Найти в Дзене

4 простых способа оценить качество работы продавцов

Оглавление

От продавца часто зависит, захочет ли клиент вообще приходить в ваш магазин, приобретать разные товары и советовать вас друзьям. Чтобы проверить, насколько хорош ваш продавец, можно воспользоваться одним из четырех способов — или всеми сразу.

Отправить тайного покупателя

✅ Плюсы: можно сделать прямо сегодня, не нужна специальная подготовка, а оценка будет объективной, потому что продавец вообще не в курсе проверки

Минусы: от 1000 ₽ за каждую оценку

Тайный покупатель — наемный сотрудник, который купит у вас какой-нибудь товар, а затем расскажет, как работал продавец. Поможет проверить выполнение стандартов обслуживания, знания ассортимента, умение проконсультировать по товару и общий уровень общения с клиентом.

Что именно может рассказать тайный покупатель:

  • Как продавец общается. Искренне или вымученно. С улыбкой или нейтральным или даже презрительным выражением лица. Берет инициативу или ждет, пока посетитель задаст вопрос.
  • Соблюдает ли продавец закон. Все ли в порядке с помещением с точки зрения СанПиН. Выдает покупателю чек или нет, например, чтобы потом оформить возврат.
  • Склонен ли продавец к хищениям. Например, отпускает товар из-под прилавка или принимает оплату на личную карту.

Нанимать тайного покупателя лучше всего в исследовательском агентстве — там подберут сотрудника, который похож на вашего типичного клиента. Но можно найти подходящего человека на Авито или просто попросить кого-нибудь из знакомых сыграть эту роль.

Наблюдать за действиями продавца

✅ Плюсы: бесплатно и чаще всего объективно

Минусы: нужно тратить время на наблюдение или поставить квалифицированного менеджера, который знает, на что смотреть

Наблюдение покажет, как продавец общается с клиентами, насколько заинтересован в решении их задач, как хорошо знает ассортимент. Понаблюдав несколько дней, можно составить объективное впечатление о сотруднике и решить, оставлять сотрудника в штате или искать замену.

Но в присутствии супервизора или под камерами видеонаблюдения продавец будет склонен работать лучше, чем привык, и может испытывать стресс от того, что находится в поле зрения. Стоит делать поправку на то, что реальные характеристики и навыки продавца могут отличаться от того, что вы видите.

Провести скрининг

✅ Плюсы: объективная и научно обоснованная оценка квалификации

Минусы: продавцу такое не понравится, а еще нужен хороший психолог, который обычно берет за скрининг от 4000 ₽ за сотрудника

Скрининг — проверка сотрудника с помощью психологического исследования. Психолог может беседовать с вашими сотрудниками, проводить тесты или исследования на полиграфе, а потом составлять для вас экспертные заключения по благонадежности продавцов.

Лучше всего проводить скрининг до найма сотрудника, но можно и после. Скрининг помогает выявить так называемые корпоративные факторы риска, то есть склонен ли продавец:

  • воровать,
  • прогуливать,
  • хамить клиенту,
  • уходить в запои и не отвечать на телефон,
  • отлынивать от работы или трудиться спустя рукава,
  • сливать клиентскую базу конкурентам за вознаграждение.

Люди воспринимают такие проверки либо с интересом, либо с негативом, мол, как вы посмели во мне усомниться. Реакция непредсказуема заранее, поэтому приглашать сотрудников на полиграф стоит, только когда есть веский повод. Например, в компании кто-то ворует и нужно узнать, кто именно.

Автоматизировать бизнес-процессы

✅ Плюсы: у продавцов не будет физической возможности что-то украсть, а у владельца будет полный контроль над остатками запасов, ценами и деньгами в кассе, а еще продавец будет реально выполнять свою работу, а не просто пробивать товары

Минусы: звучит сложно и страшно

Иногда вместо регулярных проверок продавца проще сделать так, чтобы его вообще не приходилось проверять. С этим поможет автоматизация некоторых бизнес-процессов, например, заказа товаров.

Что дает автозаказ:

  • Лишает продавца возможности размещать на полках товар от «правильных» поставщиков или случайно забирать товар домой.
  • Анализирует и прогнозирует спрос, держит заказы в оптимальном диапазоне, защищает от кассовых разрывов.
  • Гарантирует, что в магазине не будет просроченных товаров, потому что система заказывает только то, что нужно сейчас и будет продано в ближайшее время.

Помимо ошибок продавца — случайных и намеренных — есть и другая проблема. В последнее время продавец превращается в кассира: редко работает с потребностями и желаниями покупателя, чаще всего просто пробивает товары. Эту проблему решает CRM для розницы.

Как CRM4Retail помогает продавцам увеличивать выручку:

  • Встроенная система лояльности запоминает клиентов, анализирует их покупки и выстраивает рекомендации. Продавец видит рекомендацию и предлагает покупателям товары, которые скорее всего вызовут интерес.
  • Система подсказывает, когда лучше проводить акции и на какие товары делать скидки — чтобы это была не благотворительность, а прибыльная маркетинговая стратегия.

Если в магазине есть CRM для розницы, увеличивать выручку получится даже у продавца, который не знает ассортимент. Когда закупки или другие процессы автоматизированы, останется только проверять, насколько продавец хорош в общении с клиентами, а все остальные риски будут сняты.

Если знаете другие способы оценки качества работы продавца — поделитесь в комментариях, буду рад послушать ваше мнение.