Найти в Дзене

Екатерининское собрание. Это здание было культурным центром Санкт-Петербурга. Здесь репетировал Дягилев и выступал театр "Кривое Зеркало".

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Слева, параллельно Парадной лестнице, есть еще одна лестница. Она вела на хоры Большого зрительного зала.

Вторая лестница
Вторая лестница

А с правой стороны есть небольшое помещение. Дело в том, что на втором этаже находилась застекленная галерея перед входом в ресторан. Она была построена из-за расширения планировки здания. Чтобы построить галерею и соединить ее с Театральным залом потребовалось поставить ее на пилоны.

комната справа от лестницы
комната справа от лестницы

Когда пришла комиссия, которая готовила устройство лазарета, они увидели, что планировка здания не соответствует действительности. Многие помещения были сделаны без согласования. Были выставлены определенные требования, одно из них было - закрыть галерею на первом этаже. Скорее всего, она использовалась, как выход во двор.

Собрание не хотело тратить деньги. Поэтому они положили пол на землю. Для оформления интерьеров помещения был приглашён лепщик, который создал изумительную лепнину. Но из-за сырости и влажности помещения, штукатурка постоянно отпадает. Скорее всего, это помещение использовали, как курительную комнату.

Парадная лестница из-за большого потока зрителей не могла быть “летящей”. Были созданы железные конструкции, укрепляющие ступени. Решетки поручней имеют оригинальный рисунок. Раньше они были бронзированы. Сейчас восстановить это невозможно, так как технология утрачена.

-4

Первоначально лестница должна была быть на один этаж выше. Но из-за недостатка денежных средств здание было не достроено.
Парапет украшают морские раковины с монограммой "ЕС". Раньше они были позолочены.

-5

Ресторан имел балконные балюстрады, которые выходили на лестницу.

-6

Световой фонарь над лестницей, скорее всего, был спроектирован военным инженером Николаем Смирновым. С большой вероятностью потолок украшали витражи. Пространство лестницы было сделано, как внутренний дворик.

-7

С одной стороны лестницу украшают пилястры, заканчивающие свитками. Из этих свитков вытекает волна, которая перетекает в гирлянды роз. Заканчивается композиция пристенными электрическими светильниками - "апликами".

-8

Рядом со светильниками своды облицованы плиткой цвета морской волны - это цвет этого учреждения. Одни керамические плитки узорчатые, а вторые просто голубые. Узорчатые - это оригинальная плитка, сохранившаяся с начала XX века.

Растительный орнамент на парадной лестнице частично повторяет орнамент первого вестибюля (яблоневые ветки). Также в отделке присутствуют гирлянды из роз. Весь лепной декор был выполнен вручную.

-9

Центральный балкон Галереи второго этажа, который вел из Театрального зала в ресторан, украшен двумя колоннами ионического ордера. Но вместо ионической капители была положена “свернутая тряпочка”, которая была обвита виноградными гроздьями. Но на самом деле - это не виноград, скорее всего, это маслины.

-10

Витражные окна украшены бутонами тюльпанов. При разном освещении краски витражей меняются. Окна витражей были заказаны до пересмотра проекта здания, из-за этого они получились слишком большими.

-11

Вечером витражные окна начинали блестеть своими золотыми гранями. Витраж исторический, но при реставрации его закрепили в новые рамы.

-12

Все театральные постановки проходили Большом зале. Высота зала - два этажа, выходящие на Среднюю Подьяческую улицу.

Большой зал 2023 год
Большой зал 2023 год

Занавес, ковер и кресла в зале были сделаны из бирюзового бархата.

-14

Зал был декорирован в морской тематике. Его потолок украшал живописный плафон с журавлями. Верхние вентиляционные решетки окружали пучки камыша и лилий (сделаны в форме овалов). На стенах красовались камыши и русалки, окна обрамляли цветочные гирлянды. Наверху была монограмма “ЕС”, которая в советское время была уничтожена.

потолок Большого зала 2023 год
потолок Большого зала 2023 год

Большой зал был рассчитан на 600 мест внизу и на 100 мест на хорах. В зале были устроены ложи и можно было выйти на балкон.

-16

Театр Екатерининского собрания был одним из центров культурной жизни Санкт-Петербурга. В первом сезоне в Большом зале выступала опереточная труппа Верховского (они переехали из старого здания собрания).

На второй сезон театр сняла актриса Александринского театра Д.М. Мусина-Пушкина. Ее супруг Ю.Э. Озаровский был известным режиссером. Он первым ввел соответствие декораций сцены, костюмов историческому тексту.

На третий сезон зал снял театр “Кривое зеркало”. Это был театр пародий. Самые знаменитые постановки были пародиями на оперы.

В 12 часов по воскресеньям и на каникулах в Большом зале показывали оперу “Иванов Павел”. После 11 часов вечера, когда большой спектакль заканчивался, актеры переодевались в обычные костюмы, брали гитары и шли в ресторан. Там они гуляли между столиков и пели романсы.

После того как ресторан пустел, актеры спускались в подвал и ставили “страшилки”. Для создания атмосферы подвал был подсвечен красными прожекторами.

На эти представления ходили все, кроме Николая II. В Екатерининском собрании не было императорской ложи и отдельного входа.

Чтобы посмотреть спектакль, он впустил актеров частной труппы в Китайский императорский театр в Царском Селе. Императору очень понравилось представление.

Театр существовал до сентября 1914 года. Тогда они сказали, что нельзя смешить публику, когда под ними находится лазарет.

С 1908 по 1914 год в Екатерининском собрании был не только театр “Кривое Зеркало”, но и проходили репетиции парижских сезонов С.П. Дягилева. Дягилев репетировал в Эрмитажном театре. Но в связи с тем, что у Дягилева был конфликт с М.Ф. Кшесинской она надавила на дирекцию Эрмитажного театра и Дягилева оттуда выгнали.

Бенуа вспоминал, как труппа переезжала из Эрмитажа:

«Мы... сидевшие в экипаже, возглавляли процессию. Все наши артисты, костюмерши с корзинами и театральные рабочие шли следом. Длинный хвост тянулся через весь город. Дух приключения, чуть ли не пикника, казалось притуплял лёгкий привкус стыда из-за того, что "нас вышвырнули"».

Труппа Дягилева репетировала с 11 утра до середины дня. Для репетиций оперы использовали Большой зал, в котором была хорошая акустика. А балетные номера репетировали в ресторане.

Артисты труппы Дягилева
Артисты труппы Дягилева

В 1914 году Дягилев остался в Париже готовить следующий сезон. Вместе с ним осталась часть его артистов. В Россию он больше не возвратился.

После революции в Большом зале расположилось “Белгоскино” до 1937 года. В советское время зал украшал портрет В.И. Ленина.

-18

У Большого зала располагалась анфилада из пяти гостиных. Когда-то их стены были обтянуты гобеленовыми тканями. От прежнего убранства сохранилась лишь лепнина и камин, выполненный из редкого сорта мрамора, в одной из комнат. Одна из них декорирована корзиной цветов и венками. Лепнина была раскрашена при проведении последней реставрации.

-19

Окна в гостиных завешаны шторами, которых изначально не было. Модерн предполагает, что через большие окна днем в здание попадает дневной свет с улицы, а вечером окна здания освещают улицу электрическим светом.

-20

Переходы между гостиными сделаны в виде больших арок, застекленных сверху.

Вместо ресторана теперь сделан Малый зал. В его декоре использованы цветочные орнаменты.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк - это очень важно для развития канала.

И обязательно ознакомьтесь:

а