А Чжан Сюэлян, в свою очередь, после гибели отца отказавшись платить японцам по его счетам, взял курс на сближение с Чан Кайши.
Войска Чжан Сюэляна и поддержавшие его белоэмигранты в основном и участвовали в 1929 году в боевых действиях с пограничниками и Красной Армией.
6 апреля 1927 г. китайские власти устроили налет на помещение советского посольства в Пекине и арестовали всех его сотрудников вместе с семьями. Одновременно с нападением на советское посольство в Пекине происходят налеты на советские представительства в других китайских городах. Китайская полиция и белогвардейцы громят советские консульства, избивают и бросают в тюрьмы советских дипломатов. Ликвидируются советские представительства в Шанхае, Ханькоу, Ухане. 29 декабря 1928 г. на здании управления КВЖД в Харбине спущен первоначальный флаг КВЖД (пятицветное полотнище Китайской Республики верху и красное советское знамя внизу) и поднят флаг Гоминьдана – белое солнце на синем фоне.
*****
С середины 1928 г. действия китайской стороны стали проходить под лозунгом борьбы против «красного империализма».
27 мая 1929 г. был совершен налет на генконсульство СССР в Харбине, которое в то время возглавлял герой Гражданской войны на Дальнем Востоке Б.Н. Мельников.
Арестовали всех посетителей, которые находились в диппредставительстве.
Генконсула Мельникова и его сотрудников задержали на шесть часов, замглавы диппредставительства Знаменский получил тяжелые увечья. Советский Союз направил Китаю ноту протеста, в которой предостерегал соседей «от испытания долготерпения правительства Союза Советских Социалистических Республик». Предупреждению Китай не внял.
В июне того же года в Нанкине состоялось совещание Чан Кайши с бывшим послом в Москве Чжу Чаоляном о КВЖД, а в начале июля на совещании китайского генералитета, проходившем в Пекине под председательством Чан Кайши, было принято решение о захвате дороги.
Это решение было негласно поддержано, в первую очередь, САСШ и Японией.
******
«Известия» 30 июня 1929 г. сообщали, что только САСШ ввезли в страну военного снаряжения на сумму свыше 100 млн. долларов.
Но подтолкнул Чжан Сюэляна к войне с СССР точно Чан Кайши. Известно его выступление на заседании ЦИК Гоминьдана 15 июля 1929 года. В нем президент Китая заявлял: «Цель нашей программы — уничтожение неравноправных договоров», «красный империализм является более опасным, чем белый».
В начале июля 1929 г. на станцию Пограничная прибыло 10 эшелонов с китайскими войсками (до 6 тыс. человек), 44 орудия и 4 бронепоезда. Китайские солдаты стали грабить советских железнодорожников и издеваться над ними.
Среди бела дня солдатами была публично изнасилована 14-летняя девочка — дочь железнодорожника.
10 июля 1929 г. по приказу центрального правительства в Пекине войска Чжан Сюэляна захватили телеграф КВЖД по всей линии, закрыли торгпредство и другие хозучреждения СССР.
Совслужащих изгнали с дороги, заменив их белоэмигрантами.
*****
Были разгромлены профессиональные и кооперативные организации, арестованы более 200 граждан СССР, а около 60 человек, в том числе управляющий и его помощник, были высланы за пределы Китая.
Совправительство отозвало из Пекина всех дипломатических, консульских и торгпредов, а также всех совработников КВЖД.
Гоминдановскому послу в Москве было предложено покинуть СССР. Железнодорожная связь с Маньчжурией была прервана.
«Продолжающие поступать сведения всё с большей ясностью выявляют энергичную планомерную и всестороннюю подготовку китвласти к войне», — сообщали военные из Сибири Клименту Ворошилову летом 1929 года о ситуации в Маньчжурии.
Одновременно Чжан Сюэлян привел в боевую готовность свои войска и отряды русских белоэмигрантов и придвинул их к советской границе. Из частей китайской национальной революционной армии для противостояния с РККА была сформирована «Армия обороны Северо-Восточных рубежей".
*****
13 июля 1929 г. советское правительство заявило протест по поводу этих незаконных действий и обратило внимание «мукденского правительства и национального правительства Китайской Республики на чрезвычайную серьезность положения, которое создано этими действиями».
Захват дороги и разрыв отношений не могли не сказаться на состоянии КВЖД и общем положении северо-востока Китая.
Так, в январе 1928 г. на КВЖД имелось 513 паровозов, 11 259 товарных и 714 пассажирских вагонов, работало до 30 тысяч рабочих и служащих, из которых 17 тысяч были подданными Китая, а 13 тысяч . — совгражданами.
Ежегодный грузооборот дороги - до 5 млн. тонн, количество перевезенных пассажиров - 4 млн. человек, а ежегодная чистая прибыль в 1924—1929 гг. колебалась в среднем между 15— 20 млн. рублей.
15 августа 1929 г. в заявлении Совправительства отмечалось: «Массовое увольнения, замещение постов случайными людьми, хозяйничанье на дороге военных властей, привело к полному развалу всего хозяйства КВЖД». И ведь кадров - заместить изгнанных - все равно недоставало.