Найти тему

Глоссарий терминов по надзору за рынком

«Контроль качества продукции», июль 2023
Рубрика: По следам наших публикаций

От редакции.
После публикации статьи Д.А. Мичуриной «Сотрудничество в рамках рабочей группы ООН по вопросам надзора за рынком» (ККП № 6-2023, с. 24–27) редакция получила от читателей пожелания о разъяснении наиболее распространенных терминов, применяемых в законодательных документах ЕС по надзору за рынком. Редсовет принял решение опубликовать перечень русскоязычных терминов, толкование которых в Глоссарии отличается от принятого в нашем профессиональном сообществе (желающие ознакомиться могут это сделать перейдя
по ссылке.

Странам ЕАЭС также нужно единое понимание сущности надзора за рынком и связанных с этим задач, процедур и роли заинтересованных сторон. Гармонизация терминологии национальных законодательств стран ЕАЭС по надзору за рынком необходима для построения результативных систем надзора и создания условий для взаимодействия между их участниками как на национальном, так и на межгосударственном уровне.

Глоссарий не претендует на то, чтобы дать обязательные определения терминов или представить лучшие методы в этой сфере, но может стать подспорьем, источником справочной информации для регулирующих органов и всех заинтересованных сторон.

Предлагаем читателям сообщать в редакцию о терминах, которые, по их мнению, следует включить в Глоссарий, а также о любых содержащихся в национальном законодательстве определениях, не совпадающих с приведенными в Глоссарии. Это будет способствовать нивелированию различий как в законодательстве по надзору за рынком государств — членов ЕАЭС, так и деятельности контрольных (надзорных) органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
E-mail: kkp@mirq.ru, тема письма: Глоссарий.

Выпуск на рынок [1] — любая поставка продукции с целью распространения, потребления или использования на рынке в ходе коммерческой деятельности на возмездной или безвозмездной основе.

Дистрибьютор [2] — любое физическое или юридическое лицо в цепочке поставок, за исключением изготовителя или импортера, выпускающее продукцию на рынок.

Добровольная мера [3] — корректирующая мера в тех случаях, когда орган по надзору за рынком не требует ее осуществления.

Изготовитель [4] — любое физическое или юридическое лицо, ­которое изготавливает продукцию либо по указанию которого осуществляется ее проектирование или изготовление и которое реализует данную продукцию под своим именем или товарным знаком.

Изъятие — любая мера, направленная на предотвращение выпуска продукта в цепочке поставок на рынок.

Импортер [5] — любое зарегистрированное в стране физическое или юридическое лицо, которое размещает на рынке продукцию из другой страны.

Использование по назначению [6] — использование продукции, процесса или услуги в соответствии с информацией, предоставленной поставщиком.

Использование (разумно предвидимое неправильное) [7] — такое использование продукции, процесса или услуги, которое не было предусмотрено поставщиком, но может быть результатом легко предсказуемого поведения человека.

Коммуникация риска [8] — обмен или совместное использование информации о риске между лицом, принимающим решение, и другими заинтересованными сторонами. Информация может касаться существования, характера, формы, вероятности, тяжести, приемлемости, обработки или других аспектов риска.

Контроль [9] — экспертиза объекта оценки соответствия и определение его соответствия детальным или, на основании профессионального суждения, общим требованиям.

Корректирующее действие [10] — любые действия, предпринимаемые субъектом экономической деятельности для прекращения несоблюдения требований, если этого требует орган по надзору за рынком или по собственной инициативе субъекта экономической деятельности.

Надзор за рынком [11] — деятельность, осуществляемая назначенными органами власти, а также меры, принимаемые этими органами, чтобы обеспечить соответствие продукции требованиям, установленным законодательством, и защиту интересов общества, предусмотренных этим законодательством. Действия, проводимые для обеспечения того, что соответствующие инструменты измерения/оценки должным образом отрегулированы и используются, сами по себе не являются надзором за рынком, но могут быть расценены как таковые, если они осуществляются лицами, которые уполномочены определить продукт, не соответствующий требованиям, и инициировать дальнейшие действия по надзору за рынком. Действия по определению соответствия по видам, проводимые до размещения продукта на рынке, сюда не входят; однако, деятельность, в которой участвуют таможенные органы и органы по надзору за рынком, входят.

Обзор рынка — изучение административных или технических свойств продукции, поступающей на рынок, для оценки ее соответствия применимым требованиям законодательства и стандартов. Речь идет, в частности, о проверке маркировки и инструкций, проверке технической документации и тестировании продукции.

Онлайн-интерфейс [12] — любое программное обеспечение, включая веб-сайт, часть веб-сайта или приложение, которое управляется экономическим оператором или от его имени и служит для предоставления пользователям доступа к продуктам экономического оператора.

