Найти в Дзене
Всё о недвижимости

Что такое жилищный сертификат

Оглавление

Свыше 2,5 тысячи российских граждан в 2023 году получат жилищный сертификат на покупку квартиры за счет субсидий. На эти цели из бюджета страны выделено около 12 млрд рублей.

Давайте разберемся, что такое жилищный сертификат, где и как получить его и для всех ли россиян он доступен.

Жилищный сертификат или ГЖС – что это такое?

Жилищный сертификат (ГЖС) – это документ, выданный на имя гражданина из фиксированной категории льготников, который удостоверяет его право на субсидию для покупки квартиры. Сертификат можно как обменять на квартиру, если его номинал и стоимость недвижимости равнозначны, так и взять жилье подороже, добавив к ГЖС недостающую сумму.

Кто может получить жилищный сертификат?

Среди претендентов на сертификат на квартиру стоят граждане, которым нужно улучшить жилищные условия, и при этом они относятся к льготникам. Таковыми являются:

  • ветераны ВОВ;
  • граждане, пострадавшие от радиационной катастрофы в Чернобыле;
  • проживающие на Крайнем Севере;
  • военнослужащие и члены их семей;
  • работники силовых ведомств (МКД, МЧС, национальная гвардия и т.д.), а также члены их семей;
  • вынужденные переселенцы;
  • граждане, переезжающие из Байконура;
  • ученые в возрасте 35-40 лет.
-2

Чтобы гражданин мог получить статус нуждающегося, ему нужно подходить по одному из следующих условий:

  • отсутствие своего жилья;
  • свое жилье имеется, однако по площади оно не соответствует тем нормам, которые приняты;
  • квартира в наличии, но жить в ней нельзя и небезопасно (многоквартирник отнесен к аварийным зданиям);
  • в квартире проживает несколько семей, в одной из которых есть тяжело больной гражданин с хроническим заболеванием, и жить с этим человеком под одной крышей не представляется возможным.

На какую сумму выдают жилищный сертификат?

В жилищном сертификате нет фиксированной денежной суммы, как, к примеру, у субсидии, которая выплачивается на погашение ипотечного займа. Номинал сертификата на покупку жилья зависит от нескольких факторов: условий утвержденной в России или регионе программы, а также от состава семьи и от норматива цены за квадратный метр по стране.

Во втором полугодии 2023 года стоимость одного квадратного метра жилья по утвержденному Минстроем РФ нормативу равна 93 457 рублей. Для некоторых регионов, например, для Москвы и северной столицы страны, Московской области и регионов Дальнего Востока, действует индексация, согласно которой утвержденный норматив умножается на повышающий коэффициент – 1,1, 1,15, 1,2.

На формирование номинала жилищного сертификата влияет также количество человек в семье и нормативы по площади. Например, 33 квадратных метра – это норма на одиноко проживающего гражданина. Если в семье два человека, то социальная норма повышается до 42 квадратов. От трех и более человек в семье норма на каждого по 18 квадратных метров. Так, в Свердловской области семье из двух человек будет выдан жилищный сертификат номиналом более 3,7 млн рублей (42 м2 * 93 457 рублей), а для аналогичной семьи, но из Москвы, номинал сертификата увеличат за счет повышающего коэффициента. Сумма составит около 4,7 млн рублей (42 м2 * 93 457 рублей * 1,2).

-3

Как получить жилищный сертификат: пошаговая инструкция

Хотите стать обладателем жилищного сертификата? Тогда действуйте, согласно определенному алгоритму.

Шаг №1. Подготовить документы, чтобы участвовать в госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». В перечень входят:

  • Заполненное заявление (у военнослужащих – это рапорт) и согласие заявителя и членов его семьи на обработку персональных данных.
  • Выписка о том, что заявитель стоит на учете, как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Эту выписку предоставляет орган, который учитывает и распределяет жилые помещения.
  • Копия документа (при наличии), который подтверждает у заявителя законное право на дополнительную площадь.
  • Копии паспорта заявителя и членов его семьи.

Ряд других документов, исходя из той категории льготников, к которой относится заявитель и члены его семьи. Подробный перечень указан в п. 19 второго раздела Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153.

Эти документы заявитель передает либо в воинскую часть, либо в органы местного самоуправления (ОМС) или учреждения федеральных органов. Это зависит опять же от того, каким именно льготником является заявитель. По результатам проведенной проверки заявителю приходит одобрение либо отказ в участии в госпрограмме.

Шаг №2. Получить подтверждение о том, что вас включили в госпрограмму на получение ГЖС

Каждый год составляются списки заявителей, имеющих право на государственный жилищный сертификат. Если гражданин получил уведомление и подтверждение, что он является участником государственной программы, ему нужно перейти к следующему шагу.

Шаг №3. Заполнить заявление и заявиться в список на сертификат на приобретение жилья

После подтверждения об участии заявителя в программе, ему нужно включиться в список на сертификат на жилье, обратившись к местным властям. В столице Урала, например, это Комитет по жилищной политике города Екатеринбурга.

Важно! Заявление нужно успеть передать в первые шесть месяцев года, который предшествует планируемому на получение сертификата на квартиру. Если вы собираетесь получить жилищный сертификат в 2024 году, то подать заявку необходимо до 1 июля 2023-го.

Государственные жилищные сертификаты издаются на основании приказа, поименно на всех, кто есть в списке на их получение. Сертификаты передают в ОМС до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан приказ о их выпуске.

-4

Шаг №4. Собрать и направить документы на получение ГЖС. К ним относятся:

  • заявление (рапорт – у военнослужащих) от гражданина о выдаче государственного жилищного сертификата;
  • паспорт заявителя и членов его семьи;
  • помещение, которое подлежит освобождению или безвозмездному отчуждению в государственную (муниципальную) собственность (если это помещение есть);
  • данные, которые подтверждают родство между заявителем на ГЖС и лицами, которых он указал, как членов семьи;
  • прочие документы, исходя из льготной категории заявителя.

Сертификат на жилье будет выдан органом местной власти в течение 60 дней с даты его поступления.

Получение жилищного сертификата в МФЦ

Многие интересуются, где еще получить жилищный сертификат? Если заявитель включен в госпрограмму и заявился в список на получение сертификата на покупку жилья, то забрать ГЖС можно и через МФЦ. Чтобы это сделать, нужно в офисе многофункционального центра заполнить заявление по установленному образцу и передать специалистам документы. Взамен выдается расписка о принятии документов, которые будут проверять два месяца. По итогам их рассмотрения власти выносят вердикт. Если он положительный, то вместе с ним заявитель получает жилищный сертификат, придя в офис многофункционального центра.

-5

Как использовать жилищный сертификат?

Жилищный сертификат имеет установленный срок действия, а именно – 7 месяцев, к ценным бумагам отношения не имеет, обналичиванию и наследованию он не подлежит. ГЖС – именной документ. Собственно, на имя гражданина, владельца ГЖС, и открывается счет в банке, куда власти переводят денежную сумму. За время действия сертификата его владелец не только собирает документы и проверяет их в банке, но и подыскивает подходящий для покупки вариант.

-6

К выбору квартиры нужно подойти с особым вниманием и обязательно сделать проверку недвижимости перед ее покупкой, чтобы обезопасить себя от возможных неприятных последствий. Проверить квартиру легко и доступно с помощью сервиса ЕГРН.Реестр. В отчете на основании выписки из ЕГРН вы сможете ознакомиться с основными характеристиками объекта и зарегистрированными правами на него, а также узнаете информацию об арестах, обременениях и ограничениях, если такие есть.

Важно! Сделку необходимо провести, пока действует ГЖС, чтобы сертификат не аннулировали и счет в кредитной организации не закрыли.

Сколько раз выдают жилищный сертификат?

Жилищный сертификат выдают человеку один раз в жизни. Им можно оплатить недвижимость как в строящемся доме, уже построенном многоквартирнике, так и в старом жилье. Главное условие – купить жилье с использованием ГЖС территориально в том субъекте, который занесен в сертификат. От того, какая именно недвижимость будет куплена, зависит какого типа договор с участием ГЖС будет заключен.

По жилью во вторичке стороны подписывают договор купли-продажи. А вот недвижимость в здании на этапе стройки предполагает заключение договора участия в долевом строительстве (ДДУ) или договора об уступке прав требований по ДДУ. И еще один важный момент: если в сертификате прописано несколько человек, то приобретаемая недвижимость обязательно оформляется в долях на всех, кто числится в ГЖС.

Какие проблемы могут возникнуть с жилищным сертификатом?

  • Нарушены сроки сдачи сертификата на приобретение жилья в кредитную организацию. Несмотря на то, что жилищный сертификат действует 7 месяцев, определен срок сдачи его в банк – на это его владельцу выделяют 3 месяца. Гражданин сдает в банк сертификат, а также оформляет пакет документов: договор банковского счета и открытие счета. Если сертификат отдать в кредитную организацию позже, то она откажется его принимать. Тогда можно написать официальное письмо в орган власти, который выдавал сертификат на жилье, и попросить заменить ГЖС.
  • Бывают случаи, когда в сертификате информация о владельце ГЖС или его родственниках указана с ошибками в ФИО, дате рождения, в данных паспорта. Если такое случилось, нужно обратиться в тот орган, который выдавал сертификат на покупку жилья, уведомить о выявленных неточностях и попросить перевыпустить ГЖС.

Автор: Евгения Гирш

Эти статьи могут быть вам полезны 👇🏻👇🏻