Найти тему
Baza

Как «серые» мастера обманывают на ремонте компьютеров и бытовой техники

Картинка: Baza
Картинка: Baza

Найти в России честного мастера по ремонту компьютеров или бытовой техники очень сложно. Этот рынок захватила сеть компаний, мастера которой, по словам клиентов, ремонт только обещают, а вместо этого портят технику и вымогают за свои «услуги» огромные деньги. Оборот этой сетки, которая не боится полиции, может составлять 2,5 млрд рублей в год. «База» выяснила, какие компании в неё входят, кто за ними стоит и какие приёмы применяют мастера, чтобы войти в доверие и развести людей на деньги.

Стыдно с пожилыми людьми такое делать

Моей бабушке 82 года. Прошла войну, она блокадница и узница концлагерей. Перед майскими праздниками у неё сломался телевизор, — рассказывает Надежда. — Папа живёт в другом регионе, я — ещё дальше. Отец нашёл сайт компании „Победа-сервис“ и заполнил там заявку для бабушки. Этот сайт он выбрал в том числе потому, что там были указаны низкие цены. В тот же день папе позвонил мужчина, договорились, что тот придёт к бабушке на следующий день».

По словам Надежды, мужчина действительно приехал к бабушке и забрал телевизор, объяснив, что нужно его проверить и что, возможно, потребуется поменять запчасти:

— Вечером он приходит не один, а с каким-то бугаем под два метра ростом. Приносит телевизор и говорит бабушке, что с неё 23 тысячи рублей. При том, что такой же новый телевизор стоит 18 тысяч. Она, естественно, обомлела. У стариков часто бывают какие-то заначки, вот она и выгребла ему всю последнюю заначку и отдала деньги. Бабушка испугалась их.

Получив деньги, «мастера» спокойно ушли, не оставив ни акта выполненных работ, ни гарантийного талона.

— Бабушка, конечно, в шоке, расстроена. Мне в этой ситуации больше обидно даже не за деньги, а за то, что эти люди так постыдно поступают со стариками. Я этому мастеру со своего телефона уже стала писать и спрашивать, где акт выполненных работ, где гарантия. Он прислал только чек. Удалённо ругаться — смысла нет, а приехать я не могу, потому что в положении и на последних сроках.

Надежда передала «Базе» скрины переписки с мастером, которого зовут Денис Ахмедьянов.

-2

Мы выяснили, что в 2018 году при подаче заявки на кредит Ахмедьянов указывал как место работы фирму по ремонту компьютеров «ПКП» и должность «сервисный инженер». Чек он выдал как самозанятый, хотя изначально семья Надежды обращалась в организацию, которая называет себя центр «Победа-сервис». Впрочем, на её сайте не указано никаких реквизитов, по которым можно было бы выяснить её владельцев.

Подло всё это было

«Все подъезды обклеены объявлениями, где написано что-то вроде: „Сергей. Живу рядом с вами, чиню бытовую технику, компьютеры и всё прочее“, и ещё там портрет симпатичного мальчика, — рассказывает Елена из Курска. — И вот мы обратились по такому объявлению, когда у нас пропал звук в ноутбуке. Пришли два парня. Теперь я понимаю: они настолько уверены, что им придётся выбивать деньги со скандалом, что подстраховываются — приходят по двое».

В процессе их работы Елена не раз спрашивала: «Сколько будет стоить ремонт?» В ответ мастер говорил: «Ой, я так сразу не отвечу, мне нужно будет посчитать».

— Я предупреждала: «Обратите внимание, ноутбук старый, никаких дорогостоящих работ там не делайте». Работали недолго, часа полтора, и в конце выкатили счёт на 9 тысяч. Я растерялась, была одна дома с детьми. Нужно было просто не платить или даже полицию вызвать...

Из договора, который оставили Елене, стало понятно, что мастера не частники, а работают от фирмы «Сервис». Ноутбук, по её словам, на следующее утро вообще не включился. Но это было полбеды, потому что мастера увезли с собой ещё и телевизор, якобы в мастерскую. У телевизора нужно было починить кнопку, и они обещали, что это будет стоить «копейки». В итоге, когда Елена с мужем позвонили по оставленному телефону, им озвучили сумму в 10 тысяч рублей и без оплаты вернуть телевизор отказались.

Елена с мужем пошли на хитрость: сделали вид, что согласны заплатить, и к ним приехал молодой парень с телевизором под мышкой.

— Мы вышли на площадку, я забрала телевизор в дом, чтобы включить в розетку и проверить. Муж быстренько тоже зашёл домой и захлопнул за собой дверь. Парень этот стал стучать, бить дверь, орать, оскорблять — мы даже вызвали полицейских, но к их приезду он уже смылся. Конечно же, кнопку нам так и не починили. До такой степени подло всё это было, что мы решили добиваться справедливости.

В Роспотребнадзоре юристы помогли Елене составить претензию и иск. Пришлось потратиться на экспертизу — она обошлась в 8 тысяч рублей.

Пока клиент не заплатит всю сумму, которую ему насчитали, фирма не отдаст ему его собственный ноутбук или холодильник

Из решения суда, опубликованного на сайте судебного участка №2 Центрального округа Курска, можно узнать интересные подробности о результатах экспертизы. В числе услуг, которые мастер вписал в договор, была чистка ноутбука от пыли, за неё Елена заплатила 1 070 рублей. Экспертиза подтвердила чистку только радиатора системы охлаждения. А вот «системная плата и внутренняя часть корпуса ноутбука чистке не подвергались».

Замена термопасты обошлась Елене в 900 рублей, но оказалось, что её заменили только в центральном процессоре, в целом же работа была выполнена «некачественно, без удаления старой затвердевшей теплопроводной пасты» в других местах. За снятие окисей с контактных площадок Елена заплатила 1690 рублей, но экспертиза пришла к выводу, что «какие-либо следы чистки отсутствуют».

Суд взыскал с фирмы «Сервис» в пользу Елены 17,5 тысяч рублей — в эту сумму вошли в том числе возврат денег за починку ноутбука и компенсация морального вреда.

Таких рассказов — сотни, ими засыпаны сайты, где люди оставляют отзывы, например, otzovik.com. Есть детали, которые кочуют из истории в историю. Вначале мастер не говорит хотя бы примерную сумму, всячески уклоняясь от ответа на вопрос про цену. Он выполняет работы, о которых клиент его не просил, или просто делает вид, что их выполняет.

-3

В итоге мастер озвучивает сумму, превышающую стоимость самой техники. Или же увозит её якобы в мастерскую, после чего перестаёт выходить на связь. Пока клиент не заплатит всю сумму, которую ему насчитали, фирма не отдаст ему его собственный ноутбук или холодильник.

Как меня учили обманывать людей

Мы нашли человека, который работал мастером в подобных компаниях. Андрей Торбо рассказал нам, каким приёмам его учили, чтобы разводить клиентов на деньги. Правда, долго он на такой работе не продержался: обманывать клиентов хотят не все.

В прошлом году Андрей переехал из Магнитогорска в Сочи и стал искать здесь работу. Свою специальность он называет «технарь»: пятнадцать лет занимается электрикой, сантехникой и мебелью. Сначала мужчина устроился в фирму «Стандарт», которая занимается ремонтом сантехники и электрики. Как рассказал Андрей, компания работает по странной схеме:

Андрей Торбо
Андрей Торбо

«Они на “Авито”, “Юле”, EDC.SALE и прочих площадках размещают объявления, у них для этого есть целая команда специалистов. Поэтому у них постоянно есть заявки. И если вы набираете в поисковике “сантехник Сочи”, то первые пять позиций будут вот от таких центров. Когда вы позвоните по указанному телефону, трубку возьмёт человек, который представится частным мастером и скажет: “Я сейчас занят, давайте часам к пяти я к вам подъеду”.

Но на самом деле с вами говорит сотрудник колл-центра, и далее он запись разговора отправляет в тот город, откуда заявка пришла. В городе куратор получает эту заявку и отправляет какому-нибудь мастеру. Потом мастер звонит клиенту уже сам, договаривается о встрече, придумывает какую-то отмазку, почему он звонит с другого телефона и почему голос у него другой, типа: “Мой напарник занят”».

Андрею дали прайс с завышенными ценами и сказали, что озвучивать их нужно в конце работы. Если же клиент поинтересуется стоимостью заранее, то надо ответить что-то вроде: «Давайте я сейчас разберу, посмотрю, и мы приценимся».

«Директор рассказывал, что он сам электрик, как-то 10 розеток поменял какой-то бабушке и снял с неё 100 тысяч. Я не поверил, но мне объяснили, что обманывать людей реально и они готовы платить. Типа у пенсионеров всегда есть деньги на чёрный день, похоронные и всё остальное. Директора звали Руслан — молодой человек, младше меня, около 30 ему. Насколько он является правда директором, сказать не могу, у него на лбу не написано, документы я у него не спрашивал, но диспетчер мне так сказала».

Зарплата была сдельная: если за ремонт мастер брал с клиента до 5 тысяч, то компания забирала себе 70%. Если от 5 до 10 тысяч, то фирме нужно было отдать 60%. А если с клиента удавалось вытянуть больше, то мастер и компания делили деньги пополам.

«Я начал работать по их схеме. На первой же заявке, чисто ради прикола, я решил посчитать по этому прайсу и посмотреть, что получится. Приехал я на починку унитаза. Там арматура слива сломалась: на кнопку нажимаете, а вода не льётся. Открутить шланг от бачка унитаза по прайсу стоит 400 рублей. Прикрутить шланг назад — тоже 400 рублей. Открыть крышку бака унитаза (то есть просто открутить кнопочку и снять крышку) — 500 рублей. Я починил слив, у меня вышло 15 тысяч, и то я чисто по-человечески решил скинуть — получилось 12 тысяч».

Есть в Сочи и горные парни — а если бы клиентом был кавказец в два метра ростом, да ещё и не один? Бить-то он в первую очередь кого будет? Меня.

-5

«В другой ситуации я за такую работу с материалом взял бы не более 3 тысяч. Клиент, конечно, в шоке. Я говорю: „Ну вот всё по прайсу“. Он отказался платить, мол, на сайте указана цена за эту услугу 500 рублей. Тут я понял, почему он меня вначале и не спрашивал, сколько это будет стоить. А за 12 тысяч, которые я ему насчитал, конечно, можно купить новый унитаз — даже с его доставкой и установкой.

Звоню директору, говорю, мол, вот по прайсу посчитал, а клиент платить отказывается. Я включил громкую связь, директор с клиентом вроде сначала нормально разговаривал, но меня поразило, что он сразу стал клиенту “тыкать”. А потом он просто перешёл к угрозам — если без мата переводить, то он клиенту сказал примерно так: “Брей попу, сейчас приду и тебя буду иметь”. После этого, конечно, клиент вызвал полицию. А мне директор дал указание: “Снимай всё, что ты сделал”. Ну мне жалко свою работу портить, и клиент попался адекватный, сошлись на пяти тысячах. И я ушёл в закат до приезда экипажа.

После этого я начал думать: ведь есть в Сочи и горные парни — а если бы клиентом был кавказец в два метра ростом, да ещё и не один? Бить-то он в первую очередь кого станет? Меня. А потом уже будет меня культурно или некультурно просить показать, где это существо
(директор. — Прим. «Базы») обитает, которое так разговаривает. Ты не видишь человека, как ты можешь ему такое говорить по телефону?»

По словам Андрея, компания ничем не рискует. Акт выполненных работ оказывается пустой бумажкой, с которой клиент не может даже обратиться в суд, потому что там нет ИНН и остальных реквизитов.

«Больше в эту компанию я не приходил. Хотя они мне звонили и говорили: „Где наши 70%?“ Я отвечал: „Не, ребята, до свидания, с вами я работать точно не буду“. Я мастер, и моё имя мне дорого. Им-то по барабану, потому что я для них шестерёнка, которую можно заменить. Я клиентоориентирован, я стараюсь сделать хорошо клиенту, чтобы он в дальнейшем меня кому-то порекомендовал или обратился ко мне снова. А если я будут так делать, как они, то ко мне никто не будет обращаться».

Вскрытие покажет

Андрей снова стал искать работу и вскоре устроился в фирму «Ресурс», которая занимается ремонтом стиральных и посудомоечных машин. Его удивило, что у «Ресурса» и «Стандарта» оказались одинаковыми анкеты, которые нужно было заполнить на собеседовании. Он тогда не догадывался, что эти фирмы связаны. Хотя именно связь со «Стандартом», откуда Андрей ушёл в первый же рабочий день, могла бы объяснить поведение сотрудников службы безопасности «Ресурса» — они были против его трудоустройства.

Андрею в компании поначалу понравилось: есть своя мастерская, диспетчер, отдел кадров — казалось, что всё серьёзно. Пять дней проходило обучение ремонту, после чего Андрей сдал тест лучше всех в группе. Тогда человек, представившийся директором фирмы, сказал, что поручился за него в службе безопасности.

«Обучение проходило у них в мастерской на улице Яна Фабрициуса: два дня разбирали стиральные машинки, два дня — посудомойки, а на пятый день вышел к нам директор и начал рассказывать: „Клиент — это лох, и мы должны на нём зарабатывать“. Высокий, плечистый, с бородкой, на вид лет 50. Говорит, что он раньше работал мастером, потом дослужился до бригадира, а потом пошёл, пошёл, пошёл по карьерной лестнице и стал директором филиала».

Директор поведал много способов, как разводить клиентов, но больше всего Андрея впечатлил «выгул детали». Особенно хорошо он подходит для стиральных машин марки Bosch, потому что они не начинают работу, если у них есть хоть малейшая поломка: допустим, если отошёл проводок от ТЭНа (нагревательный элемент).

«И вот приходит к вам мастер. Он не говорит стоимость работ вначале, даже если вы его спросите, горячая фраза: „Вскрытие покажет“. Мастер снимает верхнюю крышку, заднюю крышку, смотрит двигатель, всё остальное. Находит причину: проводок отошёл, — но он вам об этом не говорит. Он снимает двигатель (мол, щётки износились), снимает модуль управления и говорит, что это всё ему надо диагностировать в мастерской. Что тут у него нет аксометра, мол, прибор дорогой и хранится в мастерской. Или какое-то другое умное слово говорит, неважно, какое. Это как в анекдоте про автосервис:

- Дама, вам нужно поменять коробку передач.
- Ой, а что это такое?!
- Даже две!»

Приезжаешь, а там перед тобой — машинка Miele, которая стоит 100 тысяч, хоромы, чуть ли не золотые унитазы, то тут грешно не воспользоваться — нужно максимально с них вытаскивать.

«Говоришь просто умные слова, не связанные друг с другом, но главное — с умным лицом. А человек же такое существо — чтобы себя не выдать, что он дурак и ничего не понимает, он кивает головой, и да, нате вам миллион.

В общем, мастер ваши детали забирает, кладёт, допустим, в багажник своей машины и идёт в кафе обедать. А может, на следующую заявку. Гуляет, в общем, и его нет 1,5–3 часа. Далее он приходит, припаивает этот проводок, и вуаля! — машинка работает. И берёт с вас тысяч десять. По сути, за то, что он просто прикрутил проводок. Конечно, есть ещё один анекдот. Сумма в чеке 1000 рублей, за удар молотком. Клиент: А что так дорого? Ему отвечают: Мол, 1 рубль за удар, 999 рублей — за то, что знаю, куда бить».

В компании Андрею объяснили, что за каждую заявку она платит «Авито» 3 тысячи рублей и эту сумму нужно обязательно включать в стоимость ремонта для клиента. При чём тут «Авито»? Там висит объявление якобы от частного мастера, но когда клиент звонит по указанному номеру, то попадает не к частнику, а в колл-центр компании.

«Конечно, обсуждалась какая-то совестная линия. В плане того, что, мол, если бабушка тебя вызывает и у неё сама машинка стоит 6 тысяч, то куда эту бабушку нагружать тысяч на 10–15, если в реале этот ремонт стоит тысячу.

А если ты приезжаешь, там перед тобой — машинка Miele, которая сама стоит 100 тысяч, ты заходишь, а там хоромы, чуть ли не золотые унитазы, то тут грешно, как говорится, не воспользоваться — нужно максимально с них вытаскивать.

В группе со мной училось человек двадцать. Знаю, что половина там точно уже не работает. Были ли они профессионалами? Не очень, потому что, если ты занимаешься одним и переключаешься на другое, то пока руку не набьёшь, не будешь специалистом. Но на лбу не написано, кто ты есть, поэтому легко клиента ввести в заблуждение, так как он-то тебя считает суперпрофессионалом.

Я проработал там два дня. Первый день отработал нормально. Клиентам говорят по телефону, что диагностика бесплатно. Но диагностика — это значит, что мастер приезжает и говорит, что техника не работает. А по какой причине она не работает — это уже не диагностика, это уже другие услуги, и это всё платно. Но клиент узнаёт об этом в конце. Я не люблю так делать и цену озвучивал в начале, типа на берегу».

Не только клиент — лох, но и работяги тоже

В первый день у Андрея было две заявки по Сочи.

«У первой стиралки заклинила помпа, так как клиент не проверил карманы и начал стирку, мелкая деталь (по-моему, держатель для зубной нити) стала причиной поломки. Второй клиент купил машинку в Ростове с рук, не проверил её и привёз в Сочи. Когда он её установил, включил в розетку, у него сработал автомат электрощитка. Когда я машинку вскрыл, она просто была вся в пыли, я её продул, почистил контакты — и всё, заработала. Оба клиента со всем согласились и заплатили по 7 тысяч каждый. Я, конечно, сдал долю компании в кассу 60%. В этой фирме точно такие условия по оплате, как в предыдущей».

На второй день пришла заявка в Адлер: там стиральная машинка плохо делала цикл стирки. Андрей приехал, разобрал машинку, в том числе двигатель, и нашёл причину — стёрлись щётки.

«Сходил на рынок, купил щётки для этой модели, пришёл поставил. Цену — 8 тысяч — я озвучил в начале, до похода за щётками. Клиентка всё оплатила. А когда поехал домой, мне стал звонить её муж, которого не было дома при ремонте. Он начал кричать, что он от кого-то узнал, что я дорого взял, и вообще, мол, причина поломки, с его слов, была в другом — требовал, чтобы я вернул всю сумму, и грозился подать заявление в полицию. Я ему по телефону говорю: „Твоё право, подавай, я у тебя ничего не украл, ничего не вымогал, твоя супруга добровольно всё оплатила, без всякого скандала“».

Андрей заявил недовольному клиенту, что у него есть директор и именно ему можно озвучить все претензии. После этого связь сразу оборвалась. Согласно правилам фирмы, Андрей не должен был знать номер клиента, а клиент — номер мастера, так что связывались они через диспетчера компании.

Затем Андрею позвонил диспетчер и сообщил, что тот работает самостоятельно, а фирма просто продаёт ему заявку или, другими словами, предоставляет информационные услуги. Андрей вспомнил, что его действительно оформили как самозанятого, — это было обязательное условие компании. По его словам, так делали с каждым мастером. Фирме это выгодно, ведь, если конфликт с клиентом дойдёт до правоохранительных органов, ответственность несёт только мастер — и больше никто.

Контора, из которой я ушёл, присутствует по всей России, а не только в одном городе. Она всероссийского масштаба… Нашли вот такую золотую жилу.

«Тут я понял, что у них не только клиент — лох, но и работяги, по сути, тоже лохи. Платить 60–70% чисто за то, что они мне дают заявку, а потом ещё выставляют штрафные санкции за нарушение дисциплины (надо быть постоянно на смене через Телеграм, отчитываться за каждую копейку, даже если это не относится к тому, зачем тебя вызвали, даже если ты мусор выкинул за клиента, а тебя за это отблагодарили) — это явно не по мне. Плюс обманывать людей мне не хотелось, потому что сегодня ты одного обманешь, завтра другой тебя обманет. И я ушёл.

Сейчас работаю сборщиком мебели. Но, мониторя вакансии на электронных площадках, встречаю такие конторы, которые до сих пор набирают работников, чтобы те вытаскивали деньги с доверчивых клиентов и приносили им процент. И самое главное и обидное, что пока рукастые мастера не перестанут работать на эти шарашкины конторы, те так и будут зарабатывать с их помощью.

Как я понял, та контора, из которой я ушёл, присутствует по всей России, а не только в одном городе. Она всероссийского масштаба. Они не скрывали, что они филиал. Нашли вот такую золотую жилу. Хорошо, если люди прочитают и будут в курсе. Но, честно говоря, я не верю, что это прямо повлияет. Это как с тем известным разводом, помните? Вам звонят как будто с органов правопорядка и говорят: „Ваш родственник попал в беду, переведите деньги“. Эта фраза старая, как динозавр, но люди почему-то всё равно ведутся на неё. Мне кажется, найди 100 человек, которые встретятся тебе на пути, и спроси, слыхали ли они про эту аферу, они скажут, что да, конечно, слыхали. Я не знаю человека, который бы об этом не слыхал. Но всё равно сто первый человек попадётся на этом».

Денег стало столько, что я не понимал, куда их тратить

На рынке ремонта техники есть сеть компаний, которую лучше всего назвать «Змей Горыныч». Помните такого персонажа из сказок, которого трудно победить, потому что у него много голов? Если отрубить одну голову, тут же вырастет другая. Так и тут: есть множество фирм, которые носят разные названия, зарегистрированы в разных регионах и формально (!) принадлежат разным владельцам. Но за всеми этими компаниями, по словам их бывших сотрудников, неформально стоят одни и те же «хозяева».

Денис Ахмедьянов, который починил бабушке телевизор за 23 тысячи рублей, ранее работал в фирме «ПКП», которой владели два питерских предпринимателя — Александр Бубнов и Павел Семёнов. С этими же товарищами были связаны брянская фирма «Сервис» из второй истории, а также компании «Стандарт» и «Ресурс», с которыми работал Андрей Торбо.

Бубнов и Семёнов — бывшие одноклассники. Они начали делать бизнес на ремонте компьютеров ещё в 2011 году, зарегистрировав свою первую компанию «Александр и Павел». Позже она сменила название на «Эксперт», а у Бубнова и Семёнова появились и другие фирмы.

-6

Фирму «Дейтл» в 2013 году друзья зарегистрировали вместе с Сергеем Мандрейкиным, и он (по словам экс-сотрудников) до сих пор играет важную роль в «Горыныче». Мандрейкину 46 лет, он также из Питера; из соцсетей он удалил все свои данные.

Фирмы Бубнова и Семёнова несколько лет работали под брендом «Федеральная служба сервиса». В отзывах о фирме клиенты прямо утверждают: их услуги — обман и развод на деньги.

-7

Вместе с выручкой у фирм росло и число недовольных клиентов. Они подавали иски, жаловались в Роспотребнадзор, оставляли гневные отзывы в интернете. В 2016 году появилось сообщество «Стоп “Эксперт”». Оно было направлено против компании «Эксперт» Семёнова и Бубнова, а также против других аналогичных фирм. Сейчас в сообществе более двух тысяч человек. Люди выкладывают истории о том, как они потеряли деньги и как выиграли суд (но таких немного), советы, куда обращаться с жалобами, а также информацию о всё новых и новых фирмах, которые копируют стиль «Эксперта» и «Федеральной службы сервиса».

Из-за дурной славы или других причин в 2019 году Бубнов и Семёнов официально вышли из ремонтного бизнеса. Зато в том же году люди, которые работали у них мастерами и диспетчерами или ещё как-то были связаны с ними, зарегистрировали множество новых компаний, и есть основания предполагать, что всё это единая сеть, которую мы и назвали «Горынычем».

Вот лишь часть компаний «Горыныча»: «СПК» (зарегистрирована в Сочи), «Матрица» (Воронеж), «Вольт» (Барнаул), «Гарант» (Ярославль), «Оптимальный сервис» (Оренбург), «Сапфир» (Кемерово), «Мастерская» (Нижний Новгород), «Компсервис» (Рязань), «Сфера» (Новосибирск), «Альфа» (Челябинск), «Альянс» (Томск), «Чип» (Ростов-на-Дону).

Методы работы не изменились. Бывший сотрудник фирмы «Чип» Михаил рассказал «Базе»:

«Меня хватило ровно на один день. Директор, Валентин, показывал мне видео, как он распедаливает старика на 5 тысяч рублей, когда приехал на заявку с оговоренной суммой 500 рублей. На вопрос старика: „Зачем вы мне это установили? Я не просил“ — отвечает, что, мол, вы же когда в магазине видите, что товар без цены, спрашиваете, сколько он стоит. Так и я — делал, делал, вы видели и не спрашивали. И самое стыдное, он гордится этим, что распедалил деда. Как он сказал в тот день, у стариков денег дохера и больше, но в могилу ж их не утащишь… Можете представить отношение этих сотрудников к людям».

Источник, знакомый с работой этой сети, подтвердил «Базе», что в неё входят перечисленные компании. Сейчас, по его словам, Бубнов продолжает контролировать ремонтный бизнес, а подписи Семёнова «пропали из документов где-то в 2019 году».

Также важную роль в сетке играет уже упомянутый выше Сергей Мандрейкин.

«Все процессы в последние года три координируют Бубнов и Мандрейкин, — рассказал «Базе» источник, работавший в одной из фирм сетки. — Номинальными директорами и владельцами часто становятся мастера или диспетчеры. Но для них мало что меняется: они продолжают работать как работали — ходят на вызовы, принимают звонки. Просто за то, что они согласились числиться номиналами, они дополнительно получают около 25 тысяч рублей».

И самое стыдное, он гордится этим, что распедалил деда. Как он сказал в тот день, у стариков денег дохера и больше, но в могилу ж их не утащишь…

У номиналов, по его словам, нет доступа к документам фирм, «владельцами» и «директорами» которых они официально являются. Более того, они даже не знают, какая у «их» компании выручка или прибыль.

Номиналов могут и кинуть. Как минимум двое из бывших «владельцев» обижены на невыплату зарплаты.

«С номиналами больше общаются Мандрейкин и его подчинённые. Мандрейкина боятся, на меня он произвёл впечатление жульбана какого-то непонятного. Даже сейчас вы задаёте вопрос, а у меня дрожь в голосе», — рассказывает один из бывших «директоров».

Общая выручка всех перечисленных компаний сетки за годы их существования составила около 2 млрд рублей. Учитывая, что клиенты часто расплачиваются с мастерами наличными или переводами в онлайн-банке, вероятно, далеко не все средства учитываются в официальной бухгалтерской отчётности.

Несколько месяцев назад Павел Семёнов в своих соцсетях поделился откровениями и назвал неофициальный доход: «Бизнес, который мы качали с моим школьным другом, оказался очень успешным и прибыльным. В какой-то момент я обнаружил себя миллионером. Потом денег стало столько, что я просто не понимал, куда их тратить. Мы пахали, как черти, забыв про всё, и это давало плоды: в какой-то момент мы поймали Х5 профита в течение пары месяцев». Рассказывая о себе в сервисе полезных знакомств TenChat, Семёнов указывает и конкретные цифры: он был «соучредителем федерального холдинга с оборотом более 2,5 млрд/год».

-8

Кстати, Семёнов стал позиционировать себя в соцсетях как «эволюционный коуч» и предлагает «мощные сессии для тюнинга твоей жизни, психики и целостности». Например, вы можете пройти «трансформационный практикум» по тарифу «на максималках» за 89 тысяч рублей.

«Базе» удалось дозвониться до Александра Бубнова, он сказал, что его компания «Вайскод» предоставляет рекламные услуги фирмам, которые работают в сфере ремонта техники, но больше он с ними никак не связан.

«Я не руковожу компаниями, которые вы перечислили, и не руковожу заявками — только рекламой, — сказал Александр Бубнов. — Но, насколько я знаю, у этих фирм — десятки, если не сотни тысяч заявок. Вы можете соотнести количество плохих отзывов в интернете и количество заявок. Естественно, это сфера услуг, и кто-то может быть недоволен».

Бубнов пояснил, что «давным-давно» он с партнёром занимался именно отработкой заявок, но понял, что это невыгодно.

«Поэтому мы организовали компанию, которая оказывает рекламные услуги, — то есть получает оплату за предоставление заявок фирмам. Соответственно, к ведению этих заявок ни я, ни мой партнёр отношения не имеем уже очень-очень давно», — сказал он. На вопрос, как зовут партнёра, является ли им Семёнов или Мандрейкин, Бубнов отказался ответить.

По его словам, никакими номиналами он не руководит.

«За время работы “ПКП” у меня ушли где-то 40 сотрудников, которые открыли свои компании, — сказал он. — Очень много конкурентов, которых мы создали сами. И, кстати говоря, эти конкуренты очень часто работали и по нашим документам, и по вот этим схемам, о которых вы рассказываете. Десятки человек уходили и делали всё сами — ни я, ни мои партнёры никакого отношения к этому никогда не имели. Пара плохих отзывов от бывших сотрудников — ну и что, мы с кем-то могли разойтись, мало ли, что они там наговорят… Номинальные директора — конечно, такого нету. Если ты генеральный директор — то ты генеральный директор. Что они, дураки, что ли».

Моя полиция меня бережёт

На сайтах, где пользователи публикуют отзывы, — десятки, если не сотни негативных комментариев о работе фирм из «сетки Семёнова и Бубнова».

Но «Змею Горынычу» всё нипочём: за более чем 10 лет его не смогли победить ни правоохранительные органы, ни госструктуры, отвечающие за защиту прав потребителей.

При этом Роспотребнадзор закрыл фирму «СПК», учреждённую предполагаемой сестрой Павла Семёнова Марией. В 2020 году Управление Роспотребнадзора по Ростовской области подало иск «о ликвидации юридического лица за неоднократное нарушение прав потребителей». Согласно
решению суда, «СПК» должна была быть закрыта в течение трёх месяцев, но она до сих пор находится в стадии ликвидации.

В 2022 году официальный представитель МВД Ирина Волк
рассказала об уголовном деле против злоумышленников, которые «с помощью обмана и злоупотребления доверием похищали деньги местных жителей, обратившихся к ним за помощью в ремонте и обслуживании компьютеров».

Судя по
видео МВД, речь шла о компании «Оптимальный сервис». Обвинение, как сообщалось, было выдвинуто директору и ещё пяти сотрудникам сервисного центра. Компания с июля 2023 года находится в состоянии ликвидации, при этом в электронной базе Индустриального районного суда Ижевска, куда, по словам Ирины Волк, было передано это дело, не удалось найти информацию по нему.

Но в большинстве случаев горе-мастера и их начальники остаются безнаказанными.

Мы не обнаружили прямых связей Бубнова или Семёнова с силовиками, но в окружении товарищей есть представители правоохранительных органов.

Клиент подписывает договор, и там сказано, что услуги были оказаны качественно и в полном объёме. И после этого уже сложно доказать, что тебе оказали некачественную услугу…

Павел Семёнов с 2020 года владеет долей (60%) в «Коммуникационном агентстве Правда». Агентство, как говорится на его сайте, решает «задачи в области маркетинга, рекламы и PR». Компанию создал ещё в 2012 году Владислав Цветков, сейчас у него 30%. Третий совладелец — Илья Гущин, долю (10%) он получил в один день с Семёновым.

Братья Гущина и Цветкова служили в силовых структурах. Илья Гущин владеет сайтом «Юридической компании Гущин и партнёры». Там можно найти информацию о его брате Льве: тот имеет «опыт работы в детективной сфере, правоохранительных органах». Например, он работал в управлении вневедомственной охраны Росгвардии.

Брат Владислава Цветкова Артём служил в Главном управлении МВД по Санкт-Петербургу. Павел Семёнов и Владислав Цветков знакомы как минимум с 2009 года, когда они вместе основали «клубный бренд Sound Boutique»: они оба тогда были диджеями.

Нагрудный знак МВД «За отличие в службе в особых условиях» в «инстаграме» (признан экстремистской организацией и запрещён на территории Российской Федерации) брата Цветкова
Нагрудный знак МВД «За отличие в службе в особых условиях» в «инстаграме» (признан экстремистской организацией и запрещён на территории Российской Федерации) брата Цветкова

Выходить сухими из воды основателям сети компаний позволяет не только отсутствие энтузиазма у правоохранителей, но и схема работы фирм, где основной удар принимают номинальные владельцы и директора. Также большой риск на простых работниках, ведь компании сетки по документам часто выступают просто посредниками между мастерами и клиентами: размещают рекламу, принимают звонки, передают информацию, а потом получают часть денег. Мастера в таком случае оформлены как самозанятые или индивидуальные предприниматели и все юридические риски несут сами. Но и они подстраховываются с помощью уловок.

— Обманутым клиентам редко удаётся добиться возмещения ущерба и наказания фирмы, — рассказал админ сообщества «Стоп Эксперт». — Зачастую самая главная проблема заключается в том, что клиент подписывает договор, и там сказано, что услуги были оказаны качественно и в полном объёме. И после этого уже сложно доказать, что услуги были некачественными и навязанными. Снять силу подписи можно, так как клиент обычно не способен профессионально оценить качество оказанных услуг, нужен другой профессионал, который может оценить по достоинству. Но для этого требуется экспертиза, а это время и деньги, которые могут и не окупиться. Сейчас много подобных фирм работает по схеме «Эксперта/ПКП». Полиция может помочь только в возврате взятой техники из ремонта. Дальше — гражданское правовое поле. Не нравится, как обслужили? Подавай в суд.

И когда все звенья этой цепочки подстраховались, клиенту очень трудно добиться справедливости.

Станислав из Энгельса нашёл мастера через «Авито». Проблема была в медленно работающем жёстком диске на компьютере.

— Мне ответили по телефону, что да, это мастер и что он сам лично приедет, но по факту, как выяснилось, пришёл не он, — рассказал Станислав.

Пришедший представился Олегом Колесниченко. Он вставил жёсткий диск в свой компьютер, что-то с ним сделал и сказал, что всё работает. Станислав заплатил более трёх тысяч рублей, и мастер ушёл. Но на следующий день диск не работал вообще.

— В итоге, когда я понял, что диск неисправен, начал звонить на тот же номер, указанный на сайте, — рассказал Станислав. — Там уже третий человек со мной разговаривал и говорил, что он лично приедет, но приехал вообще другой, и он тоже ничего не сделал.

Мастер Колесниченко оставил бумагу, где было указано, что тот оказывает услуги как самозанятый. Станислав ещё долго звонил по оставленным ему телефонам, но ничего не добился.

-10

Станислав обратился в полицию, но ему отказали в возбуждении дела: не нашли состава преступления. И хотя Станислав понимает, что за всей этой историей стоит какая-то фирма, он даже не знает её названия.

Сеть мастерских о которых мы рассказали, — лишь верхушка айсберга. В России сотни, если не тысячи компаний, которые используют различные способы обмана потребителей. Если вы на личном опыте столкнулись с одной из таких фирм, напишите нам: bazastory@gmail.com