Найти в Дзене

ОБЗОР ПЛАСТИНКИ: Ornette Coleman - Change of the Century

Оглавление
Ornette Coleman - Change of the Century
Ornette Coleman - Change of the Century

"Некоторые музыканты говорят: если то, что я делаю, правильно, то им не стоило идти в музыкальную школу."

Ornette Coleman - Change of the Century
Ornette Coleman - Change of the Century

Я говорю, что не существует единственно правильного способа играть джаз. Некоторые высказывания в адрес моей музыки заставляют меня осознать, что современный джаз, когда-то такой смелый и революционный, стал во многом устоявшимся и привычным.
Я и участники моей группы сейчас пытаемся прорваться к новой, более свободной концепции джаза, которая отходит от всего "стандартного" и клишированного в "современном" джазе.

Пожалуй, самым важным новым элементом в нашей музыке является концепция свободной групповой импровизации. Сама по себе идея групповой импровизации не нова: она играла большую роль в ранних новоорлеанских группах. Биг-бэнды периода свинга все изменили. Сегодня же индивидуум либо поглощен групповой ситуацией, либо солирует на переднем плане, а остальные рожки не делают ничего, кроме как спокойно ждут своей очереди на соло. Даже в некоторых трио и квартетах, где допускается достаточно много групповой импровизации, конечный эффект - это заранее навязанная аранжировщиком беседа. Человек знает, чего от него ожидать.

Когда наша группа разогревается, перед тем как начать играть, мы не имеем представления о том, каким будет конечный результат. Каждый игрок волен вносить в музыку то, что он чувствует в данный момент. Мы не начинаем играть с предвзятым мнением о том, какого эффекта мы добьемся. Когда мы записываемся, иногда мне с трудом верится, что то, что я слышу на пленке, - это игра моей группы. Я настолько занят и поглощен игрой, что не осознаю что я делаю в это время.

Ornette Coleman Quartet
Ornette Coleman Quartet

Я не указываю членам своей группы, что им делать. Я хочу, чтобы они сами играли то, что слышат в произведении. Я позволяю каждому выразить себя так, как он хочет. Музыканты имеют полную свободу, и поэтому, конечно, конечный результат зависит от музыкальности, эмоционального склада и кастовости каждого участника. Мы всегда работаем в группе, и только благодаря тому, что у нас есть взаимопонимание, наша музыка приобретает ту форму, которую она имеет. Сильная личность со звездным комплексом, как бы блестяще она не играла, снизит эффективность нашей группы.

В моей музыке, как и в случае с некоторыми моими друзьями-художниками, ко мне часто приходят люди и говорят: "Мне нравится, но я этого не понимаю". Многие люди, очевидно, не доверяют своим реакциям на искусство или музыку, если им не дается словесное объяснение. В музыке важно только то, чувствуешь ты ее или нет. Музыку нельзя интеллектуализировать: аналитически свести ее к чему-то очень важному. Только по эмоциональному отклику я могу судить о том, удачно или нет то, что мы делаем. Если вас что-то трогает, значит, вы со мной. Я люблю играть для людей, и то, как они реагируют, влияет на мою игру.

Мне часто задают вопрос, почему я играю на пластиковом альте. Изначально я купил его потому, что мне очень нужен был новый рожок, а я чувствовал, что не могу позволить себе новый духовой инструмент. Пластиковый рожок стоит меньше, и я сказал себе: "Лучше новый рожок, чем тот, который протекает". Пожив с пластмассовым рожком, я почувствовал, что он начинает принимать мои эмоции. Тембр более придыхательный, чем у духового инструмента, но звук мне понравился, и я обнаружил, что музыкальный поток стал более компактным. Я не собираюсь больше никогда покупать духовой рожок. На этом пластиковом рожке, я чувствую, что постоянно создаю свой собственный звук.

Ornette Coleman Quartet
Ornette Coleman Quartet

Теперь к музыке. Все композиции оригинальны. Каждая из них существенно отличается от другой, но в определенном смысле ни одна из моих композиций не имеет начала или конца. Есть непрерывность выражения, некие постоянно развивающиеся нити мысли, которые связывают композиции воедино. Возможно, это чем-то напоминает картины Джексона Поллока.

SIDE ONE:

  1. RAMBLIN' 6:34
  2. FREE 6:20
  3. THE FACE OF THE BASS 6:53

RAMBLIN' - это, по сути, блюз, но, конечно, с современной, более независимой мелодической линией, чем у старых блюзов. Я не чувствую себя ограниченным блюзовой формой, как многие другие джазовые музыканты. Блюз - это определенное эмоциональное высказывание. Некоторые эмоциональные ситуации могут быть рассказаны только в блюзе.

FREE - хорошо объясняется названием. Здесь хорошо показана наша свободная групповая импровизация. Каждый участник идет своим путем, но при этом вносит существенный вклад в групповое начинание. Не было никакого заранее заданного аккордового или временного рисунка. Мне кажется, что у нас получилась спонтанная, свободная вещь.

FACE OF THE BASS - начинается как средство передвижения нашего басиста. Чарли Хейден родом из Миссури. Необычно встретить такого молодого человека, как он, и обнаружить, что он настолько полно владеет "современным" басом: мелодически независимым и неаккордовым.

SIDE TWO:

  1. FORERUNNER 5:13
  2. BIRD FOOD 5:25
  3. UNA MUY BONITA 5:51
  4. CHANGE OF THE CENTURY 4:41

FORERUNNER - демонстрирует взаимозаменяемость и гибкость составных частей группы. Мне нравится, как мелодия здесь часто проходит через ритм-инструменты, причем мелодические инструменты - рожки - расставляют ритмические акценты (традиционная функция ударных и баса).

В BIRD FOOD - есть отголоски стиля Чарли Паркера. Бёрд бы нас понял. Он бы одобрил наше стремление к чему-то большему, чем то, что мы унаследовали. Как ни странно, но идолизация Берда, желание играть так же, как он, а не заниматься собственным душевным поиском, в конце концов, стало препятствием для прогресса в джазе.

UNA MUY BONITA - в переводе с испанского означает "очень красивая девушка". Я не имел в виду никого конкретного. По настроению она, пожалуй, немного легче, чем некоторые другие наши произведения. В ней есть расслабленность, более спокойный ритм и, пожалуй, более "красивая" мелодия.

CHANGE OF THE CENTURY - выражает наше ощущение того, что мы должны порвать со многим из недавнего джазового прошлого, как это сделали бопперы со свингом и традиционным джазом. Мы хотим включить в свое творчество больше музыкальных материалов и теоретических идей - как из классического мира, так и из джаза и фолка - чтобы создать более широкую базу для новой музыки, которую мы создаем.

Каждый участник группы внес свой важный и ярко выраженный личный вклад в создание этого альбома, который, на мой взгляд, является лучшим из всех, созданных нами на сегодняшний день.

Ornette Coleman - Change of the Century
Ornette Coleman - Change of the Century

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!