("Соучастник", Collateral, 2004, США)
Конечно, прав был Майкл Манн, когда после "Схватки" (1995) начал повышать градус серьезности своих фильмов. И "Свой человек", и "Али" (1999 и 2001), были сняты на основе реальных драматических событий, заработали уйму номинаций на авторитетные премии, включая Оскары...
...Но вот дальше этих номинаций оба они так и не ушли. Да и в прокате даже не отбили свои бюджеты, к слову сказать, немалые.
Досадно. Особенно на фоне надежд поклонников, всё еще ждавших от Манна что-нибудь "схваткообразное".
Хотя к своей коронной теме криминально-полицейского жесткача Манн еще вернется, но позже, в "Полиции Майами: Отделе нравов" и "Джонни Д". А в 2004-м в "Соучастнике" он произвел довольно неожиданное творческое телодвижение: выкрасил суперзвездному Тому Крузу волосы "под седину" и снял его в крайне не типичной для него роли злодея-киллера. Тогда как роль хорошего парня досталась менее известному в ту пору Джейми Фоксу, сыгравшему в этом противостоянии, однако, не копа, а... простого таксиста из Лос-Анджелеса.
Всё остальное тем не менее было по-манновски узнаваемо: бледнокрасочная мрачная "картинка", резкие и жестокие сюжетные выверты, красивые диалоги, где любящие слегка пофилософствовать, герои раскрывают нам свои характеры... И, конечно, никуда не делись громкие и раскатистые звуки стрельбы, без чего стремящийся к "этому... как его... рыализьму" Манн уже не мог к тому времени обходиться.
Правда, сюжет в "Соучастнике", при всей своей интересности, получился довольно надуманным и с опухшими ушами, за которые его частенько вытягивают из болота.
Основная претензия к нему: лишь ближе к развязке у таксиста Макса появляется внятный стимул вмешаться в дела киллера Винсента. А до этого мотивация у Макса болтаться в паре с мокрушником выглядит малоубедительно. При том, что он не всегда находился на мушке винсентова пистолета, не походил на заложника и имел шансы выскочить из своего такси, чтобы задать деру. Неважно, куда - лишь бы поскорее удрать с линии его огня. На что у Макса явно хватило бы духу, судя по его неробкому поведению в дальнейшем.
Тем не менее зная, кто такой Винсент уже после первого совершенного тем убийства, Макс слишком долго ничего не предпринимает, что само по себе становится странным и подозрительным.
Винсент тоже по меркам многоопытного киллера-аса любит порисоваться перед своими жертвами и поразглагольствовать. А также почему-то доверяется первому встречному таксисту - наиболее слабому звену в его сегодняшней киллерской стратегии.
Ну да ладно, раз уж именно такое художественное допущение заложено в основу сюжета, то без него и картины бы не было. Или приключения Макса и таскающего его за собой по ночному Лос-Анджелесу, Винсента оказались бы чересчур короткими, а Манну снимать короткометражку явно не хотелось.
Однако и банальных неряшливостей в "Соучастнике" достаточно. Например, когда однажды к Максу сначала подкатили четверо "гопников", а в последующей разборке с ними Винсента их почему-то осталось лишь двое. Куда бесследно испарилась половина? Дивная режиссерская магия, не иначе.
Да и везение героев, разъезжающих на разбитом такси, за которым уже охотятся копы и чей номер они знают, тоже из разряда феноменальных. Особенно после того, когда их уже один раз остановили прямо на выезде с места первого преступления.
Всё это, конечно, досадно было видеть в картине прежде аккуратного Манна, но мастерство не пропьешь. И художественных достоинств у "Соучастника" оказалось больше, чем логических натяжек, а интересность и напряжение компенсировали все местные глупости. И пусть с Оскарами Майкла вновь традиционно продинамили, в этот раз ему хотя бы не пришлось краснеть за кассовые сборы. Разве только спасибо за них надо поделить по-честному между Манном и Крузом, ведь армия поклонников второго уж точно была для фильма нелишней.
***
В общем, не лучший фильм о суровых буднях простого таксиста, но как яркий образец надуманного, но интересного триллера "Соучастник" Манна в историю кино 2000-х вошел. И заодно он примечателен тем, что Круз выдал в нем рекордный минимум своих улыбок - и максимальный треск в ломке шаблона собственных персонажей, по крайней мере на тот момент.
Поэтому так или иначе, но этой манновской картине повезло куда больше, чем его же "Киберу" в 2010-е - наверное, самой малоизвестной его работе, о существовании которой, похоже, знают даже не все поклонники режиссера.
P. S. Любопытно было наткнуться в "Соучастнике" на Джейсона Стэйтема и Хавьера Бардема. Причем Стэйтем, если верить слухам, промелькнул здесь в камео своего Фрэнка "Перевозчика" Мартина, правда, в финальных титрах он отмечен лишь как Airport Man, без каких-либо имен собственных.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):