(2014, США)
Так-тааак! А что это тут у нас такое, двухчасовое и набитое кинозвездами, одетыми в стиле послевоенного СССР? Неужто опять их бездуховный Голливуд дотянулся до нашего кровавого Сталина?
Ну... почти. Пускай самого Сталина тут нет, но эта история происходит за год до его смерти, так что его эпоха представлена в "Номере 44" во всей красе... Вернее говоря, в той "красе", какой ее рисует воображение режиссера Даниэля Эспиносы ("Код доступа: Кейптаун", "Шальные деньги", "Живое"). Хотя в целом, надо отдать ему должное, картинка у фильма симпатичная и щедрая на детали. Не всегда уместные, а зачастую смешные (вроде шинельных пуговиц на петлицах вместо знаков отличия; несоответствия званий героев их погонам; не умеющего читать (!) чекиста или начальника, расстреливающего подчиненного прямо у себя в кабинете), но художники здесь выложились по полной. Куда бы ни занесло героя по велению сюжета - в осажденный Рейхстаг, на Лубянку, в трущобы, в провинцию, в метро, на вокзал, в товарный вагон с арестантами, на завод, - его окружают колоритные декорации и хорошо проработанная массовка. Особая гордость картины - автомобили. Не могу сказать, все ли они имеют отношение к советскому автопрому, но машин той эпохи здесь собрали впечатляющую коллекцию.
Однако на этом похвалы "Номеру 44" заканчиваются. Потому что кроме картинки, декораций, костюмов, автомобильчиков-паровозиков и знакомых актерских лиц больше ничего смотрибельного тут нет. Сюжет? Честно говоря, сама по себе идея забацать маньячный триллер про "альтернативного Чикатило" в антураже сталинского СССР была неплоха. Вот только оценить ее красоту не выйдет, так как фильм начинает сходу выплескивать вам на голову одну глупость за другой. Перво-наперво авторы вдруг заставили главных героев водружать знамя над Рейхстагом, хотя их фамилии были вовсе не Егоров и не Кантария. Очевидно, чтобы мы поняли, что впереди нас ждет махровое фэнтези, и больше ни к чему не придирались. Ага, ишь губу раскатали! После такого вступления даже самые ленивые критики расчехлили свои кастеты и пошли в контратаку. Тем более, что местная логика не затормозила на одной ахинее и сразу же подбросила новую, еще более эпическую.
Кто бы мог подумать, что при Сталине в СССР не расследовали убийства! А всё потому что в этой фэнтезийной вселенной товарищ Сталин заявил, что убийства - пороки буржуазного общества и у нас их не может быть в принципе. Ну супер! Жеглов с Шараповым рыдают крокодильими слезами от умиления... Но гораздо хуже иное: дальнейшее развитие сюжета и его главные конфликты танцуют от этой феерической глупости. И все проблемы герой огребает лишь по одной причине - раз нет убийств, то и расследовать их начальство запрещает. И вот, чтобы банально пойти и выследить маньяка-педофила, герой со своей женой сначала проходят через все круги ГБ-шного ада, пытаясь доказать Системе, что убийства в стране Советов все-таки происходят, что бы там ни твердил у себя в Кремле наш любимый усатый тиран.
Да твою-то!...(Далее следует поток нецензурной брани, воспроизводить которую автору запрещают правила данного электронного сервиса)...
Фух, выругался. Кажись, малость полегчало...
После всей этой ахинеи говорить про хрестоматийные клюкво-ляпы уже неохота, но придется. Надо ли удивляться, что авторы фильма понятия не имеют о том, что русские имена тоже можно произносить в уменьшительно-ласкательной форме? Представьте себе, за весь фильм главный герой ни разу (!) не называет жену ни Раей, ни Раечкой, а лучшего друга - Лёшкой или Лёхой. И даже в неофициальной дружеской обстановке он обращается к ним, блин, словно на партсобрании! Спасибо, что хоть "товарищ" при этом не добавляет. Но особо повеселили фамилии стукача Сукова, предателя родины Бродского и маньяка-педофила Малевича. Да какие еще доказательства их вины были нужны герою? Хватило бы всего лишь им в паспорта заглянуть, и всё сразу стало бы ясно.
***
В общем, тот редкий случай, когда кассовому провалу фильма радуешься так, что аж хочется тяпнуть по этому поводу коньяка. И, кстати, я был против того, что эту картину запретили к прокату по России. Зря, очень зря! Во-первых, я с трудом представляю, что кто-нибудь воспринимал бы всерьез это смешное альтернативно-историческое фэнтези. А, во-вторых, раз уж наш МинКульт так старательно катит бочку на Голливуд, то нельзя же прятать от народа худшие образчики забугорной кинопродукции. Как раз наоборот, их надо крутить на каждом углу и по всем телеканалам, чтобы народ показывал на них пальцем и хохотал до упаду.
Недоработачка, товарищ Мединский. Надеюсь, впредь такое не повторится.