Опасность [13] — потенциальный источник вреда. Термин «опасность» может быть конкретизирован для определения ее происхождения или характера ожидаемого вреда (например, опасность поражения электрическим током, раздавливания, порезов, отравления, утопления, опасность пожара).

Операционный отбор проб — нестатистический отбор одной или нескольких проб продукта для целей оценки на основе правовых требований. Рамочные системы, требующие многократного отбора проб, могут потребовать сохранения ­эталонной выборки в случае возникновения спора.

Орган по надзору за рынком [14] — орган власти, ответственный за проведение надзора за рынком в пределах своей юрисдикции.

Отбор образцов [15] — отбор и/или сбор материала или данных относительно объекта оценки соответствия.

Отзыв [16] — любая мера, призванная обеспечить возврат не соответствующей требованиям продукции, которая уже была выпущена на рынок.

Оценка риска [17] — общий процесс анализа и оценивания риска.

Показатель соответствия — процент продуктов на рынке, ­которые отвечают всем соответствующим техническим и административным требованиям, изложенным в техническом регламенте(ах), т. е. вероятность того, что потребитель купит на рынке продукт, который соответствует требованиям.

Полномочный представитель [18] — любое зарегистрированное в стране физическое или юридическое лицо, которое получило письменное поручение изготовителя действовать от его имени при решении конкретных задач, связанных с выполнением обязательств последнего, согласно соответствующему законодательству.

Поставщик услуг информа­ционного общества [19] — юридическое лицо, оказывающее любые услуги, как правило за вознаграждение/плату, дистанционно, с помощью электронных средств связи и по индивидуальному запросу получателя услуг.

Поставщик фулфилмент-услуг [20] — любое физическое или юридическое лицо, предлагающее в ходе коммерческой деятельности по меньшей мере два из следующих видов услуг: складирование, упаковку, оформление и отправку без права собственности на соответствующие продукты.

Потенциальный отбор проб [21] — первоначальная процедура выборки для определения рыночной информации при разработке стратегии надзора за рынком или годового плана надзора за рынком и при использовании неоптимального статистически значимого подхода. Выборка в рамках перспективного исследования, которое начинается с настоящего и отслеживает соответствие продукции нормативным требованиям в будущем для изучения тенденций, прогнозов и результатов.

Превентивное тестирование (или в целом — оценка) — выполнение оценок или, в большинстве случаев, тестов в соответствии с планом тестирования до тех пор, пока не будет обнаружено несоответствие.

Проведение испытаний [22] — определение одной или нескольких характеристик объекта оценки соответствия согласно процедуре.

Продукция [23] — результаты деятельности организации, которые могут быть произведены без какого-либо взаимодействия между организацией и потребителем.

Продукция (безопасная) [24] — любая продукция, которая при обычных или разумно предсказуемых условиях использования, включая срок использования и, когда применимо, ввод в действие, монтаж или техническое обслуживание, не представляет никакого риска или представляет лишь минимальный риск, соответствующий ее назначению и считающийся приемлемым и соответствующим высокому уровню охраны здоровья и безопасности людей, с учетом, в частности: (a) свойств продукции, в т. ч. ее состава, упаковки, инструкций по cборке и, когда применимо, по монтажу и техническому обслуживанию; (b) ее воздействия на другую продукцию в том случае, если можно разумно предположить, что она ­будет использоваться вместе с ней; (c) внешнего оформления продукции, ее маркировки, любых предупреждений и ­инструкций по ее использованию и удалению, а также любых иных указаний или информации относительно нее; (d) категорий потребителей, подвергающихся риску при использовании продукции, в частности детей и пожилых людей. Практическая возможность достижения более высокого уровня безопасности или получения другой продукции, представляющей меньший риск, не является основанием для признания продукции опасной.

Продукция (потребительская) [25] — любая продукция, которая — в т. ч. в контексте предоставления услуги — предназначается потребителям либо может при ра­зумно предсказуемых условиях использоваться потребителями, даже если она им не предназначается, и поставляется или предоставляется в распоряжение в ходе коммерческой деятельности за плату или бесплатно, независимо от того, является ли она новой, бывшей в употреблении или отремонтированной. Это определение не применяется к продукции, бывшей в употреблении, поставляемой в качестве антиквариата или в качестве продукции, подлежащей ремонту либо восстановлению перед использованием, при условии, что поставщик четко информирует об этом лицо, которому он поставляет продукцию.

Производитель [26] — (а) изготовитель продукции и любое другое лицо, которое представляет себя в качестве изготовителя путем ­нанесения на продукцию своего имени, товарного знака или любого другого отличительного знака, или лицо, которое осуществляет ремонт продукции; (b) представитель изготовителя, когда последний не зарегистрирован в стране, либо — при отсутствии зарегистрированного в стране представителя — импортер продукции; (с) другие специалисты в цепочке поставок в той мере, в ­какой их деятельность может влиять на характеристики безопасности продукции.

Размещение на рынке [27] — первый выпуск продукции на рынок.

Риск [28] — сочетание вероятности события и его последствий. Термин «риск» обычно используют только тогда, когда существует как минимум возможность негативных последствий.

Риск (серьезный) [29]— любой риск, требующий оперативного вмешательства государственных органов, включая риски, которые не влекут за собой немедленных последствий.

Статистическая значимость — допустимое отклонение от истинной вероятности события или серии событий, которое вызвано допустимой ошибкой и установленным уровнем достоверности анализа. Статистическая значимость является сложной концепцией и требует экспертной консультации.

Статистически значимые мероприятия в рамках обследования рынка — обеспечение наилучшего уровня информации по определенным группам продуктов на рынке при наличии соответствующих ресурсов.

Субъекты экономической деятельности [30] — производитель, уполномоченный представитель, импортер, поставщик фулфилмент-­услуг и дистрибьютор.

Технические условия [31] — спецификация, содержащаяся в документе, в котором излагаются требуемые характеристики продукта, такие как уровни качества, производительности, безопасности или размеры, включая требования, применимые к продукту в отношении наименования, под которым он продается, терминологии, символов, испытаний и методов испытаний, упаковки, маркировки или этикетирования.

Технический регламент [32] — технические спецификации и другие требования или правила в отношении услуг, включая соответствующие административные положения, соблюдение которых является обязательным, де-юре или де-факто, в случае маркетинговых исследований, предоставления услуги, определения оператора услуги или использования, а также в качестве законов, постановлений или административных положений, запрещающих производство, импорт, маркетинг или использование продукта или запрещающих предоставление или использование услуги либо функционирование в ­качестве поставщика услуг.

Электронная торговля — деятельность по согласованию поставок товаров или онлайн-­услуг через Интернет, когда стороны находятся в отдалении друг от друга. Электронная торговля включает операции с участием коммерческих предприятий или других юридических сторон.

[1] Адаптированное определение из ст. 3 (1) документа 2019/1020/EC (REGULATION (EU) 2019/1020 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 20 June 2019 on market surveillance and compliance of products and amending Directive 2004/42/EC and Regulations (EC) No 765/2008 and (EU) No 305/2011).
[2] Ст. 3 (10) документа 2019/1020/ЕС.
[3] 2019/1020/EC, ст. 17.
[4] 2019/1020/EC, ст. 3 (8).
[5] Адаптированное определение из ст. 3 (9) документа 2019/1020/EC.
[6] ИСО 51:1999, 3.13.
[7] ИСО 51:1999, 3.14.
[8] ИСО 73:2002, 3.2.4.
[9] ИСО/МЭК 17000:2020, 6.3.
[10] Ст. 3 (16) документа 2019/1020/ЕС.
[11] Адаптированное определение из ст. 3 (3) документа 2019/1020/EC.
[12] 2019/1020/ЕС, ст. 15.
[13] ИСО 51:1999, 3.5.
[14] Адаптированное определение из статьи 3 (4) документа 2019/1020/EC.
[15] ИСО 17000:2020, 6.1.
[16] Адаптированное определение из ст. 2 (g) документа 2001/95/ЕС.
[17] ИСО 73:2002, 3.1.1.
[18] Адаптированное определение из ст. 3 (12) документа 2019/1020/ЕС.
[19] Адаптированное определение из ст. 1 документа 2015/1535/EC.
[20] Адаптированное определение из ст. 3 документа 2019/1020/ЕС.
[21] Адаптированное определение по материалам Американского психоло­гического словаря AПА (Американская психологическая ассоциация).
[22] ИСО 17000:2020, 6.2.
[23] ИСО 9000:2015.
[24] 2001/95/ЕС, ст. 2 (b).
[25] 2001/95/ЕС, ст. 2 (а).
[26] 2001/95/EC.
[27] Адаптированное определение из ст. 3 (2) документа 2019/1020/EC.
[28] ИСО 73:2002, 3.1.1.
[29] Адаптированное определение из ст. 2 (d) документа 2001/95/ЕС.
[30] Адаптированное определение из ст. 3 (13) документа 2019/1020/ЕС.
[31] Адаптированное определение из Директивы (ЕС) 2015/1535, устанавливающей процедуру предоставления информации в области технических регламентов и правил об услугах информационного общества (кодификация).
[32] Адаптированное определение из Директивы (ЕС) 2015/1535, устанавливающей процедуру предоставления информации в области технических регламентов и правил об услугах информационного общества (кодификация).

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru/

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество #КонтрольКачестваПродукции