Найти тему

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Часть 2. Интерьеры. Было/стало.

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Часть 1. Предыстория дворца и планировка.

Через главный вход хозяева и гости дворца попадали в Парадный вестибюль, украшенный колоннами и пилястрами из розового тивдийского мрамора. Посетителей дворца сегодня встречает бюст великой княгини Марии Николаевны. Он появился по заказу Законодательного собрания в 2007 году.

источник открытыйгород.рф
источник открытыйгород.рф

Бюст указывает дорогу в сторону Парадной лестницы, которая находится сбоку.

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

Перед лестницей есть небольшой вестибюль, украшенный фризом. На нем изображен рельеф, как Александр Великий въезжает в Вавилон.

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

Это слепок с работы известного скульптора Бертеля Торвальдсена. Он был специально заказан для Мариинского дворца.

источник открытыйгород.рф
источник открытыйгород.рф

При входе на лестницу стоят массивные бронзовые торшеры. А в нишах установлены статуи античных воинов.

источник открытыйгород.рф
источник открытыйгород.рф

Потолок холла перед Парадной лестницей украшен лепным позолоченным орнаментом с узором из букв, образующих имя «Мария».

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

Парадная лестница украшена бюстами героев Троянской войны.

Парадная приемная. источник http://www.assembly.spb.ru
Парадная приемная. источник http://www.assembly.spb.ru

Анфилада парадных залов открывается с Парадной приемной герцога Лейхтенбергского. Эта комната украшена пилястрами из красного искусственного мрамора. В верхней части зала находятся барельефы на сюжеты Илиады.

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

В зале семь палисандровых дверей, которые украшены узором из перламутра, слоновой кости и золоченой бронзы. В серединных филенках помещены крупные медальоны с изображением античных богов, которые передвигаются на колесницах. Эти двери были произведены в Мюнхене и доставлены в Санкт-Петербург морским путем. Они обошлись в 1/33 часть стоимости всего дворца.

Ротонда Мариинского дворца
Ротонда Мариинского дворца

Из Приемной можно попасть в Ротонду - это центр всего дворца. Высота помещения около 17 метров, а сверху находится купол со световым фонарем, сквозь который в зал попадает солнечный свет.

Ротонда. Источник http://www.assembly.spb.ru
Ротонда. Источник http://www.assembly.spb.ru

Зал имеет преимущественно белые тона и двухъярусную колоннаду из 32-х каннелированных колонн с капителями.

Вид из Помпейского зала. Источник http://www.assembly.spb.ru
Вид из Помпейского зала. Источник http://www.assembly.spb.ru

Сквозная колоннада соединяет Ротонду с соседним Помпейским залом.

Большой (Квадратный) зал
Большой (Квадратный) зал

Создание Помпейского зала - это была дань моде. Незадолго до начала строительства дворца, Штакеншнейдер ездил в Помпеи. Его очень впечатлила архитектура древнего города и он часто в своих работах вдохновлялся ей.

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

Стены Помпейского зала расписаны яркими красками с позолотой. Они представляют собой многоцветный ковер с различными изображениями (различные крылатые существа, девушки в хитонах, амуры, вьющиеся растения).

Потолок зала сделан с кессонами, украшен лепниной и расписан.

Зимний сад
Зимний сад

Из Помпейского зала можно было попасть в Зимний сад, перестроенный в начале XX века.

Белый зал. источник http://www.assembly.spb.ru
Белый зал. источник http://www.assembly.spb.ru

Слева от Ротонды располагался Белый (Танцевальный) зал. Украшением зала является живописный фриз под потолком, созданный Антонио Виги. На нем запечатлены сцены из античной мифологии. Фриз в советское время был заменен на другой, с изображением различных эпизодов истории Санкт-Петербурга. Но сейчас фриз восстановили.

В советское время в этом зале, который использовался для заседаний Горисполкома, был изменен камин. Раньше двух ионических колонн около камина не было, по проекту Штакеншнейдера там были установлены кариатиды.

Стены зала облицованы белым искусственным мрамором, на котором встречается меандровая вязь и изображение лиры. Танцевальный зал использовался также для различных концертов и музыкальных вечеров.

Библиотека в Мариинском дворце.
Библиотека в Мариинском дворце.

Из Танцевального зала через Помпейский коридор можно было попасть в Библиотеку.

Помпейский коридор. источник http://www.assembly.spb.ru
Помпейский коридор. источник http://www.assembly.spb.ru

Помпейская галерея создана по проекту Штакеншнейдера. Из-за наличия окон, которые выходят во внутренний дворик, коридор кажется более легким и изящным чем Помпейский зал. А живопись на его стенах чуть менее плотная.

Эдуард Гау, середина XIX века, Синяя гостиная Мариинского дворца
Эдуард Гау, середина XIX века, Синяя гостиная Мариинского дворца

Главным помещением на половине Марии Николаевны была Гостиная, разделенная с помощью двух пар колонн на две неравные части. В одной части была гостиная, а другая использовалась как кабинет.

Гостиная. источник http://www.assembly.spb.ru
Гостиная. источник http://www.assembly.spb.ru

Рядом с Гостиной располагался Будуар Марии Николаевны. Это была крохотная комната, которая вызывала восторг современников.

Будуар
Будуар

Ее постоянно сравнивали с коробочкой для драгоценностей. Стены были обтянуты шелком и чередовались с зеркалами в обрамлении из резного золоченого дерева

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

Интерьер был утрачен в начале XX века. Сохранился только камин, сделанный из фарфора.

Полуциркульный кабинет. Источник http://www.assembly.spb.ru
Полуциркульный кабинет. Источник http://www.assembly.spb.ru

Рядом находился Полуциркульный кабинет великой княжны. Он замыкал анфиладу ее личных покоев. Из комнаты можно было выйти на балкон, а с него по лестнице спуститься в сад. Полуциркульным кабинет называют из-за того, что со стороны окон он полукруглый. В кабинете сохранились росписи потолка и многоярусный камин-печь.

Пандус. источник http://www.assembly.spb.ru
Пандус. источник http://www.assembly.spb.ru

Главным открытием Мариинского дворца стала лестница-пандус на жилой половине здания. По этой лестнице можно было попасть на любой этаж. Пандус был украшен растениями.

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

Существует версия, что пандус был создан для Марии Николаевны, так как у нее были больные ноги и она ездила исключительно на кресле-каталке. Но это только легенда. Пандус создавался как прогулочная зона.

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

В аттике была расположена Домовая церковь святого Николая Чудотворца. Попасть туда можно было по специальной лестнице. Вход в церковь, как и сам храм был украшен в Византийском стиле.

Иконостас домовой церкви Николая Чудотворца Мариинского дворца
Иконостас домовой церкви Николая Чудотворца Мариинского дворца

Домовая церковь освещалась с помощью пяти световых фонарей. Они создавали внутри помещение ровное, но яркое освещение. Иконостас был создан по специальному заказу Марии Николаевны в конце 1850-ых годов.

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

Он был полностью мраморным. На нем были изображены иконы святых, соименные членам императорской фамилии, которые жили в то время. Оформление для храма было выполнено в голубом и серебряном цвете.

источник http://www.assembly.spb.ru
источник http://www.assembly.spb.ru

В советское время убранство храма было уничтожено. В 1991 году церковь была восстановлена.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение:

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Часть 3. Интересная жизнь хозяйки дворца Марии Николаевны

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Часть 4. Политическая жизнь дворца

И обязательно ознакомьтесь:

Парк "Александрия" в Петергофе. Дворец "Коттедж", "Фермерский дворец" и "Нижняя дача". Дачи императоров.

Николаевский дворец. Часть 1. Почему Великие Князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич не захотели жить по-соседству?

Дворец "Коттедж" в Александрии. Где была счастлива императрица Александра Федоровна?

Как строили Исаакиевский собор в Петербурге?

Дворец Лейхтенбергских в Петергофе (усадьба "Сергиевка").

Усадьба "Знаменка" в Петергофе. Знаменский дворец

Бельведер в Петергофе. Великолепный дворец в Луговом парке.

Усадьба "Михайловка". Михайловская дача в Петергофе.

"Собственная дача Его Императорского Величества" в Петергофе. Маленький забытый дворец, в котором останавливался Александр II с супругой.

Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.

Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых