Найти тему
Alebrio

Самая вопиющая лесть в истории живописи. Почему Тициан изобразил маркизу Изабеллу д’Эсте моложе на 40 лет и как она оценила его творчество?

Тициан Вечеллио (1477-1576) - итальянский художник эпохи Возрождения, за свою долгую жизнь написавший множество великолепных картин и внёсший значительный вклад в живопись. Он был изумительным колористом, умел замечательно работать со светом, и посредством его достоверно передавать любые эмоции персонажей своих картин, будь масштабная сцена на мифологический и религиозный сюжет или камерный портрет. Многие художники во все времена пытались на своих картинах отразить «колорит Тициана», но мало у кого он получался.

Даная
Даная

Его портреты отличались психологической глубиной, достоверностью и эмоциональностью, потому и самые знатные и богатые люди того времени охотно заказывали свои портреты Тициану — знали, тот напишет как нужно, и портрет будет не стыдно показать своим гостям и сохранить для потомков.

​Венера Урбинская
​Венера Урбинская

Но не всегда его портреты в точности соответствовали оригиналу, а небольшие приукрашивания были в порядке вещей — всё же в Средневековье люди далеко не всегда отличались хорошим здоровьем, а оспины и следы всевозможных кожных болезней на лице были обычным делом. Потому их обычно закрашивали, негоже же потомкам думать, что их знаменитый прадед так неважно выглядел. Но вот с портретом маркизы Изабеллы д’Эсте Тициан несколько перемудрил.

Она была одной из самых образованных женщин своего времени, коллекционировала картины, покровительствовала и лично общалась со многими художниками, что считалось тогда для них большой честью, а для маркизы своеобразным одолжением. Просто тогда художники находились на положении ремесленников, пусть способных и талантливых, но, в общем, обычных мастеровых, которые должны знать своё место и уж оно явно не рядом с господами.

Леонардо да Винчи. Изабелла д’Эсте. 1499.
Леонардо да Винчи. Изабелла д’Эсте. 1499.

Изабелла д’Эсте была знакома и с Леонардо да Винчи, который создал её портрет в молодости, правда, он больше похож на обычный рисунок, без знаменитого и крайне трудоёмкого сфумато, написанного множеством слоёв масляной краски, которое да Винчи применял в своих лучших и самых знаменитых работах, например, «Дама с горностаем».

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем

Тициан маркизу Изабеллу д’Эсте очень уважал, потому и решил угодить заказчику, написать её портрет так, чтобы он наверняка понравился. Даже не стал утруждать столь высокочтимую особу позированием, решил взять за основу её старые портреты. В итоге работа была сделана, портрет получился красивым, вот только когда она взглянула на него, то заявила: «портрет Тициана имеет столь привлекательный вид, что я и не помню, что когда-то была в том возрасте, как на этом портрете».

Тициан. Портрет Изабеллы д’Эсте.
Тициан. Портрет Изабеллы д’Эсте.

И действительно, на момент когда Тициан стал писать портрет прекрасной маркизы, ей исполнилось 60 лет, по Средневековым меркам возраст более чем почтенный, потому наверняка она и выглядела соответствующе своим годам. Если бы Тициан ей польстил в меру, написал портрет красивой, умудрённой жизнью достойной дамы, что он вполне был способен сделать, то заслужил бы похвалу и искреннюю благодарность маркизы. А так картина больше походила на карикатуру с запредельным уровнем лести, Изабелла д’Эсте была женщиной умной, потому и вместо восторгов ограничилась завуалированной насмешкой и критикой.

Возможно, это тенденции эпохи Возрождения, когда стали обращать внимание не только на духовную, но и на физическую красоту, а художники стали восхищаться ей в своих картинах. Например, Сандро Боттичелли написал первое настоящее ню за 1200 лет, с эпохи раннего Христианства.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.

Понятное дело, были и другие фрески и иконы, художники изображали нагую Еву, но это изображения исключительно религиозные и нравоучительные, без восхищения её красотой. Однако всё хорошо в меру, всё же срезать заказчице 40 лет — это явный перебор, и в дальнейшем художники хоть и льстили на своих портретах, но не так явно.

Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II.
Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II.

Например, наш замечательный художник Фёдор Рокотов написал портрет Екатерины II соответствующее её возрасту и особенностям внешности, даже не побоялся изобразить намёк на второй подбородок. Но всё равно она на нём величественная и благородная, истинная императрица и картину оценила по достоинству.

Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.

​Зачем Рафаэль написал зеленый занавес сверху на картине “Сикстинская мадонна” и по какой причине эту картину сослали в провинциальную Пьяче
ArtAlebrio3 декабря 2022

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.

-8