Потеря документов на недвижимость не лишает человека права собственности. Более того, бумаги легко восстановить, так как сейчас всю информацию хранят в электронном виде.
Если вы потеряли документы на квартиру и не знаете, что делать, читайте нашу инструкцию.
Справка: документы на квартиру бывают правоустанавливающие, правоподтверждающие и технические. К первой группе относят бумаги, по которым ясно, каким образом собственник получил жилье (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве на наследство и т.д.). Документы второй группы подтверждают, что человек сейчас владеет конкретной недвижимостью. Сейчас это выписка из ЕГРН. К третьей группе причисляют техплан или техпаспорт, кадастровый паспорт.
Шаг 1. Запретить сделки с недвижимостью без собственника
Чтобы квартира не попала в руки мошенников, нужно подать заявление о запрете сделок с ней без участия собственника. Сделать это можно в личном кабинете на сайтах Росреестра или Госуслуг и через МФЦ. Для онлайн-заявления потребуется усиленная электронная подпись.
Шаг 2. Получить копию правоустанавливающего документа и технический план
Договор, на основании которого приобретено жилье, также восстанавливают в Росреестре. Подать заявление и получить копию правоустанавливающего документа можно через МФЦ. Причем сделать это может как владелец недвижимости, так и его доверенное лицо или наследник, если собственник умер. Для оформления понадобятся копия паспорта и госпошлина. Услугу обязаны оказать в течение 5 рабочих дней.
Важно! Если право собственности на объект зарегистрировано до 1998 года, восстановить документы можно только в БТИ или у нотариуса, который выдал их
Дубликат технического плана тоже заказывают в Росреестре. Обращения на выдачу техплана принимают в МФЦ.
Шаг 3. Заказать выписку из ЕГРН
Если необходимо подтвердить свои права на жилье, придется заказать выписку из ЕГРН. Здесь подойдет документ об основных характеристиках и правах. Чтобы там указали ФИО собственника, документ оформляют лично, так как с 1 марта 2023 года персональные данные скрыли от посторонних. Оформить выписку из ЕГРН можно как оффлайн, так и онлайн: в отделении или на сайте Росреестра, в МФЦ или на портале Госуслуг.
Важно! Если утеряно свидетельство о регистрации права собственности, восстанавливать его не нужно. В 2016 году «зеленку» заменила выписка из ЕГРН. Также не потребуется восстанавливать кадастровый паспорт, так как с 2017 года он не выдается. Информация из кадастрового паспорта есть в выписке.
Если же вам не нужно восстанавливать документы, но вы хотите быстро проверить актуальные характеристики жилья и обременения, закажите отчет на основании выписки в ЕГРН.Реестре.
А если вам нужно проверить квартиру на юридическую чистоту, оставьте свой email по ссылке https://forms.gle/HSPq7oPYMaSVQbZg9 и мы пришлем вам пошаговую инструкцию 👍🏻
Вам могут быть интересны эти статьи 👇🏻👇🏻