("Схватка с дьяволом", Sympathy for the Devil, 2023, США)
Нет, всё-таки бывших трудоголиков, как и других "голиков", тоже, видимо, не бывает.
Вот и самый знаменитый страдалец этой болезнью в Голливуде, Николас Кейдж, похоже, взялся за старое. Едва отщёлкав револьверным бойком в "Отзвуках прошлого" и клыками Дракулы в "Ренфилде", он уже вновь щелкает перед нами бойками пистолета и револьвера в "Схватке с дьяволом". Причем со всё той же "вампирской" экспрессией. Так, словно рабочего темпа "3 фильма за полгода" Кейджу недостаточно, или он панически боится, что его опять начнут обзывать Унылым Клеткиным.
Одно утешает: данное в начале 2020-х нам слово Николай Августович всё-таки держит. И, пусть снова зачастив с ролями, он выбирает их не по принципу "Согласен! А о чём ваше кино-то вообще?", а всё-таки сначала надевая очки и читая сценарий. Благодаря чему буквально за минувшую пару лет народная примета 2010-х "Видишь Кейджа на постере - проходи мимо", вновь стала недействительна. А само его участие в картине - явным признаком того, что она как минимум заслуживает внимания.
Также отрадно, что Николас не гнушается работать с ранее незнакомыми ему режиссерами и экранными напарниками; трудно в это поверить с его послужным списком, но таковые уникумы в мире ещё остались. А у этих даже имена звучат почти одинаково: Юваль и Юэль. Причем первый, режиссер Адлер ("Связной", сериал "Стрелок"), был импортирован Голливудом из Израиля. А другой, шведский актер Киннаман ("РобоКоп", "Шальные деньги 1-2-3" и мн. др), хоть и имеет второе американское гражданство, но имя своё велит произносить так, как это делали его папа и мама. Хотя, конечно, загадать желание, работая в компании Юваля и Юэля, у Кейджа не выйдет, ибо эти двое всё-таки не тезки, и пишут свои имена по-разному.
История, которую сочинил для Юваля, Юэля и Коляна неведомый миру сценарист Люк Парадайз, подозрительно напоминает жестко-нуарного "Соучастника" Майкла Манна. И там, и тут - похожий ночной город, и те же контрастные персонажи в легковой машине: простой очкарик-водила Дэвид и взявший его в заложники, чокнутый пассажир (Киннаман и Кейдж). У второго, правда, нет имени, зато тоже есть отнюдь не игрушечный "ствол" в кармане. Тот, что вскоре упрется в Дэвиду в башку и отправит их с Пассажиром в рисковое приключение по окрестностям Лас-Вегаса.
Впрочем, надо отдать должное творцам "Схватки с дьяволом": по мере ее просмотра все ассоциации с "Соучастником" исчезнут, а развязки у этих историй и подавно разные. Да и холерически дерганый Пассажир Кейджа в красном пиджаке и с красными "попугайскими" волосами - абсолютная "не родня" манновскому хладнокровному киллеру Винсенту в исполнении Тома Круза.
Кстати, здесь Николас не стал мудрствовать лукаво и просто тряхнул стариной, впав в ностальгию по своим звездным 90-м. А именно - вспомнил своего Кастора Троя из легендарного "Без лица", до того момента, как этот образ у него по сюжету перехватил Траволта. Получилось, может, и не столь эффектно, как в фильме Джона Ву, но, скажем начистоту: пусть лучше герои Кейджа и дальше "косят под классику", фонтанируя неуемной энергией. Потому что эксцентрично-злодейские роли ему и по сей день куда более к лицу, чем роли банальных "хорошистов".
Главный герой "Схватки с дьяволом" Дэвид тоже никакой не таксист, а обычный мужик, вдобавок спешащий в роддом к своей рожающей жене. И ведь, как пить дать, он туда успел бы. Да только не судьба: прямо возле больницы к нему в машину вдруг запрыгнул поддатый и явно неадекватный чудик с крашеными под цвет томатного сока волосами.
Подобная встреча выглядела в чудиконасыщенном Лас-Вегасе вполне обыденно. Но вот именно здесь и сейчас она была для Дэвида столь же желательна, как расстройство желудка или гремучая змея у него в бардачке. О чем он без обиняков и сообщил незнакомцу, едва тот дыхнул на него неэстетичным перегаром и сказал: "Поехали!".
Однако контрдоводы водителя прозвучали как-то неубедительно. И Пассажир продолжил настаивать, только теперь подкрепил свою просьбу демонстрацией револьвера.
Что ж, крыть столь убедительный аргумент Дэвиду было нечем. Не желая, чтобы его ребенок осиротел в свой первый же день рождения, он подчинился. И покатили они с красноволосым типом неведомо куда, сначала по ночному Лас-Вегасу, а затем по его окраинам, ведя не шибко лицеприятную беседу под бульканье виски, что попивал между делом захватчик.
В ходе их разговора и был задан Дэвиду животрепещущий вопрос: "Ты меня уважаешь?" "Да кто ты ващще такой?". А всё потому, что Пассажир находился в странной уверенности, что водителя зовут вовсе не Дэвидом. Более того - злыдень поставил перед собой задачу, чтобы Дэвид-не-Дэвид сознался ему в этом сам. Либо по-хорошему, чистосердечно, либо, так уж и быть, по-плохому, под давлением обстоятельства калибра .44...
***
В общем, достойным перебежчиком в Голливуд оказался этот Юваль Адлер. Хотя бы в том плане, что не каждому режиссеру удается "растормошить" на съемочной площадке Николаса Кейджа. Затем, чтобы он, перефразируя пионерскую речёвку, вспыхнул и горел, а не все съемки, мерцая, тлел.
Адлеру, как видим, это удалось. Равно как историю он нам "натриллерил" довольно своеобразную, хотя и не слишком запутанную. Но, благодаря приданию ей кое-какой художественной стильности, и безостановочному "отжигу" Кейджа, эти 1,5 часа пролетают ярко и нескучно. Конечно, при условии, что вы не озверелый фанатик мелодрам, предавший анафеме все триллеры и боевики на свете.
Иными словами, дядя Коля вновь молодец, разве что его усилившаяся частота появления на экране в 2023-м опять начинает настораживать. Однако, пока он продолжает "держать марку", претензий к нему нет. И если его очки, в которых он читает сценарии, останутся такими же хорошо протёртыми - ладно, пусть играет и в 5-6 фильмах в год, жалко нам, что ли?
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):