Найти тему
Философия отдыха

Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты – это твои действия, и нет другого тебя»

Он обладал душой романтика и философа. А еще удивительной особенностью доступно рассказывать об удивительных вещах и явлениях. Французский литератор, эссеист, профессиональный летчик, Антуан де Сент-Экзюпери стал мировой знаменитостью после выхода грустной философской сказки «Маленький принц», которая давно разобрана на цитаты. Несколько интересных деталей #биографии писателя.

Чтение, архитектура или церковь?

Антуан родился 29 июня 1900 года в Лионе, в дворянской семье. Имя ему дали вполне соответствующее благородному происхождению – Антуан Мари Жан-Батист Роже, но близкие звали мальчика просто Тони. Семья была многодетной, а Тони стал третьим из пяти отпрысков. Отец его покинул этот мир, когда юному Сент-Экзюпери было всего четыре года. Мать, оставшись практически без средств к существованию, чтобы как-то выжить, вместе с детьми переселилась к более состоятельной родственнице, Мари Трико. У Мари была квартира на площади Белькур и несколько обветшавший замок, #воспоминание о былой роскоши. Жили дружно, а недостаток денег заменяли пищей духовной: мама, глубоко верующая и большая поклонница #литературы и #искусства, много читала детям, а потом они вместе обсуждали и анализировали прочитанное. Уже взрослым, оказавшись вдали от отчего дома, Антуан писал матери #письма, проникнутые нежностью и любовью, читающиеся как маленькие литературные #шедевры. А в детстве он, кроме литературы, еще очень интересовался техникой.

Образование, впрочем, юноше дали совсем не литературное и далеко не техническое. Будущий #писатель учился вначале в лионской христианской школе, затем в иезуитской школе в Монтрё и чуть позже в католическом пансионе. Несмотря на подготовку, карьера священника была выпускнику не по душе. В 1917-м он стал студентом архитектурного #факультета Школы изящных #искусств в Париже. Получил #диплом бакалавра. Но этого ему показалось недостаточно. Следующим этапом познания жизни должен был стать… военно-морской лицей. Туда он не прошел по конкурсу. И тут его призвали в армию. Шел 1921 год.

-2

Авиация его души

В армии Тони попал на курсы пилотов. После их окончания местом службы молодого человека стал 2-й полк истребительной #авиации, который дислоцировался в Страсбурге. Вначале к полетам его не допускали, разрешали лишь обслуживать #самолеты. Потом он сдал #экзамены и стал гражданским летчиком, а после перевода в Марокко наконец-то получил право сесть за штурвал военного самолета. Дослужился до звания младшего лейтенанта, служил в 34-м авиационном полку в Бурже, близ Парижа. Едва не погиб в авиакатастрофе и был комиссован в 1923 году. Поехал в Париж. Выживал, брался за любую работу – работал на черепичном заводе, потом продавал книги, торговал машинами. Пробовал писать, кое-что получалось. Так прошли два года. Черная полоса в жизни закончилась, когда он повстречал своего старого знакомого, который устроил его механиком в авиакомпанию «Аэропошталь».

-3

Любовь и творчество

Весной 1926 года Антуан вновь сел за штурвал – занимался доставкой почты, а потом его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби на краю Сахары. Первый большой роман Сент-Экзюпери «Южный почтовый» был написан именно там. Роман вышел в издательстве Гастона Галлимара, с которым позже Антуан очень подружился и заключил контракт о публикации еще семи романов. Увы, эти планы не осуществились.

В библиографии писателя вообще не так много #книг. Среди основных художественных произведений, помимо «Южного почтового», – повесть «Ночной полет», вышедшая в 1931 году и отмеченная премией «Фемина», повесть «Земля людей» («Планета людей»), автобиографический роман «Военный летчик», сказка «Маленький принц» с иллюстрациями автора и «Цитадель», опубликованная уже после его смерти.

Что касается летной карьеры, Антуан еще послужил начальником филиала компании «Аэропошталь» в Буэнос-Айресе и стал кавалером ордена Почетного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. Там же, в Буэнос-Айресе, он познакомился со своей будущей женой Консуэло.

Консуэло, между прочим, стала прототипом Розы, гордой, обидчивой и простодушной, той самой, в которую влюблен Маленький принц. Латиноамериканка Консуэло была творческим человеком, занималась #рисованием, #скульптурой и журналистикой. К моменту знакомства с Экзюпери она была дважды вдовой и после второго мужа, писателя Энрике Гомеса Каррильо, унаследовала значительное состояние. Однажды она читала лекции о муже в Буэнос-Айресе. После одной из них устроили вечеринку, где Консуэло и познакомилась с Антуаном. Экзюпери «взял была за рога» сразу же после знакомства: он пригласил девушку прокатиться с ним на самолете. Консуэло опрометчиво согласилась, не ожидая подвоха. Но поднявшись в небо, летчик потребовал, чтобы она подарила ему #поцелуй. В случае ее отказа обещал отпустить штурвал, и в доказательство своих намерений действительно начал пикировать вниз. Конечно, она его поцеловала, а он как приличный человек немедленно сделал ей предложение. Отношения развивались стремительно, они поженились.

Ради Антуана Консуэло отказалась от наследства Каррильо. Их совместная жизнь с Экзюпери не была усыпана розами и по эмоциональному накалу походила на американские горки. Измены и ссоры были в этой семье обыденностью. «Между ними были и страсть, и нежность, и взаимное восхищение, но я никогда раньше не видел, чтобы двое, которые так сильно любят друг друга, были так несчастны в браке», – вспоминал друг писателя, его издатель Гастон Галлимар.

В 1946 году Консуэло выпустила трогательные мемуары под названием «Воспоминания розы», где описала свою #жизнь с Экзюпери. Там она в числе прочего рассказала, как ждала мужа из каждого полета и часто справлялась у авиадиспетчеров, все ли с ним в порядке. Потому что в аварии Антуан попадал с завидной регулярностью – ровно 15 раз. Чего только стоил полет из Парижа в Сайгон в 1935-м на собственном уже самолете и авария в пустыне, когда пилота спасли бедуины… Или страшная авария во время перелета из Нью-Йорка на Огненную Землю, когда самолет упал, а раненый Антуан на несколько суток впал в кому. После этого летать ему запретили по состоянию здоровья. Но его было не остановить.

-4

Последний полет

В годы Второй мировой Экзюпери, несмотря на все запреты врачей, снова сел за штурвал. Он сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест». В июне 1941 года, когда Франция сдалась, потерпев сокрушительное поражение в войне, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Некоторое время жил в Нью-Йорке, где написал свою самую знаменитую книгу – «Маленький принц». Но спокойная жизнь была не по душе Антуану. Он вернулся. И снова совершал разведывательные #полеты. В последний из них, из которого уже не вернулся, Антуан отправился 31 июля 1944 года с аэродрома Борго на острове Корсика.

Долгое время считалось, что он, не справившись с управлением, разбился в Альпах. Однако через 54 года после окончания войны в море близ Марселя один из рыбаков обнаружил браслет писателя, на котором были выгравированы его имя и имя его жены. В мае 2000 года дайвер Люк Ванрель на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, которые были рассеяны по полосе длиной в километр. Это было все, что осталось от боевой машины Антуана. Спустя еще восемь лет немецкий ветеран люфтваффе Хорст Рипперт поведал миру, что это именно он на своем истребителе «Мессершмитт Ме-109» сбил Экзюпери. По его словам, он не стал бы стрелять, если бы знал, кто был за штурвалом самолета противника. Это свидетельство многие поставили под сомнение. Так оно было или нет, теперь уже не скажет никто, но поднятые со дна моря обломки самолета Экзюпери находятся ныне в Музее авиации и #космонавтики в Ле-Бурже.

-5

Скажите, а вы когда слышите имя этого писателя, то какие первые ассоциации возникают? Что вспоминается?

Прямая речь

  • Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную любовь – по невозможности быть обиженным. И если можно украсть полученное тобой, то кто в силах отнять у тебя тобой отданное?
  • Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит смотреть в одном направлении.
  • Сожалеть о полученных ранах – все равно что сожалеть о том, что родился на свет или родился не в то время.
  • Прошлое – это то, что сплело твое настоящее. С ним уже ничего не поделать. Прими его и не двигай в нем горы. Их все равно не сдвинуть с места.
  • Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине можно вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена.
  • Да, на все есть время – время выбирать, что будешь сеять, но после того, как сделал выбор, приходит время растить урожай и радоваться ему.
  • Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.
  • Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты – это твои действия, и нет другого тебя.
  • Ты ищешь смысла в жизни; но единственный ее смысл в том, чтобы ты наконец сбылся.
  • Хоть человеческая жизнь дороже всего на свете, мы всегда поступаем так, словно в мире существует нечто еще более ценное, чем человеческая жизнь… Но что?
  • Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, а то в другую… И все напрасно… Глаза слепы. Искать надо сердцем.
  • Я всегда делил человечество на две части. Есть люди-дома и люди-сады. Первые всюду таскают с собой свой дом, и ты задыхаешься в их четырех стенах. Приходится с ними болтать, чтобы разрушить молчание. Молчание в домах тягостно. А вот в садах гуляют. Там можно молчать и дышать воздухом. Там себя чувствуешь непринужденно.
  • Если человек предал кого-то из-за тебя, не стоит связывать с ним жизнь, рано или поздно он предаст тебя из-за кого-то.

#Экзюпери, #маленький принц, #творчество, #пилот, #самолет, #книги, #биография, #жизнь