Эти слова Вера часто вспоминала, когда родила Настю. Она испытывала вину перед дочерью, что та, как и она когда то, росла без отца, но, в отличие от своей матери, уделяла дочке много внимания.
По выходным они часто гуляли в парке или смотрели мультфильмы на широком экране в кинотеатре, а когда Настя подросла, то даже несколько раз совершали поездки в другие города, осматривая достопримечательности.
Лидия Егоровна тоже много занималась с внучкой. Уже в пять лет Настенька умела бегло читать, считать до 100, а еще бабушка записала ее на фигурное катание, но девочке там не понравилось, потому что нужно было много тренироваться, а ей больше всего нравилось читать книжки, разглядывая интересные картинки.
Настя росла послушным ребенком, не доставляя ни маме, ни бабушке никаких особых хлопот. В школе девочка училась хорошо, учителя ставили ее в пример на родительских собраниях. Лидия Егоровна очень гордилась внучкой, которая училась именно в той школе, в которой когда то преподавала она сама.
Когда Настя заканчивала восьмой класс, то Лидия Егоровна умерла. Произошло это внезапно, шла из магазина с покупками, присела на скамеечку, чтобы передохнуть и больше с нее не поднялась. Когда приехала скорая помощь, которую вызвали неравнодушные прохожие, то было уже поздно.
- Вот и остались мы с тобой вдвоем, Настенька,- горько плакала Вера, убирая со стола после поминок,- Только ты и я на всем белом свете. Ты уж, доченька, не бросай меня, когда закончишь школу, а то я совсем совсем с тоски пропаду.
- Ну что ты, мамочка,- Настя поставила на стол поднос с посудой и обняла мать,- Обещаю, что никогда не оставлю тебя и всегда буду рядом.
За Настей пытались ухаживать одноклассники, но она не обращала ни на кого внимания, торопясь после уроков домой, чтобы к приходу матери приготовить ужин и убраться в квартире, а в выходные, они, вместе с Верой, ходили то в театр, то в музыкальную Филармонию, а то и на выставки, который устраивал местный Краеведческий музей.
- Смотрю я на вас с Настей и радуюсь,- одобрительно кивала головой соседка Нина Ивановна, встретив Веру во дворе,- Всюду вы вместе, словно две подружки. Хорошую ты, дочку воспитала, с такой не страшно и старость встречать. Не то что мои сын, как женился, так и глаз к родной матери не кажет. А все его жена- стерва, даже внуков ко мне не пускает.
Вера слушала соседку, а сама усмехалась. Она еще помнила, какой Нина Ивановна устроила скандал, когда ее сын Алексей, объявил, что решил жениться. Она не захотела знакомиться с будущей невесткой, потому что заранее была уверена, что та ей не понравится.
Нина Ивановна и на свадьбу то не собиралась идти, но побоялась, что единственный сын и вовсе на нее обидится. Зато потом рассказывала, сидя на скамейке, своим приятельницам, что действительно оказалась права. Невеста то оказалась беременная и всю свадьбу просидела за столом с недовольным видом. Алексей пытался объяснить матери, что Дашу мучает сильный токсикоз, но Нина Ивановна ему не поверила.
- В наше время и слова то такого не знали «токсикоз»,- ехидно ответила она сыну,- Работали до последнего, пока в роддом не пришла пора ехать, ели все, что на столе было поставлено, а твоя тарелки отодвигает и пьет только воду, да обмахивается салфеткой. Эх, сынок, облапошила тебя твоя Дарья, как бы не пришлось тебе воспитывать чужого ребенка.
- Мама, прекрати так отзываться о моей жене,- одернул ее Алексей,- Мне отец рассказывал, как ты изводила его своими причудами, когда была беременна мной. То ты среди ночи просила отца, чтобы он съездил в гараж и привез квашеную капусту, потому что соленые огурцы тебе надоели, то вдруг хотела горячий свежевыпеченный хлеб и отцу приходилось с самого утра ехать на пекарню, а затем прятать этот хлеб у себя за пазухой, чтобы он не остыл,то...
- Ой, хватит,- перебила сына Нина Ивановна,- Твой отец был еще тот выдумщик. Ничего подобного я у него не просила,- она нахмурилась и поспешила сесть на свое место за свадебным столом.
Когда родился внук, то Нина Ивановна заявила на выписке из роддома, что была права и мальчик вовсе не похож на Алексея.
- Мой Лешенька был при рождении светловолосым и носик у него был пуговкой, а этот малыш темноволосый и нос у него, вон какой большой.
- Так это он в меня пошел,- пошутила сватья, Ирина Владимировна, сердито посмотрев на Нину Ивановну,- Я в своей дочери уверена, она не стала бы обманывать вашего сына.
- Поживем-увидим,- Нина Ивановна поджала губы и после выписки сразу уехала домой, сославшись на неотложные дела.
Алексей обижался, что мать редко навещает внука.
- А что мне у вас делать?- ухмылялась Нина Ивановна,- Вам, небось, другая бабушка помогает, она то уж точно знает, что это ее внук.
О том, что невестка снова беременна, Нина Ивановна узнала только тогда Леша позвонил ей и обрадованно закричал в трубку:
- Мама, поздравь меня, Даша снова родила сына.
- Что же она у тебя рожает то каждый год?- произнесла Нина Ивановна, вместо поздравления,- На что жить то собираетесь? Всех ведь не прокормишь.
- Это моя забота,- огрызнулся Алексей и в трубке послышались короткие гудки.
Через три месяца, после рождения второго внука Нина Ивановна решила на него посмотреть. Невестка встретила ее довольно холодно, как потом рассказывала Нина Ивановна соседкам, даже не предложила выпить чашку чая. То укачивала малыша на руках, то усаживала старшего сына на горшок, а для свекрови у нее не нашлось даже свободной минутки.
Конечно же, Нина Ивановна высказала все это сыну, когда тот заехал навестить мать, на что Алексей снова принялся защищать свою жену, сказав, что с двумя маленькими детьми той приходится нелегко.
Нина Ивановна тогда обиделась на сына и даже некоторое время не отвечала на его звонки. А потом сын и вовсе стал звонить все реже и реже, словно совсем позабыв о маме и снова она обвиняла невестку в том, что та настраивает Алексея против родной матери.
Пока Нина Ивановна работала, то свободного времени у нее было не особо много, разве что в выходные. А вот когда она вышла на пенсию, то остро почувствовала свое одиночество. За последние годы они с сыном отдалились друг от друга, а с невесткой Нина Ивановна до сих пор так и не смогла найти общего языка. Внуки тоже особо не стремились к бабе Нине, они любили проводить время с бабушкой Ирой, которая души в них не чаяла. Да и Алексей больше тянулся к теще, чем к родной матери.
- Вот и рожай после этого детей,- вздохнула Нина Ивановна, снова взглянув на Веру,- Всю душу я вложила в своего Лешку, а он и не позвонит мне лишний раз, все выходные с семьей на тещиной даче проводит, меня туда даже не приглашают, да я и не напрашиваюсь. Проживу уж как нибудь одна. И остается мне, как только на вас с Настей любоваться.
А Вера и сама не могла нарадоваться на свою дочь и всем расхваливала ее, как могла. Настя старалась ничем не огорчать мать, в школе училась хорошо, занималась в театральном кружке, но больше всего любила проводить время в библиотеке, как в свое время, Вера.
После окончания школы Настя твердо решила поступать в Университет на исторический факультет, но Вера, испугавшись, что дочь будет уезжать в различные экспедиции, стала ее отговаривать.
- Ну зачем тебе нужна эта история?- хмурилась она, глядя на дочь,- Где ты будешь работать, после получения диплома? Экскурсоводом? Каждый день водить экскурсии по краеведческому музею, рассказывая посетителям одно и то же из жизни мамонтов?
- Мам, но ты же сама говорила, что очень обижалась на бабушку, когда та отговорила тебя подавать документы в институт культуры,- Настя удивленно посмотрела на мать.
- А сейчас я за это ей очень благодарна,- Вера гордо подняла голову,- Сидела бы сейчас в библиотеке, закутавшись в теплую шаль и заполняла читательские формуляры. Скукотища. Да и как бы мы с тобой прожили на зарплату библиотекаря?
- А работать бухгалтером прямо очень весело,- ухмыльнулась Настя,- Одни цифры кругом, ничего интересного.
- Ну, во первых, я работаю не простым бухгалтером, а ведущим, значит мои знания и опыт руководство оценило по достоинству, а во-вторых, всегда есть возможность подработать, хорошие специалисты сейчас ценятся на вес золота.
- А может мне поступить в педагогический институт?- Настя вопросительно посмотрела на мать,- Стану учителем, как бабушка, только не русского языка и литературы, а, например, все той же истории или географии.
- Почему бы и нет,- согласно кивнула головой Вера,- Думаю, что бабушка гордилась бы таким выбором.
На том и договорились, Настя подала документы в Педагогический институт, успешно сдала вступительные экзамены и вскоре увидела свою фамилию в списке зачисленных на 1 курс.
- Ты бы, Настенька, пошла немного прогулялась с подругами,- говорила ей мать, глядя, как дочь постоянно занимается, готовясь, то к сессии, то оформляя курсовую работу,- Не надоело еще дома сидеть?
- Да ну, - отмахивалась Настя,- Мне с ними не интересно. У них одни разговоры, только о парнях, нарядах, об учебе совершенно не думают. Даже не представляю какие из них получатся учителя.
- Пока молодая нужно этим пользоваться,- качала головой Вера, а сама радовалась, что дочка постоянно находится дома, по прежнему они только вдвоем ходят в театр, кино, словно неразлучные подружки.