На российском автомобильном рынке происходит усиленная «китаизация», следствием которой становится упрощение его структуры. Фактически, он стремится к двум большим сегментам. С одной стороны это отечественный сегмент с явным доминированием продукции АвтоВАЗа, и китайский, состоящий из избранного числа марок. Примечательно, что и на других региональных рынках мира, экспансия китайских марок вызывает шок и трепет автомобильных боссов.
Особую тревогу почувствовали наши западные соседи в Европе. Они увидели медленную экспансию китайских брендов. Пока доля китайцев невелика, но угроза с каждым годом все сильнее. Генеральный директор компании Stellantis Карлос Таварес (марки Peugeot, Citroen, Opel, FIAT, Jeep, Lancia, Alfa Romeo) охарактеризовал конкуренцию со стороны китайских производителей как "чрезвычайно жестокую", а китайское давление назвал "вторжением". Он также сказал, что западные автопроизводители должны использовать то же оружие, что и их китайские конкуренты - приобретать запчасти в странах с более низкой стоимостью и вступать в партнерские отношения с поставщиками аккумуляторов, которые предлагают наилучшие условия.
В этом плане показателем пример марки MG, которая буквально ворвалась на европейский автомобильный рынок. Когда-то это был британский бренд, но теперь это составная часть китайского концерна SAIC, одного из крупнейших OEM-производителей в Поднебесной. В первом полугодии 2023 года ее продажи превысили 104 тыс., MG превзошла по продажам другие крупные бренды, такие как Mini, Cupra и Jeep. MG специализируется на электрокарах и предлагает их на Старом континенте.
Впрочем, доля других китайцев пока слишком мала. Но лиха беда начало. Данные JATO показывают, что из 26 автомобилей китайского производства, которые продаются в Европе, 43 101 единица были зарегистрированы в первое полугодие 2023 года, что составляет всего 0,66% доли рынка. Но если включить в этот список MG, рыночная доля китайских OEM-производителей составит 2,25%, или 147 394 единицы.
Табл. 1 ТОП-25 марок на европейском рынке в первую половину 2023 года.
Кстати, можно вспомнить и аналогичную экспансию японских и корейских автопроизводителей, которая растянулась на период с 80-ых по 00-ые годы. Сегодня самым успешным японцем, конечно же, выглядит на рынке Старого континента Toyota Motors, находящийся на второй ступени европейского рейтинга. Менее успешен Nissan, занявший лишь 17 строчку. Еще меньший успех сопутствовал Mazda и Suzuki. Корейцы хотя и не вошли в первую десятку, но держат 11 и 12 строчки рейтинга.
Впервые в истории рынка Старого континента лидером стал электрокар. Это модель Tesla Model Y. Он сумел даже немного подвинуть бюджетник Dacia Sandero.
Табл.2 ТОП-25 моделей на европейском рынке в первую половину 2023 г.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz