(The Operative, 2019, США)
Если у шпионской кинопопсы в 2010-х в целом дела обстоят неплохо ("Взрывная блондинка", "22 мили", "Союзники", "Красный воробей", "Профессионал", Бондиана, Борниана и мн. др.), то на ниве серьезных фильмов про шпионов урожайность далеко не первый год весьма квёлая. И помимо экранизаций книг патриарха жанра, Джона Ле Карре ("Шпион, выйди вон", "Самый опасный человек", "Такой же предатель, как и мы"), можно вспомнить разве что "Цель номер один" Бигелоу, "Сноудена" Стоуна да "Операцию "Арго"" Аффлека - вот вроде бы и все скупые радости для поклонников "жизненных" историй про разведку и контрразведку.
"Связной" Юваля Адлера - тоже кино достаточно серьезное и, бесспорно, заслуживающее внимания вышеназванной категории зрителей. В том числе по той причине, что книга "The English Teacher", по которой оно снято, написана матерым израильским разведчиком Ифтахом Райхер-Атиром, участником множества боевых операций, включая знаменитый рейд на Энтеббе, дослужившимся в итоге до звания бригадного генерала. Что уже говорит в пользу этой картины лучше всех обзоров и рекомендаций, даже если Ифтах рассказал нам целиком и полностью выдуманную историю. Что мы, разумеется, проверить не в силах, но даже если так, написана она по реалистичным канонам Ле Карре и согласно им же экранизирована. А это означает, что кроме психологической драмы и скупой лирики, нам также покажут много технических "фишек" из арсенала современного шпиона, работающего в "поле", а не в чистом комфортном офисе.
А начинается всё с того, что израильская разведка Моссад внезапно теряет из виду своего важного агента Рэйчел (Дайан Крюгер). Которая знает слишком много секретов, так что её исчезновение при всём желании нельзя счесть заурядной неприятностью. Вдобавок, прежде чем испариться, Рэйчел позвонила своему куратору Томасу (Мартин Фримен) и сказала всего одну, но крайне загадочную фразу: "У меня умер отец. Опять". После чего бросила трубку, оставив недоуменного Томаса гадать, что же всё это, блин, значило.
Впрочем, биться над этой загадкой в одиночку ему не пришлось при всём желании. Вскорости пенсионера Томаса взяли на кукан его бывшие коллеги из Моссада и, усадив того в жесткое кресло, спросили: "Чо это за нафиг-то, а, братан?". "Погодь, пацаны, - ответствовал Томас, - Ща всё разрулим четко по пунктам!".
И пошел ветеран разведки вспоминать, как он натаскивал и вводил в "бизнес" тогда еще простую девушку Рейчел, которой довелось поработать много где и даже.... на подхвате у киллера (самая крутая сцена фильма)! Но самое главное её задание являло собой засовывание палок в колеса иранской ядерной программе. Ради чего ушлая деваха ввинтилась в мусульманское общество с ловкостью глиста, обживающего кишечник невинного млекопитающего.
Однако - как и положено по закону жанра! - "вдруг что-то пошло не так". И вот однажды Рейчел стало невмоготу оставлять за собой трупы невинных граждан, что мешали ей делать её разведческую работу. После чего девушка нахмурилась, пошла вразнос, ну и...
А дальше попрёт самая интересная часть фильма, которую вы оцените по заслугам уже сами... Если, конечно, вам нравятся шпионские триллеры, где герои - живые эмоциональные люди, а не болванчики, что хладнокровно навинчивают на свои пистолеты глушители и пускают их в ход при каждом удобном случае.
***
В общем, приятное душещипательное кино, способное порадовать поклонников маэстро Ле Карре, пусть даже он не имеет никакого отношения к этой занимательной шпионской истории. Как бы то ни было, впечатления от фильма остаются довольно-таки неплохие. Да и актёрская игра в нём искрит на самом высоком уровне, что тоже радует и даёт повод сказать "респект и уважуха!" его создателям.