Найти тему
FinBuilding

НорНикель. И "светлое" сырьевое будущее.

Оглавление

Начнем с отчета по МСФО за 1 полугодие 2023, а затем перейдем к долгосрочным фундаментальным данным.

1 полугодие 2023

Тезисно:

  • Выручка: 554,5 миллиардов рублей (-20%);
  • Чистая прибыль: 82 миллиарда рублей (-78%);
  • Прибыль на акцию: 401,8 рублей (-83%);
  • Консолидированная EBITDA: 260 миллиардов рублей (-32%);
  • Операционные расходы: снизились на 12%; капитальные вложения: снизились на 19%.
  • Свободный денежный поток (FCF): увеличился на 28% год к году, до 1,35 миллиардов $.
  • Чистый долг: 9,1 миллиарда $ (-8%); Чистый долг/Ebitda: x1,2 (уже очень комфортный уровень).

В общем и целом, сокращение выручки и EBITDA компания объясняет снижением цен на ключевые реализуемые металлы, что я еще продемонстрирую далее.

Одновременно с этим компания вернулась к положительному свободному денежному потоку. Во 2 полугодии 2022-го он был отрицательным, что стало одним из факторов отказа от выплаты дивидендов. Ранее менеджмент заявлял о целесообразности привязки дивидендных выплат именно к FCF.

В связи с этим, то есть опираясь исключительно на цифры, отчет нейтральный.

Если за 1 полугодие 2023 года компания решит направить на выплату дивидендов 50% FCF, то дивиденд на акцию составит около 400 рублей, при выплате 75% FCF - около 600 рублей.

Учитывая сильное ослабление рубля и небольшой разворот от дна котировок металлов - второе полугодие должно продемонстрировать плавное восстановление финансовых потоков.

Тут лично я еще акцентирую внимание на комментарии менеджмента об операционных процессах:

Во-первых, компания смогла увеличить продажи металлов платиновой группы и золота.

Во-вторых, продолжили расширять рынок продаж, и впервые большая часть выручки приходится на Азиатский регион.

В-третьих, снизили операционные затраты и улучшили операционную эффективность, сдерживая рост издержек.

В-четвертых, НорНикелю удалось сократить оборотный капитал на 0,8 миллиарда $ (20%), преимущественно за счет ослабления рубля, продажи складских запасов и уменьшения дебиторской задолженности.

В настоящий момент мы пересматриваем нашу стратегию развития с учетом мероприятий по импортозамещению оборудования и технологий, по итогам которых планируется актуализация инвестиционной программы 2024-2030 годов. Принимая во внимание ослабление рубля и пересмотр графиков реализации ряда проектов, мы корректируем прогноз инвестиций на 2023 год с 4,7 миллиардов $ до 3,5-3,8 миллиардов $.
Финансовый директор НорНикеля Сергей Малышев

Подытоживая: как уже сказал, отчет вышел нейтральным - есть как отрицательные факторы, так и положительная динамика.

Краткосрочно своего взгляда пока не меняю - второе полугодие должно продемонстрировать дальнейшее восстановление финансовых потоков за счет стабилизации или разворота цен на металлы, слабого рубля, сокращения издержек и расходов, и, наконец, удешевления логистики.

Немного негативный эффект окажет выплата того самого "добровольного" налога на предыдущую сверхприбыль, которую компания планирует провести ближе к концу года в размере 94 миллионов $ (менее 10% от FCF за полугодие, например).

Что касается логистики, то я не ожидал, что столь крупный экспортер так резко развернется с европейского рынка в Азию:

-3

Несмотря на то, что прямых санкций на компанию не было - НорНикель все таки решил перенаправить значительную часть поставок в Азию. Очевидно, что это привело к значительному росту расходов и затовариванию складов (из-за медленного смещения продаж - пока покупателей нашел, договора заключил, с перевозчиками все вопросы решил и т.д.)

Нивелирования именно этого фактора я ожидаю во втором полугодии, а полного завершения перестройки экспорта - к началу следующего года.

Наконец, как ситуацию на рынке металлов видят в компании:

Удивительно, но несмотря на то, что рынок меди уже 2 года в фактическом дефиците - сейчас компания отмечает сбалансированность. При этом в компании отмечают низкие складские запасы на глобальном рынке, но если внимательно посмотреть на график, то мы увидим четкий тренд на сокращение запасов с 2018-2019 годов.

Долгосрочно в НорНикеле ожидают дефицита высокосортного никеля, меди и платины, и профицит палладия. И вот тут я бы уже перешел к теме металлов.

Про металлы

Идея, основанная на заметке Bloomberg о том, что мир вошел в новый сырьевой супер-цикл - прижилась и продолжает захватывать умы.

Текст статьи и свои дополнения приводил в этой заметке:

На пороге сырьевого суперцикла.
Честный инвестор5 июля 2023

Можете восполнить пробел, если не видели.

Еще одной предысторией к этой заметке была данная статья...

Новый закон ЕС об "электричках". НорНикель, Vale и Zijin.
Честный инвестор24 февраля 2023

... в которой приводил данные о том, сколько и каких металлов требуется для электромобилей.

Что же касается этой заметки, то я решил собрать ту информацию по металлам, которую изучал в последнее время.

Медь и никель: ключевые металлы для энергетической утопии.

-5
-6
-7

Сырье, необходимое для транспортировки и хранения чистой энергии, имеет решающее значение для энергетического перехода. Медь и никель - два таких металла.

Медь необходима для передачи и распределения чистой электроэнергии, а никель питает литий-ионные батареи для электромобилей и систем хранения энергии.

  • Медь: транспортировка чистой энергии.

Когда  дело доходит до проведения электричества, медь уступает только серебру. Это свойство делает его незаменимым для множества энергетических технологий, в том числе:

  • Электромобили: в среднем, типичный электромобиль содержит 53 килограмма меди, которая в основном содержится в проводке и автомобильных компонентах.
  • Солнечная энергия: солнечные панели используют 2,8 тонны меди на мегаватт (МВт) установленной мощности, в основном для теплообменников, электропроводки и кабелей.
  • Энергия ветра: береговые ветряные турбины содержат 2,9 тонны меди на МВт мощности. Морские ветряные турбины, которые обычно используют медь в подводных кабелях, потребляют 8 тонн на МВт.
  • Электросети: медь, наряду с алюминием, является предпочтительным выбором для электрических сетей передачи и распределения благодаря своей надежности и эффективности.
-8

BloombergNEF прогнозирует, что из-за ее растущей роли в чистой энергетике спрос на медь для экологически чистых источников энергии удвоится к 2030 году по сравнению с уровнем 2020 года. В таблице сравнивается годовой спрос на медь для чистой энергетики в тоннах в 2020 году и 2030 году.

Хотя до 2030 года на электросети будет приходиться наибольшая часть годового спроса на медь, ожидается, что аккумуляторы для электромобилей возглавят этот рост в будущем.

  • Никель: питание литий-ионных аккумуляторов.

Никель является ключевым компонентом литий-ионных аккумуляторов для электромобилей и стационарных систем хранения энергии. Для электромобилей катоды на основе никеля обеспечивают большую плотность энергии и больший запас хода по сравнению с катодами с более низким содержанием никеля.

По данным Wood Mackenzie, к 2030 году на аккумуляторы может приходиться 41% мирового спроса на никель по сравнению с 7% в 2021 году.

Катоды на основе никеля для литий-ионных аккумуляторов, в том числе NMC (никель-марганец-кобальт) и NCA (никель-кобальт-алюминий), широко распространены в электромобилях и составляют более 50% рынка химических катодов аккумуляторов.

-9

Подытоживая, в том, что касается никеля и меди мы видим все тот же тренд на текущий и будущий рост спроса со стороны энергетики и автомобильной промышленности.

Что касается батарей

Существует множество типов литий-ионных аккумуляторов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы:

Шесть основных типов литий-ионных аккумуляторов: визуальное сравнение
Шесть основных типов литий-ионных аккумуляторов: визуальное сравнение

На приведенной выше инфографике показаны "компромиссы" между шестью основными технологиями литий-ионных катодов.

Каждый из шести различных типов литий-ионных аккумуляторов имеет различный химический состав.

Аноды большинства литий-ионных аккумуляторов сделаны из графита. Как правило, меняется минеральный состав катода, что определяет разницу между химическим составом батареи.

Катодный материал обычно содержит литий вместе с другими минералами, включая никель, марганец, кобальт или железо. Этот состав, в конечном итоге, определяет емкость, мощность, производительность, стоимость, безопасность и срок службы батареи.

  • 1: Оксид лития, никеля, марганца, кобальта (NMC).

Катоды NMC обычно содержат большое количество никеля, что увеличивает плотность энергии батареи и позволяет увеличить запас хода в электромобилях. Однако высокое содержание никеля может сделать батарею нестабильной, поэтому марганец и кобальт используются для повышения термической стабильности и безопасности. Несколько комбинаций NMC добились коммерческого успеха, в том числе NMC811 (состоит из 80% никеля, 10% марганца и 10% кобальта), NMC532 и NMC622.

  • 2: Литий-никель-кобальт-алюминий-оксид (NCA).

Аккумуляторы NCA имеют общие с NMC преимущества на основе никеля, включая высокую плотность энергии и удельную мощность. Вместо марганца NCA использует алюминий для повышения стабильности. Однако катоды NCA относительно менее безопасны, чем другие литий-ионные технологии, дороже и обычно используются только в высокопроизводительных моделях электромобилей.

  • 3: Литий-железо-фосфат (LFP).

Из-за использования железа и фосфата вместо никеля и кобальта, батареи LFP дешевле в производстве, чем варианты на основе никеля. Однако они предлагают меньшую удельную энергию и больше подходят для стандартных электромобилей или электромобилей ближнего действия (малый запас хода). Кроме того, LFP считается одной из самых безопасных батарей и имеет длительный срок службы, что позволяет использовать ее в системах хранения энергии.

  • 4: Оксид лития-кобальта (LCO).

Хотя батареи LCO обладают высокой плотностью энергии, их недостатками являются относительно короткий срок службы, низкая термическая стабильность и ограниченная удельная мощность. Таким образом, эти батареи являются популярным выбором для приложений с низкой нагрузкой, таких как смартфоны и ноутбуки, где они могут обеспечивать относительно небольшое количество энергии в течение длительного времени.

  • 5: Оксид лития-марганца (LMO).

Также известные как марганцево-шпинельные батареи, батареи LMO обеспечивают повышенную безопасность и возможность быстрой зарядки и разрядки. В электромобилях катодный материал LMO часто смешивают с NMC, где часть LMO обеспечивает высокий ток при ускорении, а NMC позволяет увеличить дальность движения.

  • 6: Титанат лития (LTO).

В отличие от других химических веществ, описанных выше, где состав катода имеет значение, в батареях LTO используется уникальная поверхность анода, изготовленная из оксидов лития и титана. Эти батареи демонстрируют превосходную безопасность и производительность при экстремальных температурах, но имеют низкую емкость и относительно дороги, что ограничивает их использование в больших масштабах.

Подъем батареи LFP (литий-железо-фосфат).

-11

Фосфат, который в первую очередь является ключевым компонентом удобрений, также необходим для технологии аккумуляторов на основе литий-железо-фосфата (LFP).

LFP становится фаворитом на расширяющемся рынке электромобилей. Факторы, обуславливающие эту популярность, включают превосходную безопасность, долговечность, экономичность и экологическую устойчивость.

На этом графике растущий рынок LFP, включая прогнозируемый рост и текущую долю рынка:

-12
  • В 2022 году мировой рынок аккумуляторов LFP составил 12,5 миллиардов $. Ожидается, что к 2030 году эта цифра вырастет почти до 52,7 миллиардов $, что означает среднегодовой темп роста в 19,7%.
  • В 2022 году на долю LFP-аккумуляторов приходилось 30% доли рынка электромобилей по сравнению с 6% в 2020 году.
  • В 2021 году на рынке аккумуляторов LFP доминировал Азиатско-Тихоокеанский регион, на долю которого приходилось более 34% мировой доли. По прогнозам, Северная Америка, занимающая вторую по величине долю, будет демонстрировать постоянный рост до 2030 года.
-13

Хотя мировые запасы фосфатов составляют 72 миллиарда метрических тонн, для аккумуляторов электромобилей обычно требуется фосфат высокой чистоты, обнаруженный в редких месторождениях магматических фосфатов:

-14

Львиная доля запасов фосфатов, около 70%, находится в Марокко.

Значительные залежи магматических фосфатов обнаружены только в Бразилии, Канаде, Финляндии, России и Южной Африке.

Внутри типов магматических пород также существует различие по чистоте. Около 4% мировых месторождений фосфатов представляют собой изверженные карбонатитовые породы, в то время как всего 1% составляют магматические анортозитовые породы высочайшей чистоты.

Сам тип магматической породы имеет решающее значение, особенно если учесть отходы, образующиеся при производстве очищенной фосфорной кислоты, используемой в литий-железо-фосфатных батареях (LFP) для электромобилей.

Преимуществом магматических пород анортозита для производства аккумуляторов LFP является то, что 90% может быть преобразовано в очищенную фосфорную кислоту класса LFP для батареи.

Подытоживая тему батарей: мы видим, что на рынке уже нет какого-то одного оптимального варианта - есть как минимум 6 различных видов батарей с разными характеристиками и, потому, применимые для разных видов электромобилей и в разных устройствах.

То есть спрос на металлы в батареях так или иначе сохраниться, вопрос лишь в том, какие батареи будут более популярными. Но независимо от вида, все включают литий.

И в долгосрочной перспективе меня лично заботит не столько рост добычи существующей корзины металлов НорНикеля, сколько совместное предприятие компании с Росатомом - "Полярный литий", которое будет разрабатывать Колмозерское месторождение.

Расположенный в Мурманской области проект разработки Колмозерского месторождения предполагает выпуск карбоната и гидроксида лития в объеме 45,000 тонн в год.

Завершение проектирования и геолого-разведочных работ планируется через несколько лет, а выход на проектную мощность - к 2030 году.

Кажется, что будет это не скоро, но сейчас уже вторая половина 2023 года. Через 7 лет (а может раньше, учитывая участие Росатома) компания получит еще один металл в свою корзину. И вполне может так получится, что этот момент совпадет с новой волной роста в сырьевом супер-цикле (если мы все таки уже находимся в нем).

Кроме этого...

Ведущие страны-производители кобальта в мире

Кобальт, важный компонент ключевых химических элементов перезаряжаемых литий-ионных аккумуляторов, используемых в электромобилях, претерпел значительные изменения в своей глобальной производственной структуре.

Демократическая Республика Конго (ДРК) долгое время была крупнейшим производителем кобальта в мире, на долю которого в 2022 году приходилось 73% мирового производства.

Однако, по данным Института кобальта, прогнозируется, что доминирование ДРК снизится до 57% к 2030 году, поскольку Индонезия наращивает производство кобальта в качестве побочного продукта своей быстрорастущей никелевой промышленности.

-15

Индонезия стала вторым по величине производителем кобальта в 2022 году.

Сегодня на Индонезию приходится почти 5% мирового производства кобальта, превосходя таких известных производителей, как Австралия и Филиппины.

В 2022 году производство кобальта в Индонезии увеличилось почти до 9500 тонн с 2700 тонн в 2021 году, с потенциалом десятикратного увеличения производства к 2030 году:

-16

В целом мировое производство кобальта достигло 197,791 тонн, при этом доля ДРК составляет чуть менее 145,000 тонн:

-17

Индустрия электромобилей является крупнейшим потребителем кобальта, на ее долю приходится примерно 40% от общего спроса. Ожидается, что экспоненциальный рост сектора электромобилей приведет к удвоению мирового спроса на кобальт к 2030 году.

Хотя сдвиг в производстве кобальта заметен, он не обходится без проблем. Резкое падение цены на кобальт почти на 30% до 13,90 $ за фунт серьезно повлияло на ДРК.

Кроме того, долгосрочные перспективы кобальта могут столкнуться с препятствиями из-за усилий по сокращению его использования в батареях, частично вызванных проблемами прав человека, связанными с кустарной добычей кобальта в ДРК и связанными с этим детским трудом и нарушениями прав человека.

Несмотря на продолжающиеся усилия по замене кобальта в батареях, ожидается, что в ближайшем будущем кобальт останется жизненно важным сырьем для всей цепочки поставок батарей.

Взгляните еще раз на диаграмму, а именно - на ее нижний правый угол (или 6-ая строчка таблицы). Как думаете, кто в России производит кобальт?

Сейчас единственным производителем кобальта в России, как вы уже догадались, стал НорНикель.

Причем цифра в 3500 тонн - обманчива. Ее взяли из 2017-го года, когда продажи в физическом выражении снизились с 5000 до 3000 тонн. В 2020 в России было добыто рекордное количество кобальта за год - 9000 тонн. А в 2022 - 8900 тонн.

То есть Россия по этому показателю идет почти вровень с Индонезией и обгоняет, скажем, хваленую Австралию.

Но проблема тут в другом - запасы кобальта в РФ составляют 250 тысяч тонн, общие изведанные запасы по всем странам составляют 7,1 миллиона тонн. То есть 3,5% мирового объема кобальта ежегодное приходится на НорНикель.

Впрочем, даже если округлим годовую добычу до 10000 тонн, то у компании в запасе 25 лет до истощения кобальта.

Дополню, что ресурсы кобальта в железомарганцевых конкрециях и корках на океанском дне оцениваются почти в 120 миллионов тонн, так что в перспективе нужно будет следить за новыми проектами.

Очевидно, что про кобальт речь шла в контексте 6 видов батарей, в 3 из которых применяется данный металл.

Локальное дно супер-цикла?

Ну а теперь взглянем на биржевую историю упомянутых металлов.

Медь
Медь

Медь достигла локального дна в середине 2022 года, отыграв коррекцию после более 100% роста с марта 2020 по февраль 2022.

Как вы возможно знаете, медь является первичным индикатором состояния глобальной экономики. Если мы все таки получим рецессию в США - можно будет ожидать продолжения коррекции, но не ниже точки начала роста (март 2020), так как супер-цикл подразумевает волновой сценарий и, стало быть, сейчас или начало 3-ей волны (момент перед пробоем треугольника вверх), или большая и длинная 2-ая коррекционная.

Литий
Литий

Что касается лития, то сильный дефицит привел к росту с марта 2020 по ноябрь 2022 более чем на 1000%, после чего коррекция составила около 70%.

Платина
Платина

Если мы исходим из теории сырьевого супер-цикла, то вот как я вижу текущую картину по платине.

Точка отсчета - дно 2020. Сейчас цена вернулась на максимальные значения того же года, откуда предпринимает попытку разворота в новом тренде.

Развязка тут очень близко, так что скоро узнаем.

Палладий
Палладий

Наибольшая коррекция, как видим, произошла в палладии - с 3000 до 1245, при этом на уровне 1119 сильная поддержка.

Кобальт
Кобальт

Кобальт живет своей цикличной жизнью - 2016-2019 и 2019-2023.

Кобальт
Кобальт

Цена пришла на уровень 2020. Падать ниже уже особо некуда.

Никель
Никель

Самый интересным образом дело сейчас обстоит в никеле, так как технически сформировалась фигура для разворота и нового растущего тренда, независимо от того, станет ли цикл роста новым или будет продолжением предыдущего.

Ну и пользуясь случаем представляю вашему вниманию алюминий:

Алюминий
Алюминий

Представленный в моем портфеле долей в China Hongqiao и динамика которого очень похожа на никель. И пиломатериалы:

Пиломатериалы
Пиломатериалы

Отчасти представленные в моем портфеле долей в Сегежа (отчасти, так как Сегежа и другими товарами занимается).

Что, если супер-цикл - сказка?

Даже в этом случае я не вижу иных наиболее вероятных сценариев, при которых не произойдет разворота на сырьевых рынках, где, очевидно - дно уже сформировано.

Иными словами, все самое плохое, или почти все самое плохое - уже случилось.

Большинство аналитиков закладываются на снижение ставки ФРС с 2024 года. Весь вопрос, как уже писал прежде, в том, дотянет ли мировая экономика до цикла снижения ставок без серьезного ущерба, или все таки где-то что-то в системе сломается, как уже не раз было прежде.

В таком случае мы имеем два сценария для сырьевых товаров, но с одним исходом.

В первом случае разворот и выход из коррекции по товарам начнется уже в ближайшее время, так как спекулянты и долгосрочные инвесторы будут делать ставку на будущую девальвацию доллара в цикле понижения ставки.

Во втором случае шок и эмоции, которые обычно сопровождают черных лебедей, приведут к локальной распродажи и обвалу всех сырьевых товаров, как это было, например, в 2020 году. Но это гипотетическое событие еще больше усилит сценарий мягкой денежно-кредитной политики и заставит ФРС изменить курс в моменте, что опять же станет разворотом на всех рынках.

Оба сценария, так или иначе, заканчиваются одним и тем же - ФРС будет снижать ставку и тем самым доллар будет слабеть к мировым валютам. Без денежных вливаний современная закредитованная экономика существовать не может. А чем закончилась эмиссия долларов в период 2020-2021 - все мы видели.

В завершение

В целом, конечно, будет здорово, если НорНикель выплатит за 2023 год 800-1200 дивидендами (за оба полугодия при допущении, что 2-ое будет не шибко лучше), но я с самого начала смотрел на эту историю в долгосрочной перспективе.

Полугодовые результаты, в контексте такого взгляда, имеют не столь большое значение. Но, все же, учитывая какая в действительности прошла коррекция по рынкам металлов, а также все затраты с перенаправлением экспорта на рынок Азии - компания не плохо держится.

Мой Telegram-канал, кому интересно.

Благодарю, что читаете.

По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.