Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Замкнутый Круз. Оригинальный триллер от создателя "Схватки"

("Соучастник", Collateral, 2004, США) Конечно, прав был Майкл Манн, когда после "Схватки" (1995) начал повышать градус серьезности своих фильмов. И "Свой человек", и "Али" (1999 и 2001), были сняты на основе реальных драматических событий, заработали уйму номинаций на авторитетные премии, включая Оскары...
...Но вот дальше этих номинаций оба они так и не ушли. Да и в прокате даже не отбили свои бюджеты, к слову сказать, немалые.
Досадно. Особенно на фоне надежд поклонников, всё еще ждавших от Манна что-нибудь "схваткообразное". Хотя к своей коронной теме криминально-полицейского жесткача Манн еще вернется, но позже, в "Полиции Майами: Отделе нравов" и "Джонни Д". А в 2004-м в "Соучастнике" он произвел довольно неожиданное творческое телодвижение: выкрасил суперзвездному Тому Крузу волосы "под седину" и снял его в крайне не типичной для него роли злодея-киллера. Тогда как роль хорошего парня досталась менее известному в ту пору Джейми Фоксу, сыгравшему в этом противостоянии, однако,

("Соучастник", Collateral, 2004, США)

Конечно, прав был Майкл Манн, когда после "Схватки" (1995) начал повышать градус серьезности своих фильмов. И "Свой человек", и "Али" (1999 и 2001), были сняты на основе реальных драматических событий, заработали уйму номинаций на авторитетные премии, включая Оскары...
...Но вот дальше этих номинаций оба они так и не ушли. Да и в прокате даже не отбили свои бюджеты, к слову сказать, немалые.
Досадно. Особенно на фоне надежд поклонников, всё еще ждавших от Манна что-нибудь "схваткообразное".

Надо полагать, его схожесть с легендарным комиссаром Каттани здесь чисто случайная. Или нет?
Надо полагать, его схожесть с легендарным комиссаром Каттани здесь чисто случайная. Или нет?

Хотя к своей коронной теме криминально-полицейского жесткача Манн еще вернется, но позже, в "Полиции Майами: Отделе нравов" и "Джонни Д". А в 2004-м в "Соучастнике" он произвел довольно неожиданное творческое телодвижение: выкрасил суперзвездному Тому Крузу волосы "под седину" и снял его в крайне не типичной для него роли злодея-киллера. Тогда как роль хорошего парня досталась менее известному в ту пору Джейми Фоксу, сыгравшему в этом противостоянии, однако, не копа, а... простого таксиста из Лос-Анджелеса.

Всё остальное тем не менее было по-манновски узнаваемо: бледнокрасочная мрачная "картинка", резкие и жестокие сюжетные выверты, красивые диалоги, где любящие слегка пофилософствовать, герои раскрывают нам свои характеры... И, конечно, никуда не делись громкие и раскатистые звуки стрельбы, без чего стремящийся к "этому... как его... рыализьму" Манн уже не мог к тому времени обходиться.

Правда, сюжет в "Соучастнике", при всей своей интересности, получился довольно надуманным и с опухшими ушами, за которые его частенько вытягивают из болота.
Основная претензия к нему: лишь ближе к развязке у таксиста Макса появляется внятный стимул вмешаться в дела киллера Винсента. А до этого мотивация у Макса болтаться в паре с мокрушником выглядит малоубедительно. При том, что он не всегда находился на мушке винсентова пистолета, не походил на заложника и имел шансы выскочить из своего такси, чтобы задать деру. Неважно, куда - лишь бы поскорее удрать с линии его огня. На что у Макса явно хватило бы духу, судя по его неробкому поведению в дальнейшем.
Тем не менее зная, кто такой Винсент уже после первого совершенного тем убийства, Макс слишком долго ничего не предпринимает, что само по себе становится странным и подозрительным.

- Шеф! Гони в булочную!
- Шеф! Гони в булочную!

Винсент тоже по меркам многоопытного киллера-аса любит порисоваться перед своими жертвами и поразглагольствовать. А также почему-то доверяется первому встречному таксисту - наиболее слабому звену в его сегодняшней киллерской стратегии.

Ну да ладно, раз уж именно такое художественное допущение заложено в основу сюжета, то без него и картины бы не было. Или приключения Макса и таскающего его за собой по ночному Лос-Анджелесу, Винсента оказались бы чересчур короткими, а Манну снимать короткометражку явно не хотелось.
Однако и банальных неряшливостей в "
Соучастнике" достаточно. Например, когда однажды к Максу сначала подкатили четверо "гопников", а в последующей разборке с ними Винсента их почему-то осталось лишь двое. Куда бесследно испарилась половина? Дивная режиссерская магия, не иначе.
Да и везение героев, разъезжающих на разбитом такси, за которым уже охотятся копы и чей номер они знают, тоже из разряда феноменальных. Особенно после того, когда их уже один раз остановили прямо на выезде с места первого преступления.

Всё это, конечно, досадно было видеть в картине прежде аккуратного Манна, но мастерство не пропьешь. И художественных достоинств у "Соучастника" оказалось больше, чем логических натяжек, а интересность и напряжение компенсировали все местные глупости. И пусть с Оскарами Майкла вновь традиционно продинамили, в этот раз ему хотя бы не пришлось краснеть за кассовые сборы. Разве только спасибо за них надо поделить по-честному между Манном и Крузом, ведь армия поклонников второго уж точно была для фильма нелишней.

Вот вы говорите, что чернокожие не изобретают ноу-хау. Да вы только гляньте, сколько они навыдумывали тактических стоек для стрельбы из пистолета!
Вот вы говорите, что чернокожие не изобретают ноу-хау. Да вы только гляньте, сколько они навыдумывали тактических стоек для стрельбы из пистолета!

***

В общем, не лучший фильм о суровых буднях простого таксиста, но как яркий образец надуманного, но интересного триллера "Соучастник" Манна в историю кино 2000-х вошел. И заодно он примечателен тем, что Круз выдал в нем рекордный минимум своих улыбок - и максимальный треск в ломке шаблона собственных персонажей, по крайней мере на тот момент.
Поэтому так или иначе, но этой манновской картине повезло куда больше, чем его же "
Киберу" в 2010-е - наверное, самой малоизвестной его работе, о существовании которой, похоже, знают даже не все поклонники режиссера.
P. S. Любопытно было наткнуться в "Соучастнике" на Джейсона Стэйтема и Хавьера Бардема. Причем Стэйтем, если верить слухам, промелькнул здесь в камео своего Фрэнка "Перевозчика" Мартина, правда, в финальных титрах он отмечен лишь как Airport Man, без каких-либо имен собственных.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):