Найти тему
Швец, чтец и игрец на дуде

Один из самых странных романов в моей жизни, притягательный и совершенно неизвестный в России

Какое странное путешествие я совершила, запрыгнув в первый попавшийся вагон. Как и всегда, совершенно спонтанно начала читать неизвестную и незапланированную книгу, о чем, к счастью, не пришлось жалеть. Хотя местами она и была невыносима.

Катарина - женщина сорока пяти лет, которая пишет непопулярные книги о святых и переодически даже читает лекции, после очередного выступления перед немногочисленной публикой Катарина получает приглашение от больного старика поехать в его дом. Решив, что ночевка у мужчины - замысел организаторов мероприятия, которые вечно экономят на жилье, женщина отправляется в отдаленный дом.

Мои постоянные читатели, верные спутники, сейчас, возможно, удивлены. Никогда в отзывах я не пересказываю сюжет книги, у меня другой подход, но данный случай требует беспрецедентных мер.

Итак, Катарина оказывается в доме старика и застревает там из-за сильного снегопада. Старик, как оказывается, смертельно болен, но умирать не собирается, потому что имеет смысл, важную цель - хоть на минуту пережить брата, который живёт по соседству. Брат тоже держится за жизнь одним надломанным ногтём и цель имеет аналогичную.

Катарина остаётся с ними - Хадаром и Улофом, переходя из дома в дом, заботясь об обоих, слушая историю их жизни и параллельно занимаясь новой книгой о святом Кристофере.

Онкобольной и сердечник при этом продолжают держаться, свирепая ненависть друг к другу не даёт им покинуть мир хоть на секунду раньше другого. Вот так бывает, не целебная сила любви, а целебная сила ненависти.

Постепенного мы узнаем историю их жизни. Мужчин, вышедших из одного чрева, но с самого детства желающих друг другу лишь погибели. Одни и те же события каждый видел по-своему, о любой мелочи братья готовы спорить до хрипоты, и, как оказалось, связывало их намного больше, чем родственные связи.

Это роман-парабола, философско-религиозная притча, имеющая невероятное количество смысловых ответвлений, раскидывающихся, словно крона сочного дерева, призывая не то чтобы думать, но поразмыслить над житием-бытием и общим устройством мира. Мира духовного.

Вообще, удивительное произведение, здесь практически сюрреалистическое повествование насильственно натянуто на реализм, все участники событий ведут себя крайне странно, но в концепции данного произведения это как будто бы норма, а библейские и фольклорные архетипы ненавязчиво и достоверно вписываются в бытовые проблемы двух старых скряг.

Прочла на одном дыхании, редко когда действительно стоящий и мудрый смысл умещается в столь интересное повествование, не было ни минуты для скуки, и ни намёка на перегруз, но после прочтения, я поняла, что к книге придётся вернуться позже. Не во все замочные скважины успела заглянуть, чувствую, что что-то да пропустила.

Огромнейшим минусом стали некоторые омерзительные физиологические детали, на дух не переношу подобного в литературе, но тут прощу, ради благого дела.

Не то чтобы история шибко поучительная или мудрая, она действительно походит на притчу о, скажем так, бессмысленности и равнодушии, но благодаря знакомым архетипическим структурам, очень ловко выстроенных автором, книга производит положительное впечатление, безусловно приковывает внимание и заставляет поразмыслить после прочтения, хотя что-что, а понравиться история точно не пытается, она просто есть, а что читатель поймёт и почувствует, это уже его дело.

Роман шведского прозаика Торгни Линдгрена «Шмелиный мёд» был написан в 1995-ом году и на родине стал книгой года в совокупности с престижной премией Augustpriset, а вот в России как-то не задалось.

И очень зря.

Личное фото
Личное фото

В предыдущих сериях я прожила чужую жизнь в искреннем романе Томаса Вулфа:

Сошла с ума от знакомства с Бернхардом:

И чуть было не погибла от невероятного красноречия и таланта Кржижановского:

Самые чувственные отзывы – для вас, прямиком из кладовой души.

Ставьте лайк и оставайтесь, одержимость классикой заразна.