Не «спасибо», а «благодарю».
Не «последний», а «крайний».
Не «на здоровье», а «во благо».
Складывается впечатление, что понятие синонимов многим незнакомо, и отсюда возникает непреодолимая тяга непременно что-то чем-то заменить.
Сейчас такая категоричность активно муссируется. Люди обращают внимание на то, что ты произносишь, в мельчайших деталях. Так, как когда-то придирались к грамматическим ошибкам, теперь акцентируют на том, что ты не так желаешь и благодаришь.
И самое поразительное то, с какой манией исповедуют свои правила приверженцы старославянизмов. Ищут подлинный смысл, обращаются к истории словообразования и докапываются до истины (а заодно до всех окружающих).
В чем мораль категоричности? В силе слова. Якобы мы отдаём своё здоровье, просим спасения у Бога – и это через обыкновенные проявления вежливости.
Я совершенно согласна с тем, что слово – необычайно мощный инструмент. Но воспринимаю его силу немного иначе. Впрочем, своё мнение никому не навязываю, а только делюсь им.
На мой взгляд, важнее любой формулировки её посыл. Когда конструкция не несет в себе никакой отрицательный заряд, по большому счету слово не является вредителем.
Даже известный всем и табуированный многими мат. Одно дело – выражаться, чтобы раздробить человека, и совершенно другое – когда вы ругаетесь с целью экспрессивно обозначить какие-то фигуры речи.
Сквернословие здесь – всего лишь банальный пример, из которого мы не будем разводить споры о том, плохо ли ругаться матом и противоречит ли это божественному началу.
В любом слове – цензурном или не очень – важен посыл. То, с каким настроем и из какого внутреннего состояния вы говорите, меняет почти всё.
Вы сами наделяете произносимое смыслом. Какой он будет и что донесёт собеседнику – решаете вы.
Нам стоит хотя бы иногда замечать, о чем мы думаем в момент речи. Нанести удар можно вполне умеренными фразами, если навесить на них тонны злости и обиды. Чтобы задеть и сделать больно, не всегда нужны грубости – поверьте, ваш настрой окрасит в нужный цвет любое сочетание букв.