Есть время гнать, а есть - бежать.
Всем в мире правит случай. Надейся на себя или на Бога, но особенно не обольщайся. Вселенной правит случай. Нельзя ни во что верить, нельзя ни в чём быть уверенным. В жизни побеждает тот, кому больше повезло. Верить во что-либо - свободный выбор каждого человека. Конечно, можно ещё попробовать верить в науку, в доказательства и в статистику, но удача от этого ближе не станет.
Грядущего не остановить, а жизнь под себя не подстроить. Но можно поступить мудрее: либо самому под неё подстроиться, либо отойти в сторону, уступив дорогу молодым и наглым. И пусть они сами друг друга поубивают.
Сегодняшний сюжет как раз обо всём об этом. Смотрим фильм-вестерн, драматический триллер режиссёров Джоэла и Итана Коэнов "Старикам тут не место" (2007), снятый по одноимённой книге Кормака Маккарти. Итак, совсем коротко о сюжете картины.
Западный Техас, лето 80-ого. Какая-то пустыня. Сварщик Льюэллин Мосс (Джош Бролин), ветеран Вьетнама и охотник, обнаруживает в пустыне брошенные машины и трупы наркоторговцев. Один ещё полужив и умоляет дать ему воды, но воды у Мосса нет. Зато теперь у него есть чемодан с двумя миллионами долларов. А ещё у него есть совесть, из-за угрызений которой Льюэллин едет обратно на место кровавой бойни с водой. Однако несчастный раненый оказывается уже добитым выстрелом в голову.
На месте Мосса замечают подъехавшие за ценными вещдоками мексиканские бандиты. Опытный военный с трудом уходит от бандитского преследования, но не от полиции - по брошенному автомобилю его быстро вычисляет опытный шериф Белл (Томми Ли Джонс), а до него, что ещё страшнее — хладнокровный киллер Антон Чигур (Хавьер Бардем), нанятый для разборок американцами.
Мосс, спрятав из соображений безопасности свою юную жену Карлу (Келли Макдональд) в техасской глуши у её матери, сам пускается в бега, держась на всякий случай поблизости от мексиканской границы. Чемоданчик с портретами американских вождей он надежно прячет в венткамере мотеля. Но на хвосте у него умный и злой киллер Чигур и опытный, но уставший от жизни шериф предпенсионного возраста Белл. Поэтому свой ценный багаж везучий сварщик постоянно перепрятывает, пока не оказывается в больнице после ранения в перестрелке с Антоном.
В больницу к Моссу является ещё один ответственный работник - наёмник Карсон Уэллс (Вуди Харрельсон), которому поручено остановить уже самого Чигура. Он уговаривает Льюэллина вернуть деньги в обмен на защиту от Антона. Мосс отказывается, но когда меняет своё решение, самого Уэллса уже убивает Чигур. И теперь Мосс должен успеть спасти свою Карлу...
О том, что стало с участниками событий, вы узнаете из фильма, который, хоть и называется вестерном, но по факту является куда более многогранным, как и всё, что делают Коэны. Кино можно снять про что угодно, лишь бы его было интересно смотреть. А это кино интересно и смотреть, и пересматривать. Бывают такие фильмы, где просто получаешь удовольствие от самого процесса, изучаешь каждый кадр, задумываешься над каждой сценой. "Старикам тут не место" - как раз из таких.
В финале шериф Белл, вышедший в отставку, рассказывает жене Лоретте о своих снах. В первом он потерял деньги, которые ему дал отец, тоже бывший шерифом. Во втором сне он ехал через горный перевал, а отец, обогнав его, проскакал вперёд во тьму и холод, чтобы развести там костёр и ждать своего сына, которому, в отличие от отца и деда, погибших при исполнении служебных обязанностей, удалось дожить до пенсии.
Думаю, что это и есть главный посыл фильма: мир невероятно сильно изменился, причём не в лучшую сторону, и сейчас в нём происходят такие события, о которых раньше и помыслить было нельзя. Поэтому, старикам с их устаревшей моралью и архаичными взглядами, здесь точно не место. Весьма актуально, неправда ли? Но если немного подумать, то в этом фильме можно обнаружить и мораль: никогда не бери чужое, живи осторожнее.
Фильм гениально снят по произведению современного американского классика, с наилучшим актёрским ангажементом нашего времени. Из 8 номинаций на "Оскар" фильм взял 4, а тогда - 15 лет назад - это ещё что-то да значило. Лучший фильм, лучший режиссёр, лучший сценарий и лучшая мужская роль второго плана у Бардема - всё совершенно заслуженно.
А у меня на сегодня тоже - всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее, оставайтесь на О!СЮЖЕТ.
И помните: Бережёного Бог бережёт, небережёного дьявол стережёт, а остальные - просто страхуются. Будьте осторожны!