую набережную выходит дворец, где проживали владельцы. А на Миллионную улицу смотрит гофмейстерский дом, в котором проживали придворные и служащие конторы великого князя Владимира Александровича.
Внутри комплекса два двора. Первый - собственный, куда выходили жилые комнаты и парадные залы. Он был оформлен в итальянском стиле.
А второй двор был хозяйственным, в центре него были построены конюшни на 36 лошадей. По периметру располагались корпуса, в которых находились хозяйственные помещения - бани, кухни, комнаты прислуги и так далее.
На первом этаже, справа от входа, дворца размещались личные покои хозяина. Вход был предусмотрен не только со стороны набережной, но и со стороны собственного двора. К парадной лестнице примыкали запасные комнаты.
Гостиная великого князя была оформлена в восточном стиле с различными воинскими атрибутами. Это коллекция, которую собирал Владимир Александрович. Гостиная не сохранилась.
Дальше шел кабинет. В нем встроенная мебель, кожаные диваны. А стены украшают деревянные панели.
Сохранился камин, отделанный зеленой керамической плиткой.
Следующий зал - приемная или бильярдная. Когда-то в ней стоял бильярд. На одной из стен висела картина И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”. За нее великий князь заплатил художнику 3000 рублей.
Великий князь жаловался брату, что картину часто просят для различных выставок. Место под нее постоянно пустовало.
Отделка в приемной была из дерева. Сохранился камин со встроенными часами. Потолок лепной, но раскрашен под дерево. Создается ощущение, что это резьба по дереву.
На второй этаж вела парадная лестница, украшенная вензелями “ВМ” - Владимир и Мария. Изначально она была скромнее. Ее перестроили спустя десять лет, после окончания строительства дворца. Лестницу украшают изображения грифонов и зеркала с цветочной росписьюНа верху парадной лестницы плафон В.П. Верещагина с аллегорической композицией “Гений искусств на берегах Невы”.
На втором этаже располагались личные комнаты Марии Павловны и парадные залы. С верхней площадки можно было попасть в парадную приемную, из нее можно было выйти на балкон.
Далее шли комнаты великой княгини: гостиная, кабинет, мавританская опочивальня (к ней прилегала небольшая лестница в детские комнаты), а также хозяйственные помещения (ванная, гардероб и так далее).
К востоку от парадной лестницы шла личная столовая, оформленная в готическом стиле. Из нее можно было пройти в большой танцевальный зал. Далее шла гостиная и дубовая столовая.
Помещений во дворце было не так много, как в аналогичных великокняжеских дворцах. Дворец строился в ту эпоху, когда громадные резиденции ушли в прошлое. Стало понятно, что они требуют денег для своего содержания.
Прогулку по второму этажу дворца читайте в следующей статье.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: