Найти тему
Павел Айдаров

О различии искусства, зрелища и развлечения

Искусство. Зрелище. Развлечение. Все эти понятия являются умозрительными — в том смысле, что только усвоив значение каждого из них, мы начинаем видеть то, что они означают. В обратном же случае человек попросту не отличает одно от другого, для него эти понятия смешиваются воедино и применяются зачастую к одному и тому же. Вместе с тем обозначаемое этими понятиями может пересекаться между собой, образовывая друг с другом одно целое. Но даже в этом случае что-то обязательно должно выходить на первый план — либо развлекательность, либо зрелищность, либо искусство; в противном случае произведение просто-напросто лишается выразительности, которая является важнейшим условием человеческого восприятия: выразительное воспринимается намного легче и лучше, нежели невыразительное. Перейдём теперь к значению каждого из названных понятий.

Зрелище. К таковому относится всё, что притягивает взор. А притягивает взор, главным образом, либо что-то необычное, выбивающееся из рамок будничной жизни, либо что-то яркое, красочное. Зрелище воздействует исключительно на глаза, что и подчёркивается его близостью со словом «зрение». К категории зрелища относятся разного рода шоу-программы, напичканные множеством спецэффектов; фильмы с супергероями, большим числом драк и стрельбы. Вместе с тем к данной категории можно отнести и вообще всё то, что притягивает сильно повышенное внимание, даже если речь не идёт о взоре: сюда относятся, например, литературные произведения, нашпигованные захватывающими сценами, — их ещё пренебрежительно называют «чтивом».

Повышенной зрелищностью зачастую пытаются прикрыть внутреннюю пустоту произведения.

Развлечение. Характеризуется целенаправленным воздействием на эмоциональную сферу, при том непременном условии, что эмоции вызываются только положительные. Положительные эмоции человек испытывает и в обычной жизни, но они зависят от обстоятельств. При развлечении же вызов таких эмоций производится искусственно. Их можно разделить на два главных вида. В основе первого лежит такое эмоциональное проявление как смех. При смехе человек избавляется от невостребованной энергии, испытывая тем самым чувство облегчения, что само по себе доставляет удовольствие. Основу второго вида составляет также энергетический принцип: изначально вызывается тот или иной интерес, а потом он удовлетворяется; возникновение интереса — это возникновение энергии, удовлетворение интереса — его разрядка. Эта разрядка приносит в той или иной мере удовлетворение, вызывающее тем самым положительные эмоции. Например, в начале детектива у человека возникает интерес: «А кто же является преступником?», в конце детектива даётся ответ на это вопрос. Сюда же относятся всякого рода игры, где изначально результат непредсказуем, а когда он становится известным, то интерес удовлетворяется. Одним словом, область развлечений — это область комедийного и интересного.

Искусство. Прежде всего, искусство есть сфера возвышенного, в то время как зрелище и развлечение могут относиться к сфере низменного. Вместе с тем искусство производит впечатление эстетическое, представляя собой высшую его степень — прекрасное. Прекрасное не следует путать с красивым: прекрасной может быть и драма, и комедия, и трагедия; прекрасным может быть роман, картина, фотография, выступление того или иного артиста. Если «красивым» называется то, чья эстетическая привлекательность сразу бросается в глаза, то прекрасное изначально скрыто от поверхностного взгляда, его нужно уметь разглядеть. Очень часто настоящие произведения искусства люди первоначально либо не принимают, либо не замечают, и лишь потом, усматривая наконец-то в них всё больше и больше идею прекрасного, начинают ценить. Эффект таких произведений не сиюминутный (как у развлечения или зрелища), а долговременный, и постоянно возвращаясь к такому произведению, человек может открывать в нём всё новое и новое. Именно потому настоящие произведения искусства живут веками. Искусство человек созерцает. Испытывая же его воздействие, он не кричит «Вау!!!» Пришедшим к нам с запада «вау» могут оцениваться лишь зрелища и развлечения. «Вау» — это эмоции, восторг а в чистом искусстве нет эмоций, а есть эстетическое наслаждение.

Изображение от macrovector на Freepik

Противопоставление искусства, зрелища и развлечения нашло своё место и в классической литературе. Наиболее яркий пример — вступительный пролог к поэме Гёте "Фауст". Здесь противопоставляются три позиции: поэта, директора и комика. Поэт жаждет искусства, директор — зрелища, комик — развлечения.

В разных видах того, что принято называть «видами искусства» существует разный потенциал взаимодействия искусства, зрелища и развлечения. В наиболее чистом виде искусство представлено, пожалуй, в живописи и скульптуре. В фотографии больший потенциал искусства, несомненно, имеет чёрно-белая фотография. Цвет же фотографии отвлекает от смысла (если таковой в ней имеется), а потому в цветной фотографии зрелищность начинает подавлять искусство, а всевозможная компьютерная графика окончательно его уничтожает, оставляя лишь голую зрелищность. Зрелищные фотоснимки вызывают лишь сиюминутный эффект, ими нельзя наслаждаться долгое время, они быстро надоедают.

Жанр кинематографа может производить сочетания искусства, зрелища и развлечения в самых разных вариациях. В советском кино основной упор делался на искусство (потому эти фильмы и смотрят до сих пор), развлекательных фильмов было мало, а зрелищность как таковая почти вообще отсутствовала. В голливудских фильмах всё наоборот: основной упор, как правило, делается либо на зрелищность, либо на развлекательность, искусство же, если и присутствует, то либо на втором, либо на третьем плане. Современное же российское кино очень часто лишено искусства почти полностью — его пытаются всецело заменить одной зрелищностью и развлекательностью. Чёрно-белое кино, как и в случае с фотографией, имеет больший потенциал искусства, нежели кино цветное, — оно позволяет закладывать в фильм и доносить до зрителя более глубокий смысл. В связи с этим можно по-новому посмотреть на проблему раскрашивания чёрно-белых фильмов. Смотреть чёрно-белое кино, снятое так по замыслу автора, и то же самое кино в раскрашенном виде — это не вопрос вкуса, ибо самим фактом раскрашивания уничтожается нужное восприятие, под которое и выстраивал картину автор. Немое кино, как показала практика, имеет высокий потенциал развлекательности, который вполне может соседствовать с искусством (чёрно-белые комедийные фильмы с Чарли Чаплиным, цветные фильмы с Мистером Бином и др.), а вот для зрелищности в такого рода фильмах совсем мало места, ибо без слов очень трудно закрутить захватывающий сюжет. Известные голливудские жанры игрового кино: триллер, боевик, фэнтези, ужасы и др. — это, как правило, виды зрелища, такие фильмы не совсем правильно называть художественными. Художественный фильм — это фильм, где художественность доминирует над зрелищностью и развлекательностью. Из голливудских жанров, пожалуй, лишь мелодрама может претендовать на это. На Западе нет термина "художественный фильм" — там это называют "игровое кино".

Театральная сцена имеет весьма малый потенциал зрелищности и развлекательности, хотя попытки сделать из театра зрелищно-развлекательное заведение были и продолжаются до сих пор. Однако по самой своей сути театр предназначен для искусства.

Эстрадная песня, как и вообще музыка, абсолютно лишена потенциала развлекательности. Она может быть искусством — когда мелодия выражает идею прекрасного, но может быть и зрелищем — в тех случаях, когда зрителя привлекают не поэтичностью мелодии и текста, а чем-то другим (шумом, визгом, экстравагантным поведением исполнителя, вызывающими костюмами и пр.).

Жанр сатиры и юмора, как ему и положено, имеет большой потенциал развлекательности. В советское время он доказал, что может быть не просто развлечением, но ещё и искусством. Зрелищность как таковая здесь отсутствовала. Начиная с постсоветского времени стали появляться шоу, представляющие собой «ржачку», полностью лишённую искусства, эстетики. В подобных шоу на первом плане идёт развлекательность, на втором — зрелищность (низменный юмор, притягивающий внимание зрителя), а вместо искусства — антиискусство (вместо прекрасного — безобразное).

Цирк. Большинство жанров имеет лишь потенциал зрелищности, а потенциал развлекательности — клоунада и иллюзионный жанр. Что касается искусства, то советский цирк представляет собой эталон возведения цирковых представлений до уровня искусства: оно даже выходило на первый план, затмевая собой зрелищность и развлекательность. Дореволюционный цирк представлял же собой больше зрелищное заведение, где основным являлось состязания борцов. Постсоветский цирк также всё более и более выводит на первый план зрелищность представлений — тем самым чистого искусства становится всё меньше и меньше.

Понятие «артист», «художник» более уместно применять лишь к тем, кто занимается искусством — даже если искусство не на первом плане, а на втором или третьем. Но если человек специализируется на чистых зрелищах и развлечениях, лишённых напрочь искусства, то его правильней будет называть либо «шоуменом», либо «развлекателем». Искусство, зрелище и развлечение хоть и бывают близки, но всё же это разные виды деятельности, и, имея талант в одной из них, трудно быть успешным в другой. Подлинный художник никогда не сможет стать ни шоуменом, ни развлекателем. А успешный шоумен или развлекатель не в состоянии создать подлинно художественного произведения — произведения искусства.