"Некоторые музыканты говорят: если то, что я делаю, правильно, то им не стоило идти в музыкальную школу."
Я говорю, что не существует единственно правильного способа играть джаз. Некоторые высказывания в адрес моей музыки заставляют меня осознать, что современный джаз, когда-то такой смелый и революционный, стал во многом устоявшимся и привычным.
Я и участники моей группы сейчас пытаемся прорваться к новой, более свободной концепции джаза, которая отходит от всего "стандартного" и клишированного в "современном" джазе.
Пожалуй, самым важным новым элементом в нашей музыке является концепция свободной групповой импровизации. Сама по себе идея групповой импровизации не нова: она играла большую роль в ранних новоорлеанских группах. Биг-бэнды периода свинга все изменили. Сегодня же индивидуум либо поглощен групповой ситуацией, либо солирует на переднем плане, а остальные рожки не делают ничего, кроме как спокойно ждут своей очереди на соло. Даже в некоторых трио и квартетах, где допускается достаточно много групповой импровизации, конечный эффект - это заранее навязанная аранжировщиком беседа. Человек знает, чего от него ожидать.
Когда наша группа разогревается, перед тем как начать играть, мы не имеем представления о том, каким будет конечный результат. Каждый игрок волен вносить в музыку то, что он чувствует в данный момент. Мы не начинаем играть с предвзятым мнением о том, какого эффекта мы добьемся. Когда мы записываемся, иногда мне с трудом верится, что то, что я слышу на пленке, - это игра моей группы. Я настолько занят и поглощен игрой, что не осознаю что я делаю в это время.
Я не указываю членам своей группы, что им делать. Я хочу, чтобы они сами играли то, что слышат в произведении. Я позволяю каждому выразить себя так, как он хочет. Музыканты имеют полную свободу, и поэтому, конечно, конечный результат зависит от музыкальности, эмоционального склада и кастовости каждого участника. Мы всегда работаем в группе, и только благодаря тому, что у нас есть взаимопонимание, наша музыка приобретает ту форму, которую она имеет. Сильная личность со звездным комплексом, как бы блестяще она не играла, снизит эффективность нашей группы.
В моей музыке, как и в случае с некоторыми моими друзьями-художниками, ко мне часто приходят люди и говорят: "Мне нравится, но я этого не понимаю". Многие люди, очевидно, не доверяют своим реакциям на искусство или музыку, если им не дается словесное объяснение. В музыке важно только то, чувствуешь ты ее или нет. Музыку нельзя интеллектуализировать: аналитически свести ее к чему-то очень важному. Только по эмоциональному отклику я могу судить о том, удачно или нет то, что мы делаем. Если вас что-то трогает, значит, вы со мной. Я люблю играть для людей, и то, как они реагируют, влияет на мою игру.
Мне часто задают вопрос, почему я играю на пластиковом альте. Изначально я купил его потому, что мне очень нужен был новый рожок, а я чувствовал, что не могу позволить себе новый духовой инструмент. Пластиковый рожок стоит меньше, и я сказал себе: "Лучше новый рожок, чем тот, который протекает". Пожив с пластмассовым рожком, я почувствовал, что он начинает принимать мои эмоции. Тембр более придыхательный, чем у духового инструмента, но звук мне понравился, и я обнаружил, что музыкальный поток стал более компактным. Я не собираюсь больше никогда покупать духовой рожок. На этом пластиковом рожке, я чувствую, что постоянно создаю свой собственный звук.
Теперь к музыке. Все композиции оригинальны. Каждая из них существенно отличается от другой, но в определенном смысле ни одна из моих композиций не имеет начала или конца. Есть непрерывность выражения, некие постоянно развивающиеся нити мысли, которые связывают композиции воедино. Возможно, это чем-то напоминает картины Джексона Поллока.
SIDE ONE:
- RAMBLIN' 6:34
- FREE 6:20
- THE FACE OF THE BASS 6:53
RAMBLIN' - это, по сути, блюз, но, конечно, с современной, более независимой мелодической линией, чем у старых блюзов. Я не чувствую себя ограниченным блюзовой формой, как многие другие джазовые музыканты. Блюз - это определенное эмоциональное высказывание. Некоторые эмоциональные ситуации могут быть рассказаны только в блюзе.
FREE - хорошо объясняется названием. Здесь хорошо показана наша свободная групповая импровизация. Каждый участник идет своим путем, но при этом вносит существенный вклад в групповое начинание. Не было никакого заранее заданного аккордового или временного рисунка. Мне кажется, что у нас получилась спонтанная, свободная вещь.
FACE OF THE BASS - начинается как средство передвижения нашего басиста. Чарли Хейден родом из Миссури. Необычно встретить такого молодого человека, как он, и обнаружить, что он настолько полно владеет "современным" басом: мелодически независимым и неаккордовым.
SIDE TWO:
- FORERUNNER 5:13
- BIRD FOOD 5:25
- UNA MUY BONITA 5:51
- CHANGE OF THE CENTURY 4:41
FORERUNNER - демонстрирует взаимозаменяемость и гибкость составных частей группы. Мне нравится, как мелодия здесь часто проходит через ритм-инструменты, причем мелодические инструменты - рожки - расставляют ритмические акценты (традиционная функция ударных и баса).
В BIRD FOOD - есть отголоски стиля Чарли Паркера. Бёрд бы нас понял. Он бы одобрил наше стремление к чему-то большему, чем то, что мы унаследовали. Как ни странно, но идолизация Берда, желание играть так же, как он, а не заниматься собственным душевным поиском, в конце концов, стало препятствием для прогресса в джазе.
UNA MUY BONITA - в переводе с испанского означает "очень красивая девушка". Я не имел в виду никого конкретного. По настроению она, пожалуй, немного легче, чем некоторые другие наши произведения. В ней есть расслабленность, более спокойный ритм и, пожалуй, более "красивая" мелодия.
CHANGE OF THE CENTURY - выражает наше ощущение того, что мы должны порвать со многим из недавнего джазового прошлого, как это сделали бопперы со свингом и традиционным джазом. Мы хотим включить в свое творчество больше музыкальных материалов и теоретических идей - как из классического мира, так и из джаза и фолка - чтобы создать более широкую базу для новой музыки, которую мы создаем.
Каждый участник группы внес свой важный и ярко выраженный личный вклад в создание этого альбома, который, на мой взгляд, является лучшим из всех, созданных нами на сегодняшний день.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!