В предисловии к книге «Студёный флот» горячо любимого мной автора многих произведений подводной и флотской тематики Николая Черкашина (кстати, сослуживца по 4 эскадре), есть такие строки о подводниках-североморцах:
«Все, что было у них по жизни, – это их подводные лодки и их женщины. Все, что они умели делать, – это стрелять торпедами из-под воды и любить… Любить жадно, дерзко, самозабвенно. Но самое главное – все они были смертниками, хотя сами никогда не произносили этого ужасного слова вслух. Но каждый из них знал это, старался не думать об этом, не верить в это, забыть об этом. Неразбавленный спирт – «шило» – или уступчивая женская плоть лишь на время спасали их от этого неотвязного грозного слова-клейма, слова-рока. В конце концов они свыкались с ним, как привыкали к своему опасному ремеслу – выискивать под водой и топить чужие подводные лодки. И пусть любой из них был волен избрать другую службу, никто не хотел судьбы иной…».
После прочтения этих слов, которые Черкашин пишет о временах «холодной войны», невольно вспомнились строки из исторической справки родного соединения, касающиеся войны горячей, Великой Отечественной:
«На бригаде в боевых действиях принимало участие 47 подводных лодок.
12 из них были награждены орденом Красного знамени, 8 - удостоены Гвардейского звания. В бригаде было 9 Героев Советского Союза: М.И.Гаджиев, И.А.Колышкин, И.Ф.Кучеренко, Н.А.Лунин, В.Г.Стариков, И.И.Фисанович, Г.И.Щедрин, Я.К.Иосселиани, А.В.Трипольский.
И даже то, что 24 подводные лодки не вернулись из боевого похода, не останавливало подводников-североморцев при выполнении боевого приказа».
Вдумайтесь: 24 из 47!!! На Балтике в годы войны потеряли 46 ПЛ из 68...
Конечно, они были смертниками... Ведь шансов выжить у них было меньше 50%...
Да и в мирное время потерь не избежали...
Помню, мурашки по коже, когда в первый раз смотрел видеоролик с песней М.Приходько на стихи И.Ипатова в память о погибших за послевоенные десятилетия подводниках России в исполнении капитана 3 ранга Александра Лухманова. снятый в 2006 году Северодвинским телевидением.
Бегут, бегут перед глазами строки с фамилиями погибших в мирное время подводников, и нет им конца...
И, кажется, после «Курска», 23-ю годовщину трагических событий на котором вспоминали четыре дня назад, на несколько лет этот список прервался. Но...
1 июля 2019 года Баренцево море забрало жизни 14 подводников-гидронавтов при пожаре на атомной глубоководной станции АС-31 «Лошарик».
И лежат они на Серафимовском кладбище совсем рядом с ребятами с «Курска»...
Там слеза на глаза сама собой наворачивается... Все молодые, им бы жить и жить...
«И пусть любой из них был волен избрать другую службу, никто не хотел судьбы иной…».
Давайте еще раз, не к дате и не ко Дню памяти, а просто так, под настроение, послушаем эту грустную песню, подумаем о тех, кого вычеркнула из списков живущих нелегкая и довольно опасная подводная служба, а нашим нынешним коллегам, среди которых сегодня есть сыновья многих моих друзей и сослуживцев, традиционно пожелаем, чтобы количество их погружений неизменно равнялось и количеству всплытий